9 апреля на заседании постоянной депутатской комиссии Волгодонской городской Думы местные парламентарии вместе с главными врачами городских больниц и поликлиник обсудили, как изменилась работа медучреждений после перехода в областное ведомство, каким выдался 2023 год в новом статусе, и какие проблемы на сегодняшний день в больницах и поликлиниках являются наиболее актуальными.
Первым с докладом
выступил Владимир Бачинский — главный врач городской больницы №1 имени Виктора Жукова. Владимир Юрьевич поставил депутатов в известность о катастрофическом кадровом дефиците и предложил свои варианты, как на законодательном уровне можно попытаться не допустить полного отсутствия медиков в учреждениях здравоохранения. Об этом мы рассказывали в недавней публикации.
Вторым на заседании комиссии выступил главный врач БСМП Евгений Тарасов. Уже в начале своего выступления Евгений Викторович отметил, что передачу больницы из муниципальной собственности в государственную собственность Ростовской области оценивает положительно. Больница скорой помощи полностью сохранила свою структуру и мощность — это по-прежнему многопрофильная больница на 395 коек, с травматологическим пунктом на 100 посещений в сутки, и станцией скорой медицинской помощи.
Государственным учреждением здравоохранения БСМП стало одновременно с другими медучреждениями города с 1 января 2023 года, с тех пор, признался главный врач, объемы оказываемой медицинской помощи остались на прежнем уровне, в том числе и все показатели работы: хирургическая активность, больничная летальность. Никаких существенных негативных изменений не произошло. А вот финансирование больницы заметно изменилось.
- Увеличилось финансирование больницы. Например, на 70 миллионов увеличилось финансирование медицинской помощи в системе ОМС — с 459 миллионов 197 тысяч рублей в 2022 году до 530 миллионов 85,3 тысяч рублей в 2023 году (почти на 18% произошло увеличение). Бюджетное финансирование оказания паллиативной медицинской помощи увеличилось на 5,5 миллионов рублей (на 20%). То есть в этом изменения мы ощутили.
Что касается средней заработной платы, у врачей в 2023 году рост зарплаты составил 8,7% до 77 350 рублей. Рост зарплат у среднего медперсонала составил 8,5% и достиг показателя 36 352 рубля, у младшего медперсонала средняя заработная плата увеличилась на 5,3% и составила 34 128 рублей. Дорожную карту мы всю выполняем, — подчеркнул Евгений Тарасов.
При этом главный врач БСМП отметил, что четверть пациентов составляют жители районов. Огромная нагрузка в связи с этим ложится на врачей, преимущественно на хирургов.
- Количество иногородних пациентов в больнице составляет 24,5%, но мы не хотим от них отказываться, потому что за счет иногородних пациентов мы выполняем наш план гарантированных объемов койкомест. Вдумайтесь, всех пациентов из 7 районов, которым требуется сложная операция, везут в БСМП Волгодонска. А по детской хирургии — из 10 районов, детей везут в нашу БСМП на любые операции. В связи с этим на хирургов, работающих в больнице возлагается очень большая нагрузка. Врачи не железные, это понятно. Но та нагрузка, которая в настоящее время на хирургов возложена — это не дело. Все отделения в БСМП кроме одного — хирургические. Во всех отделениях проводятся операции. Не оперируют у нас только в отделении терапии, — рассказал Евгений Тарасов.
Следующим пунктом главврач БСМП рассказал как раз о проблемах в отделении терапии. Проблема там существует с прошлого года и до сих пор ее решение не найдено, работать в отделении просто некому, терапевтов нет совсем.
- В настоящее время у нас беда с терапией. Потому что там работает 0,25 врача. А отделения хирургии в принципе укомплектованы, там люди работают. Врачами-хирургами мы укомплектованы. Но когда я смотрю на их состояние, на их здоровье, на их дежурные смены, когда они приходят после 4-5 операций за ночь, я начинаю все больше и больше думать, что они нам тоже скоро скажут: «До свидания». Потому что это нереальная нагрузка. Это довольно серьезно. Мы готовы принимать пациентов из районов, мы же не отказываемся. Но это не значит, что мы здесь должны оперировать всех. При том, что у них есть свои хирургические отделения, есть врачи-хирурги, которые часть работы должны брать на себя. Но, к сожалению, этого не происходит. Потому что у них там нет анестезиологов. Вот и получается, что на наших врачей ложится колоссальная нагрузка, — сообщил главврач БСМП.
Далее Евгений Викторович рассказал о том, на сколько улучшилось финансирование, и что больнице удалось починить и приобрести в прошлом году, и какие перспективы и приобретения уготовил БСМП на 2024 год.
— В принципе, если говорить о финансировании, о закупке оборудования и обо всем остальном, конечно, позитив очевидный в том, что мы стали государственным учреждением. Я объясню почему. В 2023 году нам были выделены деньги на ремонт компьютерного томографа, мы его ввели в строй за 17 миллионов рублей. В травмпункте у нас была беда — сломался рентгеновский аппарат на 2 рабочих места, нам выделили средства на новый аппарат, мы его купили, установили и уже ввели в эксплуатацию. Также в прошлом году мы закупили анестезиологический комплекс, потому что к концу 2022 года у нас оставалось всего 3 аппарата из необходимых восьми. Тоже ситуация была крайняя, нам выделили средства на этот аппарат.
