Волгодонск Четверг, 25 апреля
Общество, 31.08.2022 18:05

«Если ты немецкой национальности, то сдохни!»: пенсионерка рассказала о притеснениях на национальной почве в Зимовниковском районе

69-летняя жительница Зимовниковского района Лидия Сагель рассказала о нездоровой ситуации в межнациональных отношениях в ее хуторе. По ее словам, ее дискриминируют на национальной почве, но местная власть и полиция не принимают никаких мер против этого.

От районного центра Зимовники до хутора Козорезов ехать по дороге немногим более 6 километров. Но и на таком расстоянии пролегает настоящая цивилизационная граница: если в Зимовниках есть полиция и какая-то власть, то в окрестных хуторах уже действует «право сильного».

С такой ситуацией столкнулась и пенсионерка Лидия Андреевна Сагель. Она из русских немцев. До войны ее семья и многие родственники жили в хуторе Козорезов, но в сентябре 1941 года всех немцев из хутора выселили и отправили в Кзыл-Ординскую область Казахской ССР. В ссылке в 1953 году родилась и сама Лидия Сагель.

Высылка местных немцев проводилась на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года. Из Ростовской области на восток в Новосибирскую область, Алтайский край и Казахстан было вывезено 28 тысяч советских граждан немецкого происхождения. На Дон немцы в большинстве уже не вернулись. Тогда за несколько дней в Ростовской области были ликвидированы целые поселки. В Зимовниковском районе, в отличие от соседней Большой Мартыновки, отдельных немецких поселков не было, но депортации подлежали все люди, носящие немецкие фамилии.

_p2Mg_7EQwbqbHQxp7XGKKnCK8FDwjWBmAmbHTwet6iXZ3SomjoO_aBP_wyxviGtPpdvqGw9kDTrLTGP3k1feiWE.jpg

Справка о депортации

У Лидии Андреевны сохранилась справка, выданная местным сельсоветом 17 сентября 1941 года о высылке ее мамы Меланьи и старших братьев Ивана и Андрея. Братья заболели и погибли в ссылке.

- Всех вывезли со станции Куберле на товарняках в казахские степи. Папу, дедушку с бабушкой, сестер папиных в одну сторону отправили, а маму с маленьким 2-летним братиком и младенцем - в другой эшелон погрузили. Братики в ссылке заболели и умерли. Отец в ссылке на вредных производствах работал, как заболел сильно - его отпустили. Домой вернулся, так его никто не узнал - таким глубоким стариком стал, - вспоминает пожилая женщина.

родители.jpg

Родители Лидии в период казахской ссылки

Назад спустя много лет вернулись немногие местные немцы, но по словам пенсионерки, они встретили ужасающее отношение к себе местных жителей, которые пытаются всеми силами сгубить возвращенцев. Жаловаться в полицию не имеет смысла, считает пенсионерка. Всю жизнь она ухаживала за тяжелобольной мамой, пока не осталась совсем одна. И тут пожилая женщина в полной мере столкнулась с шовинистическим отношением соседей к себе. После 1991 года, когда скончались последние местные ветераны войны, ситуация стала только хуже. Для местных жителей семья Сагель, в которой не было мужчин, стала удобным объектом для травли на национальной почве.

дом.jpg

В таком доме вынуждена жить пожилая и больная женщина

- На протяжении последних 20 лет мою семью пытаются выжить из хутора. Хозяйство разрушают, скот весь уничтожают, даже наш сад и огород потравила чужая скотина. У нас уже ни есть, ни пить - ничего нет. И преследуют по национальному признаку. Куда бы мы к местным не обращались, постоянно унижают словесно. Наше подворье превратили в проходной двор, чужая скотина съедает все на огороде и в саду. А полиция ничего не делает, говорят: «Это к нам не относится!». Из сельсовета, если кто и приедет, то результата все равно нет. У них своих дел много. А выжить можно только за счет огорода и хозяйства. Но что же делать, если все посадки во дворе уничтожаются? Когда еще мама живая была, убили корову, сено сожгли. Отца не было, но вместе с мамой и корову держали, и овец, и поросят. Но овец и свиней наших потравили, корову вилами кололи. Приезжал ветеринар, так и сказал, что животину потравили. Потом и мама заболела, парализовало. Теперь мамы уже нет в живых, осталась я одна из всей семьи. Жить уже не на что. Мне и говорят: «Если ты немецкой национальности, то сдохни!». Почему я должна из-за своей национальности умирать? Ведь это мой родной дом! Мама с папой его с нуля строили. Все мои родственники еще до войны жили.

Как начались репрессии, всех моих родственников вывезли. И до сих пор преследования за национальность продолжаются. Я наверное одна немка на весь район осталась. У нас немцев рога на голове? Мы такие же люди, как и все. Папа рано умер, мама в колхозе много лет работала, имела медали и награды. Мне уже 70-й год идет, но почему я должна за кого-то отвечать? Воевала Россия с Гитлером, но почему мы, российские немцы, проживающие тут с царских времен, по сей день должны за это отвечать? А соседи даже здороваться не хотят. Даже ленятся воровать с огорода, просто загоняют коров, которые и выедают весь огород, - рассказывает Лидия Сагель.

корова.jpg

Соседи превратили землю вокруг дома пенсионерки в собственное пастбище 

По словам женщины, ей угрожают убийством ее соседи, угрозы она получает и от подростков, которые просто перенимают привычки поведения от взрослых.

- И ведь дразнят - руки вверх вскидывают, кричат «Хайль, Гитлер», как меня увидят! Это ведь уголовщина в чистом виде! У этих людей есть фамилии и имена, путь они заплатят за все мучения! Я тоже жить хочу. «Я тебя машиной перееду, я тебе глаза вырежу»: говорят мне соседи. Подростки с ножами бегают, полицию вызывала, бесполезно. Я болею, после последней операции прошел год, а я никак не могу восстановиться. Все, что росло во дворе уничтожено чужим скотом! А на что мне жить, пенсия ведь очень маленькая, а лекарства ведь сколько стоят? Пенсия вся копеечная, всю жизнь вкалывали как рабы, а в итоге не получили ничего. Саманная хата разваливается, ни окон, ни дверей, а сил и денег сделать ремонт уже нет. Газа нет. С правой стороны вселились новые соседи, так они дом стали разрушать. Два года живут, пашут прямо за хатой на тракторе, так что мой домик просто разваливается. По стене от потолка до пола пошла трещина, - рассказывает женщина, уже потерявшая всякую надежду прожить спокойно последние годы жизни.

Константин Прибрежный

Если вам есть, чем поделиться, хотите высказать свое мнение, рассказать о проблемных ситуациях или просто поделиться наболевшем, пишите нам в редакцию на электронную почту: news@bloknot-volgodonsk.ru, а также в комментариях или личных сообщениях в социальных сетях нашего информационного портала или на номер WhatsApp: 8-988-897-93-77


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Рубрика "Хочу сказать!" в Волгодонске  
немцыЗимовникитравляхутор Козорезов
3
6
Народный репортер + Добавить свою новость