Волгодонск Суббота, 27 апреля
Общество, 03.05.2023 18:09

Отстранен судьей: сына пастора оставили без адвоката накануне вынесения приговора по делу о наркотиках в Цимлянске

Накануне вынесения приговора по делу о наркотиках сын пастора в Цимлянске остался без адвоката - судья Ирина Степанова в нарушение уголовно-процессуального законодательства отстранила защитника Григория Заболотского от дела.

4 мая в Цимлянском районном суде пройдут прения в рамках рассмотрения уголовного дела в отношении 24-летнего местного жителя Михаила Гончарова - это одна из последних стадий судебного процесса, после которой обвиняемому предоставят последнее слово и вынесут приговор. Молодой человек по части 5 статьи 228.1 УК РФ обвиняется в совершении особо тяжкого преступления - покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере.

О ситуации Михаила Гончарова «Блокнот» рассказывал в феврале текущего года. В редакцию тогда обращался его отец Игорь Гончаров и адвокат Григорий Заболотский. Это был настоящий крик о помощи: сторона защиты утверждала, что дело против Михаила сфальсифицировано с целью непривлечения к ответственности полицейских, незаконно задержавших, удерживавших и избивавших парня.


Михаил Гончаров, обвиняется в покушении на сбыт наркотиков в особо крупном размере

Но хуже всего было то, что судья Цимлянского районного суда Ирина Степанова, по словам адвоката, препятствовала правосудию, развязывая на заседаниях руки обвинению и связывая их стороне защиты, не давая последней донести свои аргументы до присяжных заседателей. При том, что рассмотрение уголовного дела с участием присяжных заседателей должно было по замыслу стороны защиты как раз исключить всякую предвзятость и несправедливость.

На момент февральской публикации рассматривавший уголовное дело почти год прошлый состав суда присяжных был Ириной Степановой неожиданно распущен, после чего был сформирован новый. Накануне одного из заключительных судебных заседаний «Блокнот» вновь пообщался с адвокатом Григорием Заболотским, дабы узнать, что изменилось за два месяца, стал ли обеспечиваться принцип равноправия сторон и вернули ли Михаилу его конституционные права.

По словам Григория Заболотского, в методах рассмотрения уголовного дела с тех пор мало что изменилось и в общем-то стало даже хуже. Так, рассказал «Блокноту» адвокат, если при предыдущем составе присяжных судья Ирина Степанова сквозь зубы предоставляла стороне защиты возможность представить хоть какие-то доказательства невиновности подсудимого, то при новом составе такой возможности адвоката лишили вовсе. С лихвой же возможностью представлять доказательства, по словам Григория Заболотского, наделена сторона обвинения, чем она активно пользуется.


Адвокат Михаила Гончарова - Григорий Заболотский

Апогеем нарушения уголовно-процессуального законодательства Григорий Заболотский называет решение судьи Ирины Степановой, которое та приняла на последнем заседании 18 апреля, когда сторона защиты как раз должна была представлять свои доказательства невиновности Михаила Гончарова.

В тот день Григорий Заболотский собирался зачитать протокол осмотра места происшествия (автомобиль), где был незаконно задержан Михаил Гончаров, но спустя считанные секунды после начала выступления его перебил помощник прокурора Цимлянского района Владимир Болдиков, утверждая, что сведения, которые доносит адвокат, не относятся к полномочиям присяжных. После Владимир Болдиков призвал Ирину Степанову принять в отношении адвоката меры.


Слева - помощник прокурора Цимлянского района Владимир Болдиков

- Скажите, это допустимо - мешать мне представлять доказательства? - возразил Григорий Заболотский на заседании.

- Защитник Заболотский, остановитесь, остановитесь, не перебивайте суд! - параллельно говорила судья Ирина Стекпанова адвокату.

- Пожалуйста, не кричите на меня, не надо кричать на меня, - ответил ей Григорий Заболотский, а после судья постановила отстранить, не обозначив сроки, адвоката от участия в рассмотрении уголовного дела в качестве защитника Михаила Гончарова.

Примечательно, что в своем постановлении судья Ирина Степанова сослалась на статью 258 уголовно-процессуального кодекса РФ о мерах воздействия за нарушение порядка в судебном заседании. Вот только в данной статье нет ни слова о том, что судья может отстранить защитника от участия в рассмотрении дела. В части 2 данной статьи черным по белому написано, что при неподчинении защитника распоряжениям председательствующего слушание может быть только отложено, а о данном факте сообщается в адвокатскую палату.


По статье 258 УПК РФ адвоката отстранять от дела нельзя

Григорий Заболотский рассказал «Блокноту», что, помимо этого, в действиях судьи усматривается ряд других нарушений - к примеру, она не уведомила о дате, времени и месте проведения судебного заседания другого адвоката - Валентину Жигалову, и последняя на заседание не явилась.

В итоге после отстранения от дела Григория Заболотского Михаил Гончаров остался с одним адвокатом - Мариной Инцкирвели, которая начинала участвовать в судебном процессе в качестве стажера, а на момент последнего заседания прошел только месяц, как ей был присвоен статус адвоката. Само собой, Михаил Гончаров был вынужден отказаться от нее, опасаясь, что сторона обвинения за считанные моменты перейдет к следующей стадии рассмотрения дела, а пока еще неопытный адвокат не сможет этому воспрепятствовать. После того, как Михаил остался без защиты, судебное заседание было все-таки отложено.

- Судья Ирина Степанова назначила на 18 апреля судебное заседание, не уведомив адвоката Валентину Жигалову. В итоге на заседание от стороны защиты прибыл я и Марина Инцкирвели, которая является адвокатом всего месяц. На самом заседании судья Ирина Степанова, запретив мне представлять доказательства невиновности Михаила, еще и вынесла решение отстранить меня от защиты подсудимого, хотя это не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.

