Волгодонск Четверг, 23 сентября

«Первоапрельская шутка на миллиарды»: как должен был выглядеть самый загадочный завод-гигант в Волгодонске

«Первоапрельская шутка на миллиарды»: как должен был выглядеть самый загадочный завод-гигант в Волгодонске

Фотография Александра Тихонова из фондов ВЭИМ. Закладка фундамента цеха 1 апреля 1981 года

Сейчас слово «Энергомаш» ничего не скажет жителю Волгодонска. Кто-то вспомнит что одно время так назывался «Атоммаш» в период нахождения в составе «Энергомашкорпорации», но большинство просто пожмут плечами.

А 40 лет назад об «Энергомаше» в городе говорили многие, этот завод-гигант одно время не сходил со страниц местной и областной прессы. Предполагалось, что «Энергомаш» будет производить блочные автоматизированные парогенераторы и водогрейные установки, каркасы котлов, части крупного котельного оборудования, аппараты химической водоочистки, регенеративные водонагреватели, чугунное и стальное литье, поковки, горячие и холодные штамповки и станет поставщиком обечаек и прочих металлических заготовок для «Атоммаша». На новом заводе должны были работать 25 тысяч человек.

Проект завода был готов уже в 1978 году, к тому времени была выделена и площадка для размещения завода. В 1979 году заказчиком строительства до формирования полноценной дирекции строящегося завода стало производственное объединение «Красный котельщик» из Таганрога. Генподрядчиком работ был назначен трест «Волгодонскэнергострой». От «Красного котельщика» за завод отвечал заместитель генерального директора завода Виктор Стращенко.

Первую очередь завода, включающую в себя металлургические цеха, готовились запустить к 1985 году. Сметная стоимость строительства «Энергомаша» оценивалась в 2,5 миллиарда рублей. В ценах 2021 года эту сумму перевести затруднительно