Волгодонск Воскресенье, 24 ноября
Общество, 06.07.2017 09:04

Кто, когда и зачем копал донские котлованы в Волгодонске и Цимлянске

Лето, жара. И так хочется отправиться на дачу или на пляж. Местом отдыха сотен, или даже тысяч горожан на все лето часто становятся «котлованы» – искусственные озера или заливы Дона. Поэтому в очередном рассказе из рубрики «О тебе, любимый город» мы решили вспомнить историю создания этих водных объектов. Итак, начнем.

Практика строительства крупных ГЭС до войны – в частности Волховской ГЭС, ДнепроГЭС, Угличской и Рыбинской ГЭС, предполагала сооружение русловой железобетонной плотины и сравнительно коротких участков земляных плотин. Но  при проектировании Цимлянской ГЭС плотину предполагалось намыть из песка, который брался тут же из поймы Дона. Вся долина реки, шириной в 14-20 километров, была сложена речными наносами и на протяжении многих тысяч рек, с конца последнего ледникового периода, создавалась течением Дона или его рек предшественников. Намыв плотины позволял значительно сократить и упростить сроки строительства гидроузла – песчаное ядро позволяло сравнительно дешево и быстро механизировать весь процесс сооружения тела плотины.

Перед геологами была поставлена задача выбрать те песчаные «линзы» в пойме,  которые были сложены наиболее чистыми песками и удачно расположены с точки зрения транспортировки песка к месту сооружения плотины – то есть к району между станицами Кумшацкая и Цимлянская. 

карта.jpg

Примерная схема гидромеханизационных работ на строительстве Цимлянского гидроузла. Границы котлованов даны по состоянию на 2016 год. Районы работы земснарядов по трассе судоходного канала и в районе речного порта не показаны.

Первые геологические партии появились у станицы Кумшацкой еще до окончания войны  – в апреле 1945 года. В это время в устье реки Кумшак начались работы по определению границ и запасов песка на правобережье Дона.  После того как плотину и сам гидроузел было решено закладывать на так называемом Кумшацком створе, в 1948 году была образована Главная Волгодонская контора гидромеханизации Главгидростроя МВД СССР с разделением на 12 производственных участков.

Тогда же возник и предшественник современного Цимлянского судомеханического завода. На окраине отселяемой станицы Кумшацкой были построены кузница, два деревянных корпуса и склад. В них разместились механический цех, сварочный цех, пять боксов для автомобилей и котельная. Оборудование мастерских позволяло изготовлять обратные клапаны, пульпопереключатели, строительные скобы и производить текущий ремонт земснарядов. Позднее на предприятии было налажено производство и самих земснарядов.

001.jpg
Территория участка №6 Волгодонской конторы гидромеханизации, фото ок. 1950 года, из архива Цимлянского судомеханического завода.

Земснаряд тогда, как впрочем, и теперь, представляет собой самоходное или несамоходное судно специального флота, оснащенное мощными землесосными насосами и специальной штангой, погружаемой в воду. Через трубу, размещенную на штанге, земснаряд может струей воды или посредством механического разрушения дна или берега водоема всасывать смесь воды и песка, а затем по трубопроводам передавать ее на сушу.

При строительстве Цимлянского гидроузла было перемещено 81 миллион 350 тысяч кубических метров или более 120 миллионов тонн земли, преимущественно песка, добытого из русла или поймы Дона. Из донского песка была отсыпана основная часть плотины, за исключением небольших участков, примыкающих к будущему речному порту – они попросту располагались слишком далеко от мест работы земснарядов и части плотины, которую отсыпали на месте перекрытия старого русла Дона. Часть плотины намывалась только с одной стороны, другая – с двух сторон (что хорошо заметно на схеме работ). Намыв плотины начались в 1949 году.  Со дна Дона у будущей Цимлянской ГЭС удалось поднять 3,1 миллиона кубических метров песка и грунта. Далее объемы работ возрастали, достигнув пика в 1951 году, в течение которого было завершено формирование тела плотин, после чего основной объем земляных работ можно было считать оконченным. В 1950 году земснаряды переместили 8,05 миллионов кубометров грунта, в 1951 году – 30,6 миллионов, в 1952 году – 8,2 миллиона.

