Атомная бомба на дне Цимлянского моря: загадка и финал старинного мифа наших мест
Читайте также:
- «Если Гуськов не поможет – остаётся обращаться к президенту»: лучшей смотровой площадке Ростовской области грозит исчезновение (13.12.2023 18:04)
- По следам Петра I и канувшей в море Цымлы с директором цимлянского музея Галиной Сумцовой (27.11.2023 13:43)
- Смертельно опасное место для купания раскрыло обмелевшее Цимлянское водохранилище (27.10.2023 12:52)
Точка в истории мифа об атомной бомбе была поставлена 4 ноября минувшего года.
Весной этого года исполнится ровно 60 лет с момента катастрофы над Цимлянским водохранилищем, положившей начало мифу об атомной бомбе на дне рукотворного моря.
Вкратце окунёмся в ту эпоху, а быть может кто-то проведет параллели с современностью. Первая половина 60-х. Противостояние двух сверхдержав – США и СССР набирало обороты. Оно вошло в историю, как «холодная война» и «гонка вооружений». Дядя Сэм хочет поставить на место «проклятых коммуняк», которые только что обошли его в научном прогрессе и первые в мире вывели человека в космос. Чтобы показать, кто в доме хозяин Штаты размещают ракеты средней дальности в Турции. Ракеты могли достигнуть Москвы и главных промышленных центров Советского Союза за 10 минут. К тому моменту американские ракеты уже были размещены в Великобритании и Италии и могли накрыть большую часть европейской территории России. Еще в начале 1962 года советская разведка получила копии американского плана ядерного удара по СССР. Тогда Никита Хрущев обещает показать американцам Кузькину мать и размещает ракеты на Кубе в самом подбрюшье США.
Октябрь 1962 года – «Карибский кризис», когда мир был в шаге от ядерной войны
Это была отчаянная мера. На тот момент наш ядерный потенциал в десятки раз уступал арсеналу американцев. Остров свободы был взят США в блокаду. 27 октября 1962 года советской ракетой над Кубой был сбит американский самолет-шпион. Летчик погиб. Мир замер на грани ядерной войны. И Штаты дали заднюю. Одно дело сбросить ядерную бомбу на беззащитных японцев и в один момент сжечь 300 тысяч человек. И другое - на страну, которая может ответить своей ядерной дубиной.
Джон Кеннеди пошел на мировую с Никитой Хрущевым. Они договорились «под честное слово» взаимно вывести ракеты, причем Штаты обязались не трогать социалистическую Кубу. Между Вашингтоном и Москвой протянули «горячую» телефонную линию, чтобы лидеры стран оперативно напрямую связывались друг с другом.
Тем не менее, гонка вооружений шла полным ходом. Советские военные конструкторы создали противокорабельную ракету К-10, развивающую сверхзвуковую скорость и способную нести ядерный заряд. Одной такой ракеты достаточно, чтобы пустить на дно американский авианосец.
Советская противокорабельная ракета К-10, способная нести ядерный заряд. Разработана в 1960 году
Чтобы испытать новую ракету утром 13 мая 1964 года бомбардировщик «ТУ-16» 170-го морского авиационного ракетоносного полка стартовал с аэродрома белорусского города Быхов. Командиру корабля подполковнику Буренкову была поставлена задача - долететь до Каспийского моря и произвести практические стрельбы. Так же перед экипажем стояла задача отработать дозаправку в воздухе – процедуру тогда новую и плохо освоенную.
Стыковка ракетоносца с топливозаправщиком, таким же Ту-16 произошла над Цимлянским морем около 10 утра. Началась перекачка топлива. И вдруг самолёты столкнулись. В объяснениях авиакатастрофы много нестыковок. Очевидцы говорят, что была ясная погода. Однако, утверждается, что самолёты вошли в облачный фронт и машины затрясла турбулентность. Командир ракетоносца запаниковал, принял решение о расстыковке, дернул штурвал и самолет врезался в танкер, что вызвало взрыв и разрушение обоих машин.
Дозаправка в воздухе – сложный и опасный процесс
В то же время известно, что экипаж ракетоносца состоял из командира подполковника Буренкова, считавшегося одним из самых опытных и лучших пилотов, вторым пилотом был старший лейтенант Ларин. Штурманами, прокладывавшими траекторию полета, были майор Арбатский и старший лейтенант Росляков, сержант Михеев был радистом, сержант Забара руководил огневыми установками, вся команда была хорошо обучена и состояла из профессионалов. Так что в панику на борту не особо верится.
Так же пишут, что яркую вспышку взрыва видели многие люди с окрестности. Как же тогда быть с облачным фронтом, в который, якобы, вошли самолёты?
Катастрофа произошла в районе станицы Хорошевской. Из показаний капитана катера «Отважный» Алексея Губеева, который оказался в море в непосредственной близости от катастрофы, мы узнаём, что взрыв был такой силы, что его судно порядочно тряхнуло. Однако, известно, что столкновение произошло на 7 километровой высоте. От взрыва, способного тряхнуть на расстоянии 7 км оба самолета превратились бы в фарш.
Тот же Губеев рассказывал СМИ, что видел, как с неба падают горящие обломки самолетов и люди. Особенно, Губеев рассмотрел ракету: «Висела под крылом: здоровая такая, с маленькими крылышками, похожа на небольшой самолёт. Упала в воду, брызги во все стороны», - припоминает в живописных подробностях очевидец.
Удивительно, но после взрыва и падения с 7 километровой высоты выжили пятеро из 12 членов экипажей самолетов. Именно экипаж катера «Отважный» спас пострадавших.
Двое из погибших Василий Росляков и Михаил Михеев были сиротами. Их тела просто некому было забрать. Поэтому их похоронили на кладбище в Цимлянске.
Старший лейтенант Василий Росляков (слева) и радист Михаил Михеев, летчики погибшие в авиакатастрофе над Цимлянским морем
Долгие годы это была скромная могилка на окраине цимлянского кладбища. Но благодаря неравнодушным людям, однополчанам экипажа Ту-16 из белорусского города Быхов, воинское захоронение было отреставрировано. 4 ноября минувшего года прошло торжественное открытие захоронения воинов, павших при исполнении служебного долга.
А что до ядерной ракеты? Ракеты с атомной начинкой испытывались только на полигонах. Для учений ракеты снабжались небольшим фугасным зарядом, просто чтобы обозначить попадание в цель. Именно такой и был на упавшей в Цимлянское водохранилище ракете. Скорее всего, ракету достали и увезли военные, которые в атмосфере строжайшей секретности оцепили район и в течение месяца доставали обломки самолетов. О своих находках зевакам военные не докладывали – за это можно было угодить под трибунал. И вот эта «военная тайна», россказни «очевидцев» и домыслы фантазёров и породили живучий миф.
Что, впрочем, не отменяет загадку крушения самолётов «Ту-16» 13 мая 1964 года в небе над Цимлянским морем.
Валерий Ганиев
Новости на Блoкнoт-Волгодонск