Если она считала, что адвокат что-то нарушил, то должна была написать жалобу в квалификационную коллегию - у нас там, кстати, с этим строго, дисциплинарные дела возбуждаются быстро. Но отстранять меня она права не имела - только подзащитный имеет право отказаться от адвоката. По сути, она запретила мне заниматься моей профессиональной деятельностью, - рассказал Григорий Заболотский.

Сможет ли Григорий Заболотский поучаствовать в следующем судебном заседании, на котором пройдут прения, неясно. Для них адвокат заготавливал туз в рукаве - алиби подсудимого. Несмотря на то, что в прениях стороны могут ссылаться только на доказательства, представленные с участием присяжных заседателей, а таковых от стороны защиты, по сути, нет, Григорий Заболотский планировал «зацепиться» хотя бы за доказательства стороны обвинения, представители которой не заметили в собственных же доводах отсутствия логики.

Речь идет о детализации телефонных переговоров Михаила Гончарова с сим-карты с привязкой к базовым вышкам сотового оператора 16 февраля 2021 года - в день задержания молодого человека. В обвинительном заключении сказано, что Михаил Гончаров в тот день совершил преступление на берегу водохранилища в Цимлянске, якобы спрятав наркотики для последующего бесконтактного сбыта между 11:31 и 12:57.


В обвинительном заключении говорится, что Михаил Гончаров якобы совершил преступление между 11:31 и 12:57

Вот только, согласно детализации звонков, в тот день он в период времени между 11:38 и 12:26 звонил и получал сообщения, находясь в Волгодонске, а следующий телефонный звонок в 13:03 Михаил получил уже в Цимлянске.


Детализация телефонных переговоров Михаила Гончарова и его местоположение в этот момент

Мог ли Михаил оказаться в Цимлянске раньше 13:03? Тут следует учитывать, что путь из Волгодонска в Цимлянск занимает порядка 25-30 минут, а значит, в период времени между 12:26 и 12:57 Михаил Гончаров вряд ли мог совершать те противоправные действия, о которых говорится в обвинительном заключении.

Узнают ли об этом присяжные? Вряд ли. А ведь после прений, в пятницу 5 мая, им скорее всего уже предстоит ответить на вопрос о виновности или невиновности подсудимого, которому грозит неприлично большой срок - до 20 лет лишения свободы.

Не узнают присяжные и о других доказательствах невиновности Михаила Гончарова. Напомним, что в предыдущей публикации мы рассказывали, что судебный процесс над молодым человеком вообще начался без возбуждения в отношении него уголовного дела, а его друг Надир Садыгов, который заключал досудебное соглашение и признавался в покушении на сбыт наркотиков, так и вовсе заявлял, что Михаил Гончаров к этому всему непричастен.


Надир Садыгов, друг Михаила Гончарова

Или взять, к примеру, квартиру №31, в которой якобы находили наркотики. Адвокат Заболотский пытался привлечь в качестве свидетеля хозяйку этой квартиры, утверждавшей, что никаких наркотиков и оперативно-розыскных мероприятий по данному адресу не проводилось. Тем временем, следствие считает, что в ней жил даже не Михаил Гончаров, а тот самый Надир Садыгов.

А как насчет двух административных правонарушений о незаконном обороте наркотических средств и их потреблении, которые в день задержания Михаила и на следующий после этого день были отменены полицейскими по реабилитирующим основаниям, так как в ходе досмотра у Михаила наркотических средств обнаружено не было, а медицинское освидетельствование не установило у него какого-либо опьянения.


Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении о хранении наркотиков в отношении Михаила Гончарова


Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении о потреблении наркотиков в отношении Михаила Гончарова

Да что там говорить, даже те вещества, которые Михаил Гончаров якобы спрятал на берегу водохранилища в Цимлянске, согласно экспертизе, проведенной сотрудником управления МВД России «Волгодонское», не были идентифицированы. Вот только в допросе этого эксперта судья Ирина Степанова стороне защиты отказала.



Результаты экспертизы управления МВД России «Волгодонское»

В разговоре с «Блокнотом» Григорий Заболотский подвел всему происходящему весьма печальный итог. «В отношении парня никогда даже не возбуждалось уголовное дело - создан прецедент, после которого уже любому жителю Волгодонска или Цимлянска смогут предъявить обвинение без возбуждения уголовного дела и не имея на то оснований», - сказал адвокат.

А, возможно, предъявлению обвинений будет предшествовать незаконное задержание с применением силы. Напомним, Михаила Гончарова задержали в Цимлянске на пассажирском сиденье автомобиля шесть сотрудников отдела по контролю за оборотом наркотиков управления МВД России «Волгодонское». Михаил в своих показаниях в красках описывал, как полицейские его «винтили», оскорбляли, били ногами, применяли в отношении него электрошокер и больше суток не давали пить, морили голодом и не давали спать.


Оперуполномоченный отдела по контролю за оборотом наркотиков управления МВД России "Волгодонское", старший лейтенант полиции Максим Ильминский, руководил операцией по задержанию Михаила

Сотрудники правоохранительных органов, считает сторона защиты, сначала «перегнули палку», затем попытались все «спустить на тормозах», но было уже поздно - к тому же, узнав о случившемся, отец Михаила, Игорь Гончаров, написал заявление в Следственный комитет по факту избиения сына. И, судя по всему, представители органов правопорядка решили идти до конца, результатом чего является проходящий сегодня судебный процесс.

Андрей Мордвинов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Цимлянскновостиуголовноеделосудадвокатотстранениепасторприсяжныезаконнарушениеприговорнесправедливость
5
2
Народный репортер + Добавить свою новость