Волгодонск Вторник, 16 апреля

На открытии Волго-Донского канала волгодонцев развлекала Клавдия Шульженко

27 июля 2019 года Волгодонск отметит два знаменательных события: 69-й День города и 67 лет с начала работы Волго-Донского судоходного канала. 

Хотя День города официально приурочили к моменту начала строительства первых жилых домов в Волгодонске, совпадение двух дат не случайно. Волгодонск возник как поселок строителей Цимлянского гидроузла. Для многих первых жителей города огромная стройка стала самым запоминающимся этапом их жизни, а праздник открытия канала и начала работы Цимлянской ГЭС навсегда остался в их памяти. «Блокнот Волгодонска» решил вспомнить тот знаменательный день.

Официальное открытие Волго-Донского канала должно было превратиться в большой праздник, имеющий и важное пропагандистское значение для восстанавливающейся после войны страны. Инфраструктура канала, как и сама Цимлянская ГЭС, были готовы к работе весной 1952 года. На трассе канала еще продолжались строительные работы, когда в конце апреля 1952 года на водохранилище началась первая навигация. В это же время в Калач-на-Дону по железной дороге были доставлены лоцманские катера, после был проложен судовой ход по водохранилищу. Министерство речного флота СССР активно перегоняло грузовые и пассажирские пароходы из волжского бассейна на Дон для восстановления речного флота уничтоженного в годы Великой Отечественной войны. Первые суда проходили через достраивающиеся шлюзы — ставшие визитной карточкой Волго-Дона башни шлюзов на трассе канала весной 1952 года еще строились. На Цимлянской ГЭС последний кран на водосливной плотине был демонтирован только накануне праздничной даты. В начале июля на Цимлянской ГЭС завершались отделочные работы: строители завершали отделку парапетов, устанавливали на мосту через Дон специально заказанные фонари с художественным литьем. В машинном зале Цимлянской ГЭС в это время завешавшийся монтаж турбин №№ 2, 3 и 4, доставленных с Ленинградского металлического завода.



Открытие Волго-Донского канала получило свое отражение и в классической культуре. Всемирно известный композитор Сергей Прокофьев написал праздничную поэму «Встреча Волги с Доном» для симфонического оркестра. Произведение было закончено в 1951 году, а премьерное исполнение состоялось за четыре месяца до открытия канала 22 февраля 1952 года. Оркестр под управлением дирижера Самуила Самосуда исполнил «Встречу» в эфире всесоюзного радио. «Встреча Волги с Доном» стала единственным музыкальным произведением, специально писанным к открытию канала. Прокофьев в какой-то степени стал продолжателем давней традиции, ведь знаменитый Джузеппе Верди специально к церемонии открытия Суэцкого канала сочинил оперу «Аида». Как пишут музыкальные критики, Прокофьев «ввел эпизод, изображающий работу на канале только что входившего тогда в число производственных механизмов для земляных работ гигантского шагающего экскаватора. Машина эта производила ужасающий шум. Прокофьев же умел наделять образы своих сочинений признаками, порой превосходящими действительность. И скрежещущий грохот оркестра оказался таким обобщением идеи, что даже оркестранты оказались выведенными из себя. Послушав и подумав, Самосуд и музыкальные руководители радио единодушно решили сделать купюру».


Правда.jpg
Номер газеты "Правда" от 28 июля 1952 года. Репортаж с Цимлянской ГЭС еще подписан как прошедший в поселке Ново-Соленовский.

Торжественная дата открытия канала официально была объявлена 10 июля 1952 года. В этот день главная газета СССР «Правда» вышла с первой полосой и редакционной статьей, полностью посвященной завершению строительства Волго-Дона. Газета опубликовала письмо строителей канала Иосифу Сталину. В нем рабочие и инженеры отчиталась перед вождем о досрочной завершении стройки за два года от первоначального плана. Синхронно с материалами «Правды» Президиум Верховного Совета СССР выпустил указ о присвоении каналу имени Владимира Ленина, опубликованный на следующий день. Тогда же вышло постановление Совета министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала».

Праздничные мероприятия и официальная церемония открытия канала были назначены на воскресенье 27 июля. Главными центрами праздника стали начальная и конечная точки гидротехнической системы: поселок Красноармейск у шлюза №1 в Сталинграде и поселок Ново-Соленовский у Цимлянской ГЭС. О Волгодонске в выпусках газет за июль 1952 года еще не сообщалось. Окончательный формат празднеств держался в секрете вплоть до последнего дня. Предполагаться, что Сталинград посетит сам Сталин или кто-то из высший партийных вождей. Сталин мог осмотреть сам канал с борта парохода. Городские легенды в Цимлянске связывают ротонду в Приморском парке со Сталиным, ведь ротонду якобы строили как смотровую площадку для вождя советского народа. Но итоговый состав правительственной делегации оказался гораздо скромнее. 27 июля все ключевые члены правительства присутствовали на большом авиационном параде на Тушинском аэродроме в Москве, посвященном Дню воздушного флота СССР. Представлять Москву в Сталинград отправился министр речного флота СССР Зосима Шашков (1905-1984).

коллаж.jpg
Митинг перед официальным открытием движения на канале в рабочем поселке Красноармейск (в настоящее время на территории Волгограда) в районе шлюза №1 собрал несколько десятков тысяч человек. У микрофона (левая верхняя фотография) выступает министр речного флота СССР Зосима Шашкков (предположительно - "Блокнот"). Для работы кинооператоров были сооружены специальные вышки. По традиции рядом с трибуной для ораторов были водружены портреты с партийными вождями во главе с Иосифом Сталиным. Фотографии дают хорошее представление о том как выглядели рабочие поселки (к примеру Новосоленовский) на трассе строительства судоходного канала и Цимлянской ГЭС. Фотоколлаж на основе фотографий из фондов Государственного центрального музея современной истории России.

Погода благоприятствовала празднику. Утро 27 июля выдалось солнечным и безоблачным. В Сталинграде на волжском рейде ждали очереди на допуск в канал суда всех пяти пароходств с Каспийского, Балтийского, Азовского и Белого морей. С утра к специально подготовленной площади у шлюза начали свозить людей. Посмотреть на парад судов прибывали десятки тысяч жителей Сталинграда и близлежащих сел и станиц.

- Мне посчастливилось совершить в то утро полет над всем междуречьем Волги и Дона. Всюду алели флаги, всюду собирались люди. По степным дорогам, большакам, вздымая пыль, ехали на машинах, на лошадях и верблюдах колхозники. На горячих конях гарцовали в своей форме казаки, сверкали на солнце серебряные стремена и уздечки. Над каналом пролетели спортивные самолеты и разбросали листовки. Колхозники ловили их на лету, читали и бережно прятали, - вспоминал тот день журналист «Литературной газеты» Евгений Рябчиков.

Гостей праздника со всех концов страны, а также иностранных журналистов (преимущественно из стран советского блока) привозили в Сталинград на специально выделенных самолетах и поездах. Италию представлял депутат-коммунист Палаты депутатов Пьетро Ненни. В газета «Правда» общее число участников митинга оценивалось в 100 тысяч человек. Торжественные мероприятия открылись на специально расчищенной для праздника площади рядом с огромным памятников Иосифу Сталину (позднее памятник снесут, а на его место установят не менее большого Ленина). В ее центре установили большую трибуну, задрапированную красными полотнищами. Для работы кинооператоров соорудили специальные вышки по периметру площади. Кадры кинохроники этого дня использоваться при создании документального фильма «Волго-Дон» режиссера Федора Кисилева. Рядом были установлены мобильные телеграфные пункты для приема и отправки сообщений во все концы Советского Союза.


81802.jpg
Теплоход "Иосиф Сталин" на Красноармейском рейде, 27 июля 1952 года. «Иосиф Сталин» был приписан  к Северному речному порту Москвы. Судно построили в 1937 году на Сормовской судоверфи в Горьком (Нижнем Новгороде).  «Иосиф Сталин» считался одним из самых роскошных и комфортабельных пассажирских судов на Волге и Москве-реке.

На центральный гостевой сектор площади выдавались особые пропуска, но большинство людей занимали любое доступное пространство. Самые нетерпеливые сразу отправились к берегу судоходного канала в ожидании прохода парадной колонны судов. Церемония открытия началась около двух часов дня. Первым на трибуну поднялся секретарь Сталинградского областного комитета ВКП(б) Иван Гришин (1911-1985, позднее Гришин долги годы работал замминистром внешней торговли СССР).

- Сегодня по постановлению советского правительства открывается Волго-Донской судоходный канал имени Владимира Ильича Ленина, - начал свою речь Иван Гришин, затем поздравивший всех строителей канала со знаменательным днем. Гришина сменил на трибуне Зосима Шашков. От имени Совмина СССР и ЦК ВКП(б) он объявил канал отрытым. Преимущества канала и орошения продемонстрировал казак Николай Климов. Он поднялся со снопом озимой пшеницы и рассказал о рекордном урожая, снятом на орошаемых донской водой полях Аксайского района Сталинградской области. Митинг завершился под звуки партийного гимна «Интернационала».

праздник.jpg
"Иосиф Сталин" входит в судоходный канал. До красной ленты осталось несколько метров. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России.

Зосима Шашков в это время перешел на катер. Министр проследовал вдоль парадного ордера расцвеченных флагами и транспарантами грузовых и пассажирских пароходов, стоявших на волжском рейде. Через несколько минут катер пришвартовался к пароходу «Иосиф Сталин». В честь праздника его рубку украшал большой портрет вождя. В 3 часа 40 минут по московскому времени «Иосиф Сталин» дал протяжный гудок и тронулся с места. У входа в шлюз пароход достиг красной ленты, переброшенной через канал. Зосима Шашков перерезал ленту, объявив канал открытым. В этот момент воздух сотряс залп артиллерийского салюта. Проход шлюза №1 занял десять минут, после судно достигло место на канале, где 31 августа 1952 года соединились воды Дона и Волги.

зрители.jpg
Лучшие места на берегу и на трибунах были быстро заняты, поэтому некоторые зрители  залезли на фонарные столбы. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России.

пропуск.JPG
Пропуск на открытие Волго-Донского судоходного канала в Красноармейске. Хранится в Волгоградском областном краеведческом музее.
лента.JPG
Часть ленты, разрезанной министром речного флота Зосимой  Шашковым в день торжественного открытия Волго-Донского канала 27 июля 1952 года. Лента хранится в Волгограде в  музее-заповеднике "Сталинградская битва"

3.jpg
Утро 27 июля 1952 год, день начала официальной эксплуатации Волго-Донского судоходного канала. За три недели в авральном режиме рабочим и инженерам удалось подготовить шлюз началу полноценной работы. В середине июля на башни были водружены скульптуры казаков. В этот день территория шлюза была открыта для свободного посещения. Строители и члены их семей стали занимать наиболее выгодные места с раннего утра. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

В это же время в 220 километрах юго-западнее открытие судоходного канала праздновали рабочие поселки Ново-Соленовский и Цимлянский. Утром того дня был открыт свободный доступ на шлюзы №№ 14 и 15. В Ново-Соленовском тысячи людей, строителей канала и жителей окрестных станицы вышли на берега судоходного канала, от самой плотины водохранилища до места впадения канала в Дон. Среди них был и Евгений Сагин.

- Приехал пораньше занять место на мотоцикле. Люди стояли везде, ждали караван судов,- вспоминал он.
45473_17g.jpg
Цимлянская ГЭС накануне открытия канала. Фотография из фондов Государственного центрального музея современной истории России.

В Ново-Соленовском центром торжества стала большая площадка рядом с открытым распределительным устройством (ОРУ) Цимлянской ГЭС. Праздничный митинг собрал 30 тысяч человек — втрое меньше, чем с Сталинграде, но почти все свободное в тот день население окрестных станиц. Трибуной для ораторов послужили составлены борт к борту кузова грузовых машин. Одним из выступавших на митинге стал и уже бывший начальник строительства Цимлянского гидроузла Василий Барабанов, руководивший стройкой в самые напряженный период времени. На тот момент он уже стал свою должность и готовился к отъезду. Он также не обошелся без дежурных ритуальных фраз.

мост через канал.jpg
В день открытия канала железнодорожный мост у шлюза №14 в Новосоленовском (Волгодонске) украшала надпись "Многовековая мечта русского народа о соединении Волги с Доном осуществлена!". Фотография из фондов "Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО".

- Волго-Донской канал вступил в строй действующих водных путей нашей великой социалистической Родины. Сбылись давние мечты и чаяния русского народа: две славные реки Волга и Дон соединили свои воды. Сегодня строители-цимлянцы передают советскому народу, нашей любимой Родине огромное водохранилище, гидроэлектростанцию и другие сооружения гидроузла. Слово данное Иосифу Виссарионовичу Сталину строители гидроузла сдержали, - закончил свое выступление Василий Барабанов.


казаки на ГЭС.JPG
Казаки Цимлянского района прибыли на торжественное открытие Волго-Донского судоходного канала. Автор фотографии - М. Соколенко. Снимок хранится в Волгодонском эколого-историческом музее.

После выступления последнего оратора митинг перешел в концерт. В тот день у стен Цимлянской ГЭС выступили известные артисты Клавдия Шульженко и Иван Козловский. Праздник продолжался на площадях и улицах поселков Ново-Соленовского, Цимлянского и молодого Волгодонска. От причала Цимлянского (Волгодонского) порта через несколько часов стартовала гонки на яхтах.

волгодонцы на открытии.jpg
Строители Цимлянской ГЭС на митинге в честь открытия канала в поселке Новосоленовский. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Андрей Горбунов


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Цимлянская ГЭСканалДень города
6
1
Народный репортер + Добавить свою новость