На 2024 год нам выделили средства в размере 75 миллионов рублей на закупку оборудования. Потому что в БСМП уже морально устарело и было изношенным большое количество важного и необходимого оборудования: это и аппараты УЗИ, не хватало наркозных аппаратов, аппаратов ИВЛ. В детской хирургии мы не могли сделать операционную, потому что там не было своего аппарата, дети оперировались в общей операционной. Столы операционные уже были давно изношенными, передвижной рентген аппарат тоже. Я не буду все перечислять, там очень много позиций.
Так вот, в этом году мы на 75 миллионов рублей провели торги и почти все уже получили, еще четыре единицы оборудования получим в ближайшее время. Мы восстановили работу травмпункта, восстановили СКТ, Детская хирургия стала оперировать детей там, где им положено. А еще нам выделили в этом году 75 миллионов на закупку 10 автомобилей Скорой помощи. До конца апреля мы проведем торги и закупим эти автомобили, — с радостью отрапортовал Евгений Тарасов.
Но, сообщив о покупке 10 автомобилей Скорой помощи, главный врач перешел на другую интонацию, отметив, что: «Закупить-то мы их закупим, но у нас в больнице сейчас есть такие страшные ситуации, которые стоит обсудить».
Далее главный врач БСМП перечислил наиболее актуальные для больницы проблемы на сегодняшний день, выстроив их по очередности.
- Первая проблема — укомплектованность врачами составляет 45%. С учетом того, что врачи-хирурги у нас не работают либо в день, либо в ночь, они все дежурят, тут ситуация еще остается более или менее. Но у нас совсем нет терапевтов. У нас одномоментно ушли в декретный отпуск три врача-терапевта. Ситуация сложилась настолько серьезная, на самом деле. Мы нашли двух врачей в районах, спасибо им большое. Они нам помогают, приезжая 4 раза в неделю, чтобы осмотреть хирургических пациентов и помочь по приему больных. Мы за собой оставили токсикологию. Спасибо Владимиру Юрьевичу Бачинскому, он взял на себя гематологию, потому что это очень сложный вопрос, и эти больные нуждаются в ежедневном наблюдении. В настоящее время у нас работает 0,25 ставки врача внешнего совместителя, которая, извините, в 12 часов уходит. Поэтому мы не можем оставлять там серьезных пациентов. В ночное время да, получается их каким-то образом перекрывать.
Второй больной вопрос у нас, причем он скоро встанет очень остро — это укомплектованность водителями скорой помощи. Ситуация складывается довольно интересная. Фельдшеров у нас вполне достаточно, укомплектованность составляет 80%, а водителей скорой помощи в настоящий момент из 71 водителя по штатному расписанию остался 31 человек. Укомплектованность составляет 42% и это катастрофа!
С чем это связано? Абсолютное большинство, а именно 40% водителей — это люди пожилого возраста, которым уже далеко за 70, я уже не говорю про 60-летних. Молодежь не идет к нам работать. Многие водители уволились и уехали работать в новые регионы в погоне за большими заработками. И мне объяснили, почему они уходят. Если у нас средняя зарплата водителя скорой 34 500 рублей, это мы еще повысили как смогли. А смысл в чем? Работа водителя скорой — это день, ночь, и два нерабочих дня — отсыпной и выходной. Получается, что водитель работает по 12 часов 15 дней в месяц. Если бы он работал как врач — каждый день плюс дежурства, представьте, какая бы у него была зарплата. Кто-то из них подрабатывает, кто-то нет, но ситуация с ними довольно серьезная.
Мы снимали фильмы, отправляли их в Москву и в регионы, чтобы привлечь людей на работу, но ничего не помогает. Зарплата, которую сейчас имеют водители скорых, не привлекает людей. Найти сейчас водителей на такую заплату мы не сможем нигде. Частники сейчас предлагают работу с автомобилем далеко за 100 тысяч рублей. Ну кто же к нам пойдет? Особенно молодежь. Пока не понятно, как нам выйти из этой ситуации. Есть надежда, что когда мы получим новые автомобили скорой помощи, кинем клич, может быть, под эту идею и сможем найти кого-то, особенно среди пожилых людей. Но пока все беспросветно.
Третья проблема БСМП — это представители среднего медперсонала, так называемая «элита». «Элитой» мы называем операционных медсестер и медсестер-анестезисток. Работа у них крайне сложная, укомплектованность отделения реанимации этими сотрудниками на сегодняшний день составляет 50%. Этого крайне недостаточно, потому что у нас 5 операционных залов, представьте сколько нужно сестер, чтобы все это обслужить! А укомплектованность операционными сестрами в настоящее время приближается к 55%. Причем, уходят они все в основном — либо на пенсию, либо в частные медицинские центры - сейчас их в городе, вы знаете, очень много. И наши сотрудники, наша «элита» — вся там. Потому что, согласитесь, что получать чуть меньше, но за абсолютно другую нагрузку, не неся при этом никакой ответственности — это, конечно здорово — с пониманием ситуации констатировал главврач.
Евгений Викторович отметил, что вопрос с кадрами нужно решать и решать довольно быстро, пока от такой нагрузки не ушли работающие на пределе своих возможностей врачи. Иначе и они, устав от такой работы, могут принять решение в пользу частной медицины. К тому же, скоро на пенсию уйдут многие ныне работающие пенсионеры. Главный врач сообщил, что среди тех же водителей «скорой» сегодня 30% — пенсионеры. То есть 10 из 31 водителя уже на пенсии, и уйти они могут в любой день, хоть завтра. При этом, на один пост ( на одну скорую) должно быть 4 водителя. 31 человек — это 6 постов. А в Волгодонске должно быть 15 постов. С учетом автомобилей, которые город получит в этом году, автопарк будет соответствовать потребностям, но где взять водителей?
- Получив в этом году новые автомобили, у города будет 15 рабочих автомобилей. Соответственно, мы должны иметь хотя бы 65 водителей, на случай, если кто-то заболеет или пойдет в отпуск. А у нас их 31. И никакие мероприятия тут нам не помогут, потому что у них зарплата крайне смешная. Вот у нас работало 2 молодых водителя, сейчас они работают на территории новых регионов, зарабатывают по 180 тысяч в месяц. Они приезжают сюда и рассказывают своим коллегам, которые тут сидят, и зовут их туда. Переманят, ей Богу! Вот такая ситуация у нас.
Все, что касается финансирования, ничего плохого не скажу. Все, что мы хотели, мы добились. А вот с кадрами вопрос очень серьезный. Ну и с отделениями у нас тоже самое, что и в первой горбольнице. Средний персонал (не «элитный») — это те, кто окончил медицинский колледж, они ежегодно на нашей базе проходят практику, с ними проводят подготовку старшие сестры наших отделений. У нас уже на этот год записались 7 человек в первую хирургию, во вторую — 6, в реанимацию — 5 человек. Но, я вас уверяю, что все они не придут. Если и придут из семи двое, то после 2-3 месяцев работы они, как правило, увольняются. А у нас нет возможности их задержать. Должна быть какая-то законодательная возможность, пусть — отработка. Но другого выхода у нас нет, — заявил главврач БСМП.
Выслушав проблемы главного врача больницы скорой помощи, депутат Алексей Плотников задал вопрос, можно ли включить водителей скорой помощи в список получателей городских мер поддержки наряду с врачами.Председатель Волгодонской городской Думы Сергей Ладанов — в прошлом тоже главный врач, отметил, что данный вопрос однозначно требует проработки.
-
Надо проработать этот вопрос, потому что ранее при определении получателей выплат, мы четко сосредотачивались на врачах, даже не на средних медицинских работниках. Причем, делая упор на врачей дефицитных специальностей. Сегодня мы понимаем, что персонал в медицинских учреждениях стал в целом дефицитным. Не хватает врачей, среднего персонала и водителей автомобилей скорой помощи. Поэтому данный вопрос нужно отдельно обсудить и подготовить наши предложения по этому вопросу. Понятно, что в дефиците водителей ключевую роль играет размер заработной платы. Эти люди всегда будут искать возможность заработать больше. Найдя такую работу, они естественно будут увольняться и переходить на более высокооплачиваемую работу. И не только в новые регионы, но и в иные предприятия производственной сферы. Этот вопрос нужно прорабатывать. Для любого муниципального образования — для городов, районов скорая помощь — это система жизнеобеспечения. Тем более, в нынешнее неспокойное время. Поэтому предлагаю этот вопрос тоже отдельно проработать, — заявил Сергей Ладанов.
Депутат Плотников добавил, что как можно скорее необходимо рассмотреть возможность дополнения водителей «скорой» в перечень специальностей и определить, какие меры поддержки могут быть оказаны им на уровне муниципалитета, чтобы заложить эти средства в бюджет.
- Понятно, что это повлечет изменение бюджета, но по-другому они не наберут водителей, реальность такова. Нужно закладывать дополнительные средства с нашей стороны, потому что катастрофа очень близко, — заявил Плотников.
Евгений Тарасов рассказал, что в течение последних трех лет, с тех пор, когда больница была еще муниципальной, и в прошлом году, уже став государственной, с просьбой установить дополнительную оплату водителей в размере 10 тысяч рублей в администрацию Волгодонска БСМП обращалась неоднократно, но положительного ответа не получала.
-
Но я не думаю, что эти дополнительные 10 тысяч в корне изменят ситуацию, проблему они не решат. Но с другой стороны, мы же не можем сделать так, чтобы у водителя зарплата была выше чем у врача. Тогда это будет не совсем политкорректно и не совсем справедливо. Но что-то нужно решать, — заявил Тарасов.
-
Во всяком случае, десять тысяч им лишними не будут, — заявил депутат Плотников.
- Согласен, — ответил ему главврач БСМП.
Ирина Литвинова
19292
Новости на Блoкнoт-Волгодонск