Волгодонск Пятница, 17 мая

Комплексы на месте кварталов: самый старый план нового города Волгодонска таит сюрприз

При проектировании новой части Волгодонска в 70-е годы часть территориальных единиц первоначально называлась не кварталами или микрорайонам, а комплексами.

60-80- годы — это эпоха строительства больших городов в Советском Союзе. В период быстрой индустриализации небольшие города и поселки за 5-10 лет превращались в большие города. Часто такие населенные пункты возникали буквально в «чистом поле» или строились рядом с уже существующими городами и поселками.

На юге России (РСФСР) самым большим городом-новостройкой оказался Волгодонск, в Поволжье вокруг промышленных гигантов к середине 70-х годов выросли такие большие города как Волжский в Волгоградской области, Тольятти в Самарской области, Набережные Челны и Нижнекамск в Татарстане. При планировке новых и расширении старых городов широко использовались типовые проектные решения, которые, будучи опробованными на одном городе, применялись после на новом месте. При проектировании города-спутника предприятий атомной промышленности в Волгодонске, современного нового города, использовался и опыт расширения таких городов как Тольятти, Старый Оскол, Самара и Набережные Челны.

По одной из версий, появление литеры «В» в названии кварталов нового города относится как раз к этому периоду времени. Генеральный план Волгодонска в целом и «Нового города» в частности разрабатывала Первая мастерская московского института «Гипрогор» под руководством Семена Райтмана. Архитекторы одновременно работали над генеральными планами Волгодонска, Старого Оскола и Куйбышева (Самары). Чтобы не путаться при параллельной работе над двумя схожими генпланами, новым микрорайонам Волгодонска был присвоен индекс «В», а Старого Оскола - «С». Соответственно в Волгодонске нумерация первых новых микрорайонов шла как В-1, В-2, В-3, а в Старом Осколе - С-1, С-2, С-3.

Кроме микрорайонов в новой части Волгодонска появились и кварталы, которые не вписывались в градостроительные нормы микрорайона по размерам. Тогда считалось, что средняя площадь микрорайона должна составлять от 15 до 30 гектаров, а квартала - менее 15 гектаров. Кварталы разделялись пешеходными бульварами или второстепенным улицами с двумя полосами движения. Для таких кварталов вводились отдельные буквенные индексы «А» (кварталы А-1, А-2, А-3 на бульваре Великой Победы). Одновременно появилась серия «буквенных» кварталов типа В-Б (район ДК имени Курчатова), В-Е или В-У в восточной части нового города.


Фрагмент плана города-спутника Волгодонского завода тяжелого энергетического машиностроения. Из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

В фондах Волгодонского эколого-исторического музея хранится большой план нового города и промзоны для заводов «Атоммаш» и «Энергомаш». План представляет собой зону первой и второй очередей перспективной застройки Волгодонска от Сухо-Соленовского залива до проспекта Мира. Новые улицы пронумерованы и не имеют названий. Так, проспект Строителей отмечен как магистраль №1, улица Энтузиастов - магистраль №10, проспект Курчатова — магистраль №8, улица Маршала Кошевого - улица №26, улица Карла Маркса — улица № 7 и т. д.

Ряд с улиц с плана так и не были проложены в городе. Так улица №13 пересекала квартал В-5 в районе школы №24 и далее выходила к современной улице Карла Маркса. Улица Ленинградская напротив разбивалась на две части увеличенным по площади кварталом ВЦ-1. Участок улицы между перекрестками с проспектом Курчатова и улицей Карла Маркса на плане отсутствовал.

Самое интересное на плане — это именование некоторых кварталов в новом городе. Часть планируемых кварталов с буквенными индексами, например «Б» (район современного ДК имени Курчатова) подписаны как «ком», то есть комплексы. Это прямое наследие практики строительства нового города КамАЗа в Набережных Челнах. К началу строительства «Атоммаша» и нового города сооружение КамАЗа как раз завершалось, а в Волгодонск с берегов Камы направились тысячи строителей.

В Набережных Челнах сохранилась еще более брутальные названия микрорайонов и кварталов, чем в Волгодонске. Там дома до сих пор называют не по улице, а по «комплексу». В городе и сейчас действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»). Это название сохранилось со времен строительства, когда каждым микрорайоном занималась отдельная строительная бригада, строившая одновременно несколько жилых домов и зданий бытового назначения — школу, детский сад, магазин, то есть - полноценный жилой комплекс. Называть адрес по названию улицы в Набережных Челнах не принято, поэтому иногда жители не знают своего адреса по улице.

В Волгодонске в итоге «комплексы» не прижились, но буквенно-цифровые имена микрорайонов прочно вошли в городской обиход. Более название «комплекс», как синоним квартала, в строительной сфере города не употреблялись.

Новые улицы в городе быстро получили имена. Уже 18 августа 1976 года спустя чуть более месяца после заселения первого дома в новой части города в Волгодонске получили названия первые улицы. Согласно постановлению горисполкома, магистраль № 1, соединяющая центр будущей новой части города и путепровод, получила название проспект Строителей. Также имена получили и три улицы в первой очереди строительства нового города: переулок Западный, улица Молодежная, улица Энтузиастов и улица Гагарина.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ВолгодонскисторияНабережные Челныкомплексыкварталымикрорайоны
6
0
Народный репортер + Добавить свою новость