Волгодонск Суббота, 27 апреля
Политика, 02.02.2024 14:57

«Мы останемся без ничего»: депутат Ковалевский предостерег от полной замены троллейбусов на электробусы

В Волгодонске идет дискуссия о будущем местной троллейбусной сети: обновление парка троллейбусов прекратилась почти 10 лет назад, а взамен новых троллейбусов город получает красивые, но хрупкие и капризные электробусы.

1 февраля 2024 года в истории общественного транспорта города была открыта новая страница. В Волгодонске начали работу электробусы. Даже для России — это сравнительно новый вид транспорта, массовое распространение которого началось только 6 лет назад.

На фоне «электробусной» лихорадки пополнение троллейбусного парка Волгодонска прекратилась. Последние новые троллейбусы город получил в 2015 году, пару лет назад Волгодонск принял в подарок от Санкт-Петербурга несколько продержанных троллейбусов, которые так и не были введены в работу. Главной же проблемой волгодонского троллейбуса является обветшание инфраструктуры — в первую очередь контактной сети, которая по факту эксплуатируется с конца 80х годов. Если новые машины или подержанные троллейбусы в хорошем состоянии еще можно раздобыть, то деньги на новую контактную сеть городу никто давать не собирается.

С аналогичными проблемами сталкиваются и другие города России. Троллейбусы превратились в нелюбимое дитя для федеральных и региональных властей. Этот вид городского общественного транспорта фактически остался без поддержки. Закупки новых автобусов, трамваев и тех же электробусов активно субсидируются местными и федеральными властями. А вот троллейбусы превратились в изгоя. Их массово заменяют электробусами под предлогом того, что инфраструктура троллейбусных сетей устарела и требует замены. А электробусы могут стать «отличной» заменой троллейбусам.

Страна прошла через ряд настоящих троллейбусных погромов. Несколько лет назад была полностью ликвидирована одна из самых больших в мире троллейбусных сетей в Москве. Троллейбусные перевозчики активно уничтожаются местными властями каждый год. В 2017 году была ликвидирована троллейбусная сеть в Астрахани, в 2019 году — в Перми, в 2020 году - в Твери, в 2022 году - в Белгороде, в 2023 году — в Костроме. И перспективы у троллейбусов не слишком радужные. Падение спроса на троллейбусы довело до процедуры банкротства крупнейшего в РФ производителя подвижного состава — саратовское ЗАО «Тролза» из Энгельса, которое занимало 78% российского троллейбусного рынка. О полной ликвидации троллейбусов в российских городах речи не идет. Санкт-Петербург, Курск, Челябинск активно покупают новые троллейбусы, кое-где даже строятся новые троллейбусные линии небольшой протяженности.

Сейчас количество работающих в Волгодонске троллейбусов менее 35 машин. Если город получит в дополнение к 10 уже поставленным электробусам еще 15 машин, то количество электробусов «на ходу» вплотную приблизится к числу работающих троллейбусов. И не появится ли соблазна, ликвидировать старую троллейбусную сеть, заменив их электробусами? Подобный трюк уже проделали в некоторых городах России.

Закрытие, даже временное, троллейбусной сети, почти наверняка означает ее смерть. Вернуть к жизни уже закрытую троллейбусную сеть по силам только городам, обладающими бюджетами на уровне Москвы, или при привлечении огромных средств в формате концессии.



Георгий Ковалевский

1 февраля, в день начала движения электробусов, проблема будущего волгодонского троллейбуса была поднята на заседании бюджетной комиссии Волгодонской городской Думы. Депутат Георгий Ковалевский прямо спросил у заместителя главы администрации города по экономике Игоря Столяра, что ждет троллейбусы Волгодонска в будущем.

- Приобретение 10 электробусов как-то повлияет на уменьшение количества троллейбусов – одного из самых экологичеcки чистых видов транспорта? - задал острый вопрос Георгий Ковалевский.

Ответ Игоря Столяра был несколько уклончив. Он сообщил, что несколько троллейбусов действительно будут списаны, хотя сейчас электробусы работают не по троллейбусным, а по автобусным маршрутам.

- Старые троллейбусы предприятие собиралось убрать из эксплуатации и использовать в качестве запасного ремонтного фонда,- сообщил Игорь Столяр, добавив, что будут списаны троллейбусы марки ЛиАЗ , поставленные в город в 2007-2010 годах.



Игорь Столяр

- Это не совсем правильно. Списывать старые троллейбусы — это правильно, а вот уменьшать их число — нет. Электробусы — это хорошо, но нам нужно в тоже время заниматься пополнением и троллейбусного парка. Не списывать машины. Мы ведь сегодня спишем 3 троллейбуса, а завтра скажем: «Ой, да нам и линии троллейбусные не нужны». Уберем линии. И вот будет все формально правильно, но мы останемся без ничего, без троллейбусной сети. Это движение в никуда и в пустоту, - заявил Георгий Ковалевский.

Игорь Столяр в свою очередь отметил, что сейчас стоит задача проанализировать сравнительную эффективность работы электробусов в сравнении с другими видами общественного транспорта.

- Такая задача у нашего предприятия стоит. Но вопрос вот в чем. Мы должны сейчас понять экономику электробусов. Вот это важно, - сообщил Игорь Столяр.

Ковалевского такой ответ совсем не обрадовал. Он напомнил, что ликвидировать троллейбусную сеть, прикрываясь «бумажными» отчетами, очень легко, а вот воссоздать ее потом будет уже невозможно.

- Вы можете все обосновать на бумаге (имеется в виду, что электробус эффективнее троллейбуса — ред.). Я не хотел бы, чтобы вы через 5 лет сказали, что все обосновано, но у нас уже троллейбусов нет. Такое решение будет в корне неправильным. Услышьте меня, о чем я говорю. Надо заниматься заменой старых троллейбусов на новые, используя любые программы, а не моделированием ситуации, когда троллейбусы просто спишут, - предупредил администрацию города Георгий Ковалевский, попросив заодно уточнить Игоря Столяра о ранее озвученных в правительстве области планах о дополнительном приобретении для Волгодонска еще 15 электробусов.

- Сейчас об этом говорить преждевременно. Да, были обнародованы планы по приобретению в 2024 году еще 15 электробусов. Сегодня эта схема еще не понятна по формату условий финансирования. Мы пока не в видим, кто и сколько будет платить на эти электробусы. Пока только обсуждался проект, при котором область платить около 60%, а участие федерации — 40%. При таком распределении финансирования участвовать в такой программе никто не будет. Если схема финансирования будет как в 2023 году, когда 95% затрат на приобретение электробусов оплачивает федерация и 5% - область, то это другой вопрос - отметил Столяр.

Пока вопрос о будущем общественного транспорта в городе находится в рамках полупубличной дискуссии, но отсутствие официальной позиции о перспективах развития волгодонского троллейбуса тревожно. Пока неясно, во сколько обойдется городу поддержание работоспособности электробусов после истечения двухгодичной гарантии на них. Старые добрые троллейбусы могут работать по 20 лет и более, 'что хорошо знают эксплуатационники в в МУП «ГПТ». 

А вот сколько прослужат электробусы в условиях Волгодонска? Игорь Столяр в ходе дискуссии с депутатами даже обмолвился, что гарантийное обслуживание электробусов осуществляет только одна компания, и стоят такие услуги совсем недешево. А во сколько обойдется замена литиевых батарей и электронных компонентов? На эти вопросы пока нет ответов. Поэтому к любым пожеланиям «оптимизировать» троллейбусную сеть города надо относиться с крайней осторожностью. Иначе в самом худшем случае общественный транспорт Волгодонска может окончательно деградировать до состояния стада из ржавых маршруток и древних закопченных автобусов.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
троллейбусыэлектробусыВолгодонскдискуссия
6
0
Народный репортер + Добавить свою новость