Волгодонск Четверг, 28 марта

Мост через Дон у Волгодонска построили после визита премьера Михаила Касьянова

Мост через Дон у Волгодонска построили после визита премьера Михаила Касьянова

Открытие моста через Дон. Ленточку перерезают губернатор Владимир Чуб и министр транспорта России Игорь Левитин. Фотография из фондов Ростовского областного музея краеведения.

В сентябре 2019 года исполняется 13 лет со дня открытия нового мостового перехода через Дон на автодороге Волгодонск - Цимлянск.

До момента расширения автострады «Дон» и строительства новых мостовых переходов через Дон в Ростове-на-Дону волгодонской мост был самым крупным инфраструктурным проектом в Ростовской области с начала 90-х годов. В честь этой некруглой даты «Блокнот Волгодонск»и решил вспомнить предисторию и историю этой стройки.

До открытия в 1982 году Константиновского гидроузла, по плотине которого прошла автомобильная дорога, соединившая левый и правый берега Дона, мост у Цимлянской ГЭС оставался единственной круглогодичной переправой через Дон на всем протяжении реки от Ростова до Волгодонска. По мере роста Волгодонска и Цимлянска (последний уже в 80-е годы считался городом-спутником Волгодонска и главной частью планировавшейся волгодонской агломерации) все острее вставал вопрос о расширении транспортной связности между двумя городами. Открытый с запуском Цимлянской ГЭС мостовой переход вдоль плотины электростанции в перспективе мог перестать справляться с потоком автомобильного транспорта, а его расширение и реконструкция грозили надолго прервать движение автомобилей. Поэтому первый проект строительства нового автомобильного перехода был составлен еще в первой половине 80-х годов.


старый мост.jpg
Старый мост через Дон состоял только из двух полос движения. Мост сразу строился с расчетом на свободный проход пешеходов. Мост украшали художественно оформленные фонари и ограда, выполненные в общей стиле с комплексом сооружений Цимлянской ГЭС. При сбросе воды через шандоры по время большого половодья, брызги и водяная пыль окутывали автомашины и пешеходов на мосту плотным облаком.

- Первый секретарь горкома партии Александр Тягливый как-то после совещания передал мне документы, касающиеся реконструкции Цимлянской ГЭС с точки зрения расширения проезжей части автомобильной дороги. В самом конце папки лежали буквально два или три листа, в которых описывались преимущества строительства нового моста. Проект выходил дороже, но при реконструкции моста у ГЭС, транспортная связь между Цимлянском и Волгодонском просто бы прекратилась. По условиям организации работ, совместить реконструкцию старого моста с пропуском автомобильного транспорта было невозможно. Нужно было учитывать и фактор безопасности — в то время в городе уже строилась АЭС, а отдельный мостовой переход кратно повышал возможности эвакуации населения в случае ЧП. Через несколько дней, уже после 8 вечера сделал доклад Тягливому. Он сначала посетовал на дороговизну проекта, но потом принял его. Через две-три недели на очередном объезде строек города Тягливый сообщил: «Мне тоже досталось от обкома, когда я им сказал, что мы будем поддерживать второй вариант моста», - рассказал бывший главный архитектор Волгодонска Анатолий Жмакин.

Так будущий мост попал на этап предпроектной подготовки. Через некоторое время вчерне был составлен проект будущей трассы, в целом совпадающий с позднее построенным мостовым переходом. Строительство планировали начать в конце 80-х годов, но экономический кризис и распад СССР казалось бы навсегда отправили проект в долгий ящик.


1.jpg
Новый мостовой переход от реки Кумшак до судоходного канала в день открытия. Фотография - «Донаэродорстрой». 

Тема нового моста через Дон была неожиданно реанимирована в 2000 году. После террористического акта 16 сентября 1999 года Волгодонска впервые с 80-х годов оказался в центре внимания федеральных властей. В июне 2000 года город посетил премьер-министр России Михаил Касьянов. Целью визита стало урегулирование ситуации с проблемой жилья для пострадавших от взрыва людей. Тогда во дворе дома №35а по Октябрьскому шоссе возник палаточный городов испуганных жителей дома. Люди отказывались заселяться в спешно восстановленную девятиэтажку, которая находилась недалеко от эпицентра взрыва. Помимо решения жилищного вопроса, премьер-министру озвучили и проблему безопасности Цимлянской ГЭС. Тогда были широко распространены слухи о том, что террористы могли избрать своей целью саму электростанцию с целью подорвать железобетонную плотину. А между тем, поток машин и пешеходов тогда проходил проходил буквально в паре метров от главного входа в здание электростанции.

На фоне этой угрозы Москва оперативно выделила почти полтора миллиарда рублей (менее 10% от строительно-монтажных работ оплатила Ростовская область) на строительство 12-километровой трассы между Волгодонском и Цимлянском. Главным объектом дороги стал мост через Дон протяженностью в 750 метров. На трассе были запроектированы и построены и четыре других моста - через дренажный канал (протоку Солоная) в Волгодонске и три моста на цимлянском отрезке трассы - через протоку Подпольная (рукав Сухой), речку Кумшак и автодорожный переход через улицу Победы в станице Красноярская. 

Строительство началось уже через год после визита премьер-министра в Волгодонск На всем протяжении дорога прошла по насыпи, проект трассы сразу предусматривал полное освещение магистрали. Главными подрядчиками стройки стали крупные компании из Ростова, в первую очередь ОАО «Ростовавтомост», АО ДОН ТГМ, ОАО «Донаэродорстрой», РТФ «Мостотряд № 10. Поставщиками материалов и работ второго порядка стали компании из Волгодонска и Цимлянска. Так, песок в основание насыпи дороги поставлял Цимлянский судомеханичекий завод, а железобетонные плиты для облицовки насыпи дороги делали на бывшем заводе «Сельстрой», производственная база которого находилась в начале новой трассы у моста через судоходный канал.


2.jpg
Церемония открытия мостового перехода, снятая с вертолета. Фотография - «Донаэродорстрой».

При строительстве дороги пошли под снос несколько жилых домов в Красноярской и дачных домиков в Волгодонске. Тогда часть жителей снесенных домов жаловалась на слишком низкие, по их мнению, компенсации за жилье. Гораздо больший ущерб был нанесен известному в Волгодонске детскому лагерю «Жемчужина Дона». На время строительства лагерь был закрыт, после чего его нормальная работа так и не была возобновлена. В тупике оказалась популярная достопримечательность города  - архитектурно-ландшафтный комплекс «Лазоревая степь». Расположенные там скульптуры Аксинья и Деда Щукаря были забыты и заброшены. 

Мостовой переход был открыт в торжественной обстановке 26 сентября 2006 года. На середине моста через Дон были установлены две арки. Красную ленточку перерезали губернатор Ростовской области Владимир Чуб и министр транспорта России Игорь Левитин. Другим известным гостем на открытии моста стал депутат Государственной Думы Александр Починок. Михаил Касьянов на открытие моста не приехал. К тому времени экс-премьер-министр ушел в оппозицию и даже пытался создать собственную партию.

Анатолий Козин




Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
мостДонстройка
4
0
Народный репортер + Добавить свою новость