Моя общая боль в том, что сегодня перестали выпускать инженеров-конструкторов, - профессор Павел Кравченко
Читайте также:
- Хватит ли отремонтированных дорог хотя бы до осени, - волгодонец о ремонте дорог по проспекту Строителей (17.06.2018 17:48)
- Из декларации депутата Ковалевского "исчезли" машина и два объекта недвижимости (16.06.2018 20:08)
- Молодежь, крутящая "жука" на гипермаркете "Магнит", мешает спать волгодонцам (16.06.2018 12:23)
В рубрике «Лица города» преподаватель дисциплины «Технология изготовления изделий тяжелого и атомного машиностроения» в ВИТИ НИЯУ МИФИ Павел Кравченко.
Почетный работник высшего профессионального образования России, доктор технических наук, кандидат технических наук, профессор по кафедре прикладной механики и конструирования машин, доцент по кафедре подъемно-транспортных машин и оборудования Павел Давидович Кравченко, проработавший более 30 лет в НПИ в беседе с «Блокнотом» рассказал, что испытывает большую боль из-за того, что в Волгодонске перестали выпускать инженеров-конструкторов.
Отметим, что среди достижений у Кравченко вошли 22 изобретения, пять монографий, в списке трудов более 300 наименований. На сегодняшний день профессор преподает в Волгодонском филиале НИЯУ МИФИ единственную дисциплину: «Технология изготовления изделий тяжелого и атомного машиностроения».
- Под моим руководством в 1985 году в Волгодонске по результатам испытаний был принят манипулятор грузоподъемностью 20 тонн, а в 1987 году был испытан манипулятор УПМ-100 грузоподъемностью 100 тонн. Атоммаш производил продукцию, а я руководил этими проектами и одновременно заведовал тогда Кафедрой по направлению «Технология атомного машиностроения». К сожалению, сейчас такой кафедры нет.
Говоря о бедах современного высшего образования, Павел Давидович вспомнил слова ректора МГУ Виктора Садовничего, который говорил, что в России творческий инженерный дух заменен компетенциями.
- А я как раз вел такие дисциплины, как «Методы инженерного творчества», «Основы художественного конструирования», а сейчас никто этим не занимается. На эксплуатацию атомной станции выпускаются инженеры-физики, сварщики, технологи, да, без этого никуда не денешься, но машиностроителей, увы, нет.
В лаборатории, где профессор вместе со студентами проводят занятия, расположена модель перегрузочной машины, которую Кравченко создал самостоятельно. Вес предложенной профессором машины 8 тонн, а нынешние, которые эксплуатируются, весят 84 тонны.
- Эту модель я создал сам, конечно не без помощи сотрудников Института Сервиса, где я проработал 14 лет. Вот модель перегрузочной машины, она работает, действует. Мне говорили, что это не будет работать. И вот, пожалуйста. В этом изобретении вложены мои деньги и помощь моих соумышленников. Но для реализации проекта этого изобретения нужны средства, которые никто не хочет инвестировать, - отметил Кравченко.
Кроме того, профессор рассказал, что перезагрузочная машина разработана для перезагрузки топлива в ядерных реакторах типа ВВЭР-1000, которые являются роботами манипуляторами с рабочей штангой, подчеркнув, что стоимость штанги составляет половину стоимости от всей машины.
Самым сложным и ответственным узлом является рабочая штанга, которая достает кассеты в реакторе и перетаскивает их. Вот так выглядит наше предложение, это та модель, которая работает. Эта модель масштаба 1:5, но ведь ее нужно испытать, сделать первый образец. На эти работы потребуется около 3 лет, но никто за это дело не берется- с грустью констатирует профессор.
- Да, сегодня есть бакалавры, магистры по специальностям инженеры - механики, технологи, сварщики, но они не конструкторы, а я готовил конструкторов. И моя общая боль заключается в том, что сегодня перестали выпускать инженеров-конструкторов.
Павел Давидович рассказывает о своем студенте, который улучшил его же изобретение, которое он разработал ранее.
- Он походил, покопался и предложил изобретение, которое оказалось лучше моего, но я считаю, в первую очередь, этот результат моей заслугой, потому что студент хорошо усвоил и понял систему и понимание того, как нужно изобретать.
Павел Кравченко также поделился с нами воспоминаниями о том, как открывался энергомашиностроительный факультет.
- Тогда это был учебно-консультационный пункт, а его сделали филиалом в 1978 году, когда я был заместителем Алексея Кеды, который поехал в Новочеркасск отмечать это дело. Телеграмму об открытии филиала принимал я. Филиал открыли и назвали факультетом «Атомных станций». Я ректору позвонил, тогда им был покойный Семен Гончаров, он говорит: «Как это так? Мы же посылали все документы на энергомашиностроительный факультет». Ну и опять обратный ответ из министерства, там уже исправили и назвали машиностроительным факультетом, - вспоминает профессор.
По рассказам Павла Давидовича, до аварии на Чернобыльской АЭС , восемь комплектов реакторов ВВЭР-1000 были планом для Атоммаша, и испытания манипуляторов для города в то время были масштабным событием, потом накатилась зеленая волна из-за Чернобыльской аварии, люди скандировали, что не хотят второго Чернобыля, и все это порезали на металлолом.
- Другие зарубежные компании воспользовались этой волной, понимая, что конкуренция будет жесткая, и мы завалим весь мир нашими реакторами, и они очень легко использовали эту зеленую волну. Атоммаш прекратил свое производство и эти кантователи порезали на металлолом, - поделился воспоминаниями Павел Кравченко.
Павел Кравченко ежегодно выступает в качестве руководителя на Международной научно-технической конференции «Машиностроение и техносфера 21 века» в городе Севастополе.
За активное участие во всех конференциях он награжден орденом Международного Союза Машиностроителей «За заслуги в развитии машиностроения и техносферы».
- Каждый год я там выступаю с докладами, и как-то так получается, что больше на международном уровне знаком с людьми, нежели в Волгодонске. Но здесь я тоже публикуюсь в нашем журнале глобальной ядерной безопасности, а также в индийском журнале из системы Scopus.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск