Волгодонск Пятница, 22 ноября
Общество, 15.07.2024 12:24

«Наркоманы! Если было бы разрешение на ношение оружия, тут были бы трупы каждый день»: директор ВМДТ Александр Федоров

В рубрике «Комментарий недели» директор Волгодонского молодежного драматического театра Александр Игоревич Федоров.

В большом видеоинтервью в рамках рубрики «Комментарий недели» директор Волгодонского молодежного драматического театра Александр Федоров рассказал об итогах завершившегося VII театрального сезона, о его особенностях, об отношениях в театральном коллективе и том, что ждет волгодонских любителей театра в новом сезоне, который стартует уже в сентябре.

Александр Игоревич, вы недавно завершили свой VII театральный сезон, каким он запомнился? Все ли удалось реализовать?

Наверное, из всех прошедших сезонов этот был самым насыщенным. Говорят: «Как начнешь сезон, так его и проведешь». Вот так очень ярко насыщенно в августе прошлого года мы начали VII театральный сезон с творческой лаборатории Театра наций, в результате которого получился, как мне кажется, потрясающий эскиз, а потом пошли одни премьеры.


 К двухсотлетию Островского мы подготовили спектакль «Богатые невесты». Он открыл наш VII театральный сезон. 



Кстати, ушедший сезон оказался очень насыщенным на юбилейные даты. В ноябре наш ведущий человек, актер и режиссер Игорь Таранов праздновал свой юбилей и, конечно же, таким подарком от труппы и режиссера Даниила Безносова стал для него спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина».


Это была моя давняя мечта поставить это замечательное произведение. И, конечно, оно стало таким столпом. Оно совершенно не в нашей стилистике, кого-то оно шокирует, кто-то его сразу принимает, но то, что после него люди задумываются - это, наверное, новая вершина.


Очень яркий новогодний спектакль «Стойкий оловянный солдат и К» от нашего друга - режиссера Ростовского музыкального театра Евгения Геннадьевича Калинина. Он собрал под Новый год здесь, в Волгодонске, такую большую бригаду из Ростова, Таганрога, Волгодонска. Мне казалось, настолько сложно было «переплюнуть» нашего «Щелкунчика» по сказочности, но эта волшебная музыка, невероятная сценография, это Андерсоновское воспоминание из детства, мечты солдатика - это, наверное, не оставило никого равнодушным. Мы отыграли этот спектакль огромнейшее количество раз и, наверное, только в середине января успокоились и сказали: «Все, хватит, приходите в декабре, следующую зиму мы встретим этим спектаклем!».


Ну а с января начались настоящие чудеса. Первое чудо - это «Тарковский». Я не знаю вообще, как мы выжили, как выжили актеры, как выжил режиссер, это была двухмесячная работа, и насколько легко шел эскиз, насколько тяжело нам давался спектакль. Это первый спектакль о творчестве Тарковского вообще в мире.


Мы его писали, делали вот здесь - на сцене. Каждый день что-то новое рождалось. И, конечно, когда во время сдачи у нас оказалось 4 часа, и нужно было сокращать, убирать каждую минуту из постановки - это было как ножом по сердцу. Но нет, в итоге получилось 3 часа спектакля «Тарковский. Запечатленное время». Режиссер - Родион Барышев и это то, что надо посмотреть! Можно любить Тарковского, можно не любить Тарковского, можно любить театр, можно не любить театр, но то, что режиссер и волшебники-актеры сделали на нашей площадке, это действительно потрясает! Приходите обязательно, в новом сезоне будет очень много «Тарковского».


А ближе к завершению сезона у нас вышел спектакль «Зимы не будет» от нашего друга Даниила Безносова. Это, наверное, то, чего никто не ожидал от него. Этой трогательности, этой душевности, этой семейности какой-то. 


Это не были репетиции, это были разговоры, это были задушевные разговоры, которые потом уже переросли в такой полноценный спектакль. Даже мне досталось 2 роли, которыми я очень сильно горжусь.


И вот, как мы начали сезон, так мы завершили его в конце июня творческой лабораторией. Это было совсем новое для нас направление. К нам приехали главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев и автор Екатерина Гузема, которая, глядя на нас, познакомившись с нашей труппой, написала небольшое произведение. Нельзя сказать, что это пьеса. И на площадке в Усть-Лабинске мы показали этот часовой эскиз на казачью тему.


Как говорится, от волгодонского театра спектакля про казачество, наверное, никто не ожидал. Но и с этим материалом режиссер и наши актеры справились. Мы, конечно, его немножечко отложим, потому что здесь еще и работа по написанию полноценной пьесы. Иван Миневцев - очень востребованный режиссер, но мы сказали, что мы берем такую трехмесячную паузу и будем очень сильно надеяться, что и эта жемчужина появится в репертуаре нашего театра.


Который год уже параллельно с театром у нас работает наша замечательная студия, наши помощники, но мы их к концу сезона уже называем: «уважаемые коллеги», которые в принципе почти во всех спектаклях были достойными партнерами наших старших актеров.


Очень сложная, очень интересная такая социальная работа «Республика ШКИД», которую уже посмотрели, наверное, не только все юные жители города, были и гастроли в близлежащие районы. Это такая для них тоже новая вершина, которую они одолели. И, конечно, для студии главным событием стала победа во всероссийском фестивале «Культура-это мы», финальный этап которой проходил в Махачкале в Дагестане. И наши ребята стали победителями, лауреатами и получили грант на развитие в размере 2 миллионов рублей. И вот сейчас буквально через месяц стартует репетиция их нового спектакля. Я думаю, что это будет очередная жемчужина в ожерелье нашей студии.


Были ли у театра новые приобретения или обновление материальной базы в ушедшем сезоне?

Без тени скромности, можно сказать, что площадка молодежного театра города Волгодонска — это самая современная, самая технически упакованная площадка в Волгодонске уж точно. 

В рамках проекта «Культура малой Родины» ежегодно приобреталось проекционное, звуковое, световое оборудование. Я могу сказать, что в этом году мы уже, наверное, до конца укомплектовались световым оборудованием цифровым, которое как раз нам очень было необходимо в «Тарковском». Оно там целиком себя проявило, и в рамках этой же программы были осуществлены постановки последних двух спектаклей. 


Те, кто часто посещают наш театр, видят, что это проекционная сетка, это проектор, это свет, звук, это все, что нам помогает достучаться до зрителя, шокировать и удивить его. И уже сейчас мы подаем заявки на следующий год, и понимаем, что на следующий год продолжится система поддержки материально технической базы. И, кстати, о вышесказанном гранте, который получили в этом году наши студийцы, практически 800 000 рублей из этих средств будет потрачено на укрепление материально-технической базы театра.

Количество посадочных мест не планируете увеличить?

Ну во-первых, мы постепенно все-таки движемся к реконструкции, но на пути очень много проблем. Но есть поручение главы, есть помощь губернатора, я думаю, что через 2-3 года мы уже ставим задачу, свое десятилетие встретить уже в отреставрированном здании или в здании после реконструкции, ну или хотя бы, ну очень красиво на десятилетие уйти на реконструкцию. Я думаю, все получится.


Как вы считаете, с момента открытия театра волгодонцы стали чаще его посещать? Появились ли постоянные зрители, может быть, стало больше желающих посмотреть спектакли, стали ли вы чаще показывать спектакли в сравнении с первыми годами работы?

Ну естественно, в начале мы выходили к зрителю с одним спектаклем, и нашим спектаклем «Дураки» мы их мучили около полугода. Сейчас у нас огромнейший репертуар, подходящий уже к сорока спектаклям. И даже так получается, что премьеры прошлого сезона из-за большого количества отыграли там 6-8 раз за год, это катастрофа. И сейчас как раз мы уже вот этих спектаклей будем переводить в количество показов, то есть будем увеличивать количество. Кроме выходных, мы будем показывать спектакли по пятницам и четвергам. Постоянные зрители есть, есть зрители, которых и мы уже узнаем, с которыми общаемся, которые после премьер не уходят, делятся своими впечатлениями. Это обратная связь, это самое главное. Ну и естественно, волгодонцы постепенно привыкают жить в городе, где есть театр. Понятное дело, что вначале это было очень странно и с нашей стороны, и их с стороны, непонятно было, где хлопать, где смеяться, кому дарить и что. Сейчас это уже полноценный зритель. Есть люди, которые в 50-60 лет становятся театральными зрителями. Потому что концерты — это одно, звезды — другое, а театр - это совсем другое. И приятно слышать отзывы от них положительные. Конечно, может быть, это немножечко авансом, но все равно с каждым годом мы стараемся, и я считаю, что вот этот аванс мы целиком оправдываем и идем к повышению качества наших спектаклей.

 

Есть надежда, что когда-нибудь спектакли будут проходить каждый день?

Ну здесь же вытекает дальше проблема, давайте пожалеем наших актеров, которые и так имеют 2-3 выходных в год. То есть, понятное дело, что не во всех наших спектаклях занята целиком труппа, но очень мало спектаклей, где не все актеры заняты. Но опять же, если они на сцене не заняты, то они помогают с реквизитом, помогают во время проведения этого спектакля, все-таки человеческие ресурсы здесь тоже надо оценивать. У нас нет такой задачи загнать их до смерти. Мы будем стараться больше показывать. Мы понимаем, что если все спектакли проходят с аншлагом, то можно попробовать увеличить количество, поэтому мы идем по этому пути. Количество спектаклей растет, но главное держать здесь баланс, чтобы и для актеров это было в радость, и в то же время постараться максимально больше приобщить к этому зрителей. Потому что, даже сегодня, если я скажу, что половина города не знает, что мы есть, я, наверное, окажусь прав. Потому что все-таки 6 лет - это еще не тот срок. Вот значит задача стоит, чтобы нас знали 70% города.

Труппа в настоящий момент находится в отпуске или готовится к новому театральному сезону?

Формально, конечно, они в отпуске. Но каждый актер проводит отпуск по-своему. Елена Леонидовна — наш театральный блогер, о наших успехах и журналисты, и зрители узнают из ее соцсетей. Она, несмотря на то, что в отпуске, продолжает между «купорками» подбирать драматургию для студии. Игорь Леонидович — это вообще тот человек, которого бесполезно выгонять из театра. Он приходит сюда всегда первым. Паркуя свою машину, я уже слышу, как он в малом зале с 9 часов репетирует. Вокалисты говорят, что с 9 часов у них связки еще не работают, а у Игоря Леонидовича работает все. И также даже в отпуске был звонок от него: «Александр Игоревич, можно мне во время отпуска приходить и петь?», я говорю: «Игорь Леонидович, вам можно все!». Понятное дело, актеры тоже скучают. Это после четырех спектаклей подряд они кричат: «Я не хочу здесь работать, заберите меня!», но на второй-третий день им уже не хватает зрителей, не хватает сцены. Наркоманы! Театральные наркоманы, которые без этого уже не могут!

 

Раскроете нам секреты о планах на будущий сезон? Идеи-то, наверняка, уже какие-то есть.

Ну, конечно, есть. Но я могу сказать, что в этом году мы постарались вот до апреля месяца отыграть много премьер, и предстоящую осень мы посвятим прежде всего прокату этих спектаклей. Могу честно сказать, весь будущий театральный сезон по названию спектаклей у нас уже расписан, но мы будем очень постепенно, очень дозированно их показывать. Единственное, могу сказать, что в начале ноября нас ожидает вновь Театральная лаборатория театра наций, которая уже на следующий год по традиции добавит какой-то очень интересный спектакль в наш репертуар. Лаборатория - это такое упражнение на крепость коллектива, то есть, надо задать максимально сложную задачу и постараться ее выполнить. Это тренаж актеров, тренаж коллектива, тренаж театра. И мне кажется, что наверное, главная загадка и сюрприз как раз таки в том, что окажется результатом вот этой лаборатории. Все остальное расписано и будет очень дозировано рассказано зрителю. Я могу сказать с уверенностью на 100%, что в новом сезоне мы встретимся с Даниилом Александровичем Безносовым. Он - наша палочка-выручалочка, наш друг. Также практически стопроцентно мы увидим второй спектакль Георгия Цнобеладзе в нашем театре. Напомню, его первый у нас спектакль «Юбилей ювелира» гремел несколько сезонов. Это тоже был очень поворотный спектакль, благодаря которому мы очень многое поняли и про себя, и про театр. Названий называть не буду, не ждите.

Когда ждать первую премьеру в новом сезоне? Это будет новогодний спектакль?

Нет, новогодний спектакль будет естественно. В нашей стилистике это будет такая абсолютно душевная сказка. И, причем, это, наверное, последний жанр новогодних спектаклей, который мы еще не опробовали. Вот очень обтекаемо так сказал. Ну а в сезоне новый спектакль будет уже в феврале, я думаю, что с февраля до июня мы успеем выпустить 3 премьеры. Дай Бог.

Ну а сейчас у нас основная задача показать как можно большему количеству зрителей наши новые спектакли. Их действительно много. Они действительно хороши, и они действительно востребованы. Поэтому сейчас загнать себя, сделать 10 премьер и не показать их зрителю, было бы неправильно. Спектакль без зрителя умирает. Спектакль, который не играли 3-4 месяца, если это еще не сформировавшийся спектакль, требует зрителя, требует зрительской «крови».


Планируете расширение труппы?

Ну, естественно, конечно, несмотря на то, что мы так очень медленно растем, это такой, оказалось, очень сложный процесс. Могу сказать, что в день 2-3 заявки есть, то есть, раз в месяц кто-то приезжает, показывается. Могу сказать, что в последний раз я уже даже был достаточно близок к тому, чтобы понять: «Ну да, наверное это вот это тот человек», но, к сожалению, как-то не получилось. Ну, значит - не судьба. То есть, поиск идет, театральные вузы выпускают студентов, актеров много, но найти того самого актера непросто. Я понял, что большие театры - не такой плотный организм, там есть верхушка - мастера, есть массовка, есть рабочие лошадки и так далее. Наш коллектив - это такая семья. В семье мы как братья по крови, и нам надо найти не просто хорошего актера, но еще и, наверное, такого вот брата-человека, у которого группа крови будет с театральной группой крови совпадать. Вот правда, выпасть отсюда невозможно.

Наши актеры, конечно, любят друг друга, но и бурчат друг на друга, надоедают друг другу. Но в те истинные моменты, когда кому-то из них нужна помощь, здесь видно, как они объединяются, как они помогают и как они искренне чувствуют себя единым целым. Я даже почти прослезился.


Сложно ими руководить?

Нереально, вот просто нереально. Если было бы разрешение на ношение оружия, то тут были бы трупы каждый день. Ну конечно, сложно. И мне сложно с ними, им еще сложнее со мной, потому что изнуряем друг друга, стараемся работать на износ, когда только вперед ногами выходишь, а кажется, что вроде бы еще есть возможность... Сложно, конечно, сложно. Но не может быть по-другому. Если бы я сказал, что легко, значит, надо было бы нас закрывать, за то, что мы здесь ничем не занимаемся. А пока мы здесь оставляем здоровье, всю душу и так далее, значит, мы не зря получаем в конце спектакля аплодисменты.


Ну и когда можно будет прийти в театр, когда начнутся первые спектакли в новом театральном сезоне?

Вы, наверное, заметили, что каждый год мы потихонечку-потихонечку все раньше и раньше начинаем театральный сезон. Я думаю, что в этом году это будет середина сентября.

Ко Дню города?

Да, как только мы определимся, как только будут точные планы по Дню города, то сразу без раскачки в омут и с головой в новый VIII театральный сезон!

Ирина Литвинова

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Рубрика "Комментарий недели" Волгодонск   
новостиВолгодонск"Комментарий недели"ВМДТАлександр Федоров
1
2
Народный репортер + Добавить свою новость