001.jpg
Поперечное сечение левобережной намывной части плотины Цимлянского гидроузла. Со стороны водохранилища песчаную плотину защищают бетонные плиты толщиной от 20 (на нижних уровнях) до 50 сантиметров (в прибрежной зоне). Внешняя сторона плотины укреплена слоем щебня. Начало плотины на дне водохранилища отсыпано суглинками. 

Цимлянскую плотину одновременно намывали до 11 земснарядов, выполнивших до 70% земляных работ по формированию насыпи плотины. В зависимости от времени работ, гранулометрический состав грунта на отдельных участках работало от 4 до 8 земснарядов. По мере завершения работ суда передавали с одного котлована к другому. Наиболее крупный участок работ предстоял правобережный участок плотины, разбитый на семь отдельный участков намыва – от Цимлянской ГЭС до Цимлянска. Песок для плотины намывали из Цимлянского котлована и расширенного участка русла Дона перед строящимся железобетонной плотиной Цимлянской ГЭС. Стоит выделить и другие два крупнейших карьера – котлованы №9 и 10а, из песка которых была намыта основная часть плотины на левобережье Дона. Плотина в этой части стройки была разделена на 16 отдельных участков намыва. Девятый карьер вскоре стали называть в честь рабочего поселка Новосоленовский, а карьер 10а по близлежащему шлюзу позже назвали пятнадцатым котлованом. Земснарядами также был пройден нижний уровень судоходного канала от Дона до шлюза №15, а также намыты защитные дамбы будущего речного порта. Работы на последнем объекте проводились в самом конце стройки, при наполнении водохранилища. земснаряды.jpg

Слева - земснаряд тип 300-40, справа - тип 500-60.

Земснаряды работали от электричества. Первое время электроэнергия поступала от двух энергопоездов, мобильных дизельных электростанций, смонтированных в вагонах поезда. Два первых энергопоезда были доставлены из Ростова на баржах по Дону к речной пристани поселка Новосоленовский.  Позднее электричество земснаряды, как и весь строительный район, стали получать по ЛЭП протяженностью в 174 километра, проложенной от Несветай ГРЭС  в Красном Сулине.

Наиболее мощные и производительные земснаряды для намыва плотины изготовил киевский завод «Ленинская кузница», насосы для них поставил Московский насосный завод имени Калинина, сейчас это предприятие называется ОАО «Лопастные гидравлические машины» (ЛГМ). Для гидроузла были разработаны земснаряды трех типов  - 100-35, 300-40 и 500-60, где первые цифры индекса обозначали производительность в кубометрах песчановодяной смеси в час. Последний тип земснарядов был разработан специально для Волго-Донского судоходного канала.

К станице Цимлянской эти землесосные снаряды попали после долгого путешествия. Из Киева их буксировали вниз по Днепру, затем по Черному морю вдоль побережья Крымского полуострова через Керченский пролив и Азовское море. От Азова земснаряды буксирами в июне-августе 1950 года несколькими партиями доставили к пристани поселка Новосоленовский в дополнение к нескольким земснарядам меньшей мощности, к тому времени уже приступившим к работе. 

1.jpg
Землечерпательная машина. Фото из фондов Музея строительства Волго-Донского канала в Волгограде. Грунт со дна водоема поднимается на поверхность "бесконечной" лентой из ковшей-черпалок, а затем перегружается на несамоходную баржу пришвартованную к борту землечерпалки. Подобные специальные суда обеспечивали дноуглубительные работы на Дону в период строительства Цимлянского гидроузла. После того как Дон был перекрыт, и началось наполнение водохранилища, уровень воды в реке ниже Цимлянской значительно упал. Проводка судов к пристаням станицы Романовская и поселка Новосоленовский была возможна только за счет непрерывной работы землечерпалок.

Сам процесс добычи песка производился следующим образом. Участок суши с разведанными запасами песка, перед разработкой очищался от древесной и кустарниковой растительности, с него снимался слой почвы. Земснаряд походил к берегу и начинал размывать его с помощью струи воды, постепенно расширяя подходной канал. По мере увеличения в размерах искусственного речного залива в образовавшийся котлован входил второй или третий земснаряд. Форма котлованов, отдаленно напоминающую лапку зверька как раз и образовалась в результате одновременной работы нескольких земснарядов, разрабатывавших каждый в отдельности свой небольшой заливчик и оставляя между участками работ земляной мыс. В другом случае бульдозерами отрывался котлован, к которому по каналу подводилась вода. В получившееся озерцо спускался земснаряд, который в ходе своей работы начинал увеличивать глубину и площадь водоема. 

пульпопроводы.jpg

Слева пульпопровод на понтонах, справа - переход пульпопровода через автомобильную дорогу поселок Новосоленовский - стройплощадка Цимлянской ГЭС (сейчас это старое Цимлянское шоссе среди дачных массивов).

Смесь песка и воды – пульпа, от земснаряда подавалась к плотине по специальным трубопроводам. Максимальная протяженность пульпроводов составляла пять километров. При такой длине трубопровода на нем работала промежуточная насосная станция, подкачивающая смесь перед ее подачей на плотину. На поверхности воды трубопровод поддерживался плавучими бонами, а на суше прокладывались долговременные деревянные или стальные эстакады. Над автомобильными и железными дорогами сооружались специальные переходы. 

6.jpg
Эстакады трубопроводов для транспортировки смеси песка и воды

Каждый земснаряд подавал песчановодяную смесь на изолированную и обвалованную карту намыва длиной от 300 до 400 метров и шириной от 250 метров в начале работ до 20 метров на высоких участках ближе к гребню плотины. Перед началом формирования карт намыва проводилась подготовка участка. Бульдозерами снимался верхний слой почвы глубиной от одного до трех с половиной метров. В среднем глубина котлованов в основании плотины составляла около 1,7 метра. В основании карты монтировались трубы водопонижительных колодцев, собирающих  и отводящих в сторону воду. Вода с тела намываемой плотины по системе канав сбрасывалась в Дон.

7.jpg
Карта намыва плотины. По границам участка можно увидеть трубопроводы, в центре - "столбики" водопонижающих колодцев.

С 1952 года начались работы по спрямлению русла Дона на участке от Цимлянского гидроузла до устья Северского Донца. Земснаряды спрямляя русло Дона, прорезали излучины реки. Новые участки русла были прокопаны у станиц Романовской, Каргальской, Задоно-Кагальницкой, города Константиновска. Вплоть до постройки Николаевского и Константиновского гидроузлов, поднявших уровень вода на Нижнем Дону, основную работу по поддержанию фарватера взяла на себя флотилия земснарядов и землечерпалок. 
работа земснарядов.jpg
Последствия добычи песка на Цимлянском котловане земснарядом Цимлянского судомеханического завода. Спутниковые снимки с  сайта Google Earth. Слева состояние местности на 2002 год, справа - на 2015 год. На обоих снимках хорошо заметна лента плавучего пульпопровода, в правом нижнем углу второго снимка можно разглядеть и сам земснаряд. В период строительства гидроузла для работ подобного масштаба требовалось несколько недель.

Добыча песка из поймы и со дна Дона в окрестностях Волгодонска продолжается и по настоящее время. До банкроства добычу песка на Дону с помощью грейфера на базе плавкрана осуществлял Волгодонский речной порт. Цимлянский судомеханический завод использует для намыва песка земснаряд собственного производства. Новые котлованы и заливы, "выкопанные" земснарядами на Дону появлялись и после завершения стройки Цимлянского гидроузла, ведь строительство в Волгодонске не прекратилось, а городу каждый год требовались десятки тысяч тонн песка. Поэтому ресурсы Дона использовались максимально возможно. Так появились новые бухты и заливы на Дону в районе баз отдыха за бывшим ВОЭЗом. Некоторые новые заливы, уже облюбованные рыбаками и купальщиками, появлялись буквально на наших глазах. Для строительства насыпи объездной дороги вокруг ГЭС  начале 2000-х готов использовался местный песок. В это время земснаряд выкопал небольшой узкий котлован на острове, образованном Доном, протоками Подпольная и Сухая.

При подготовке статьи использовались материалы Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Фотографии в статье, если не указано иное, взяты из отчета.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
история ВолгодонскаЦимлянская ГЭС
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость