Волгодонск Среда, 06 июля

«Правда, что в 80-е годы Волгодонск хотели превратить в мегаполис?»: читатель

«Правда, что в 80-е годы Волгодонск хотели  превратить в мегаполис?»: читатель

Улица Энтузиастов и будущий парк "Дружба", 1976 год. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

«Блокнот» отвечает на вопрос читателя о планах по наращиванию численности населения города до полумиллиона человек.

- По легенде, которую передают уже и молодому поколению, при строительстве Волгодонска предполагалось, что город станет мегаполисом с численностью населения около 500 тысяч жителей. Мол, через город должны были проходить основные транспортные узлы, в том числе морские, связывающие территорию страны с Кавказом. Правда ли это, и почему планам не суждено было сбыться? - задал такой вопрос читатель «Блокнота» по имени Макар.

Что из этого правда? Действительно, эта история имеет под собой некоторое основание. Расчетная численность населения большого Волгодонска к 2010 году должна была достигнуть 500 тысяч человек. Такие планы существовали в самом начале 80-х годов. Для сравнения, примерно такую же людность набрали Тольятти и и Набережные Челны, города, где строительство крупных заводов (в данном случае автомобилестроительных) началось на 6-10 лет раньше, чем в Волгодонске.

Если Тольятти и Набережные Челны строились как автограды, то Волгодонску готовилась роль атомграда - главного центра в Советском Союзе по производству оборудования для атомных станций и связанных с этим производств. «Большой» Волгодонск делился бы на три части: «старый город» (постоянное население до 80 тысяч человек), «новый город» (до 200 тысяч человек) и условный Волгодонск за Мокро-Соленовским заливом (более 200 тысяч человек). При этом, станица Старо-Соленовская шла бы под полный снос, а средняя этажность многоквартирных домов в микрорайонах-новостройках должны была достигнуть 10-15 этажей.

Город должен был приблизиться к Ростовской АЭС на расстояние 8-10 километров (сейчас расстояние составляет 14 километров), граница жилой застройки в этом случае проходила бы по дачам садоводства «Мирный атом». Впрочем, действующие на тот момент градостроительные нормы допускали и более близкое расположение жилых кварталов к атомным станциям. В городе-спутнике Курской АЭС Курчатове территория атомной станции начиналась от окраины города на расстоянии в 2 километра, а от ближайших домов - 3 километра.

Впрочем, такие амбициозные планы существовали скорее на бумаге и были излишне амбициозными, более реальным показателем роста населенности города стала бы планка в 250-300 тысяч человек. Генеральный план города от 1984 года предусматривал к 1991 году население города в 200 тысяч человек, а к 2005 году - 280 тысяч человек с перспективой роста до 300 тысяч человек. Но и в этом случае, Волгодонск стал бы вторым по значению экономическим центром области после Ростова, потеснив на этой позиции Таганрог. Темпы роста города сначала снизили внезапно выявленные массовые просадки зданий, и затем и катастрофа Чернобыльской АЭС, которая на тот момент фактически поставила крест на строительстве атомных станций в СССР.

Волгодонск рассматривался как промышленный центр, в качестве ведущей отрасли выделялось машиностроение, а также химическая промышленность, промышленность строительных материалов, стройиндустрия и пищевая промышленность. Занятость на возникших ранее предприятиях, таких как лесоперевалочный комбинат и химический завод, предполагалось заморозить. Общая численность занятых на промышленных предприятиях города должна была превысить 60 тысяч человек (в 6 раз больше, чем сейчас). С ростом численности населения города росла бы и занятость в сфере услуг как в количественном, так и в процентном соотношении: образовании, культуре, науке. В высшем образовании в Волгодонске планировалось формирование на базе филиала НПИ собственного политехнического вуза, а на базе педучилища — педагогического института.

Экономическую активность городе обеспечивала связка из трех базовых предприятий: «Атоммаша», «Энергомаша» и Ростовской АЭС. Взлет до полумиллионного населения Волгодонску могло бы гарантировать строительство еще одного завода уровня «Атоммаша».

При условии роста численности населения Волгодонска до 300 тысяч человек, главной зоной застройки остался бы «новый город»  при частичном освоении противоположного берега Мокро-Соленовского залива. Существовала и другая дилемма пространственного развития города, а именно проблема санитарно-защитной зоны вокруг химзавода. Химзавод в 80-е годы, несмотря на предпринятые усилия по его реконструкции и техническому перевооружению, оставался «грязным» производством. Часть «старого города» регулярно накрывалось выбросами предприятий, а люди были вынуждены дышать воздухом, который мог вызвать даже рвоту у не местного человека. Поэтому в качестве рабочего рассматривался вариант о частичном расселения домов в старой части города от площади Ленина до переулка Первомайского.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
историяВолгодонск80-е
2
2
Народный репортер + Добавить свою новость
s1