На оросительном канале отремонтируют рыбозаградитель и знаменитый туннель у Мартыновки
Донской Магистральный канал. Фото Сергея Гибкова
Читайте также:
- Обмелевший оросительный канал с высоты птичьего полета запечатлел волгодонец (01.03.2021 16:43)
- «Много риса и немного атома»: кто больше всего забирает воды из Цимлянского водохранилища (17.08.2020 20:01)
- Как заключенные копали тоннели по типу метро у Волгодонска (18.03.2019 13:19)
В 2021 году под Волгодонском начнется новый этап реконструкции оросительного Донского магистрального канала.
1 марта Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области разместило электронный аукцион по выбору подрядчика, который займется реконструкцией трех участков Донского магистрального канала, общей протяженностью в 15 километров, включая водопропускной туннель в Мартыновском районе и рыбозаградитель в Волгодонском районе. Начальная стоимость работ оценивается в 837 миллионов рублей, в ходе торгов итоговая цена может быть снижена.
Проложенный в 50-60-е годы Донской магистральный канал считается одной из крупнейших оросительных систем России. Канал сравним с крупной рекой. Протяженность главных ветвей канала составляет почти 200 километров, расход воды в нем сопоставим с водностью Дона в период зимней межени. За счет Донского магистрального канала воду получают орошаемые угодья на площади в более чем 145 тысяч гектаров в междуречье Дона и Маныча. Больше всего воды потребляется на рисовых плантациях в Пролетарском районе (56,6% от общего забора воды на орошение).
На канале есть и ряд крупных гидротехнических сооружений. Самым большим и сложным из них являются туннели в районе Большой Мартыновки. У поселка Головной на трассе Ростов - Волгодонск Донской магистральный канал разбивается на две ветки. На запад идет Нижнедонской канал, а на юг - основное русло Донского магистрального канала. Для преодоления так называемой Сальско-Манычской гряды в 1952-54 годах была построена первая очередь из двух водопропускных туннелей, в середине 70-х годов к ним был добавлен еще туннель.
В пояснительной записке к проекту работ указывается, что реконструкция ДМК позволит увеличить пропускную способность канала с 80 м3/с до 110 м3/с на участке от южного входа в тоннель и уменьшит потери воды из русла канала. Дополнительная вода необходима для распреснения водохранилищ на реке Маныч. Реконструкция позволит повысить и надежность эксплуатации тоннелей. Их обследование выявило значительные дефекты и разрушения, в том числе отслоение защитного слоя бетона и оголение арматуры, ее активную коррозию.
В 1978 году в 5 километрах от окраины Волгодонска на канале был построен рыбозаградитель, специальное сооружение, которое препятствует попаданию крупной рыбы в нижнее течение канала и задерживает мусор. Этому сооружению спустя 43 года после начала эксплуатации также требуется ремонт.
Первый этап реконструкции канала начался более 7 лет назад. Новый этап реконструкции канала должен завершиться к концу 2023 года.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск