«Наперсточники и сигнальные листки под дворниками»: как выглядел нелегальный авторынок на Ленинградской
Улица Ленинградская в середине 80-х годов. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея
Читайте также:
- Как строители Цимлянской ГЭС победили Дон с помощью камней и самосвалов (26.05.2020 21:02)
- Какие колхозы и совхозы кормили Волгодонск (19.05.2020 19:01)
- «Каким был совсем юный Волгодонск»: уникальные видеокадры в цвете (28.04.2020 20:01)
В конце 80-х годов на окраине микрорайона В-5 возник один из первых в городе авторынков.
Тогда в Волгодонске количество книжных магазинов в городе превышало число магазинов автозапчастей. В те годы автопарк в частном пользовании в городе насчитывал всего 10,5 тысяч легковых автомобилей (сейчас более 130 тысяч). Гораздо больше в городе было мотоциклов и мотороллеров – более 14 тысяч единиц техники.
Станций технического обслуживания легковых автомобилей в городе было всего две – в Шлюзах работала СТО «Жигули», а в поселке Ново-Соленый – СТО «Москвич». Грузовики обслуживались в ремонтных цехах крупных городских предприятий, в ремонтных зонах автомобильных колонн и на СТО КамАЗа за «Атоммашем».
Купить новый или подержанный автомобиль и достать запчасти к старому было проблематично. Как следствие, в городе возник «черный рынок» запчастей. Их дефицит стали восполнять посредники, наладившие прямые неформальные связи с заводами в разных частях Советского Союза.
Местом встречи таких продавцов и покупателей стал пустырь рядом с улицей Ленинградская в микрорайоне В-5. Уже с 1987 года там возник один из первых в городе неформальных рынков автозапчастей. Там же заключались и сделки по продаже подержанных автомобилей.
Каждую субботу на этом месте собирались десятки и сотни продавцов и покупателей. Здесь делались и первые капиталы в городе. Партийные и советские органы власти Волгодонска на словах выступали против рынка и даже пытались перевести его в более цивилизованное русло, но эти попытки ни к чему не привели. Волгодонский журналист Егор Обухов оставил яркий очерк о полуподпольной коммерческой жизни города тех лет.
- Это рынок напоминает четко отлаженный механизм. Каждую субботу с раннего утра здесь собираются сотни владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Угол улиц Энтузиастов и Ленинградской на стыке кварталов В-5 и Т, напоминает выставку отечественного автомототранспорта. Здесь идет бойкая торговля практически любыми запасными частями к любой марке автомобиля и мотоцикла. Нелегально здесь можно договориться о купле-продаже машины. Те, кто продает свой автомобиль, под «дворик» на лобовом стекле вставляют обрывок бумаги. Затем куплю-продажу владелец машины и покупатель будут оформлять в комиссионном магазине, - писал Егор Обухов.
Рынок снабжался дефицитными запчастями через посредников, которые регулярно ездили за товаром в Москву, Нижний Новгород (Горький), Тольятти. Цены здесь были намного выше, но иного выбора у покупателей не было, ведь в государственных магазинах нужные запчасти просто отсутствовали.
После дождей торговцы переходили с пустыря на проезжую часть улицы. Столпотворение на Ленинградской было настолько большим, что троллейбусы с трудом объезжали авторынок. Сотрудники ГАИ слегла оттесняли наиболее ретивых продавцов с дороги, но на сам рынок никто не покушался.
В толпе из покупателей активно работали и наперсточники. Любители быстрого выигрыша могли потерять 50 или 100 рублей (более половины месячной зарплаты) в попытке угадать, под каким из наперстков спрятан заветный шарик. Наказания они не боялись – размер штрафа начинался с 50 рублей, что было во много раз меньше дневной выручки мошенников.
В 90-е годы авторынок с Ленинградской благополучно переехал через два квартала на проспект Мира, где торговля автомобилями ведется и по сию пору.
Газета "Волгодонская правда" от 20 сентября 1988 года с сайта "Народного интернет-музея Волгодонска"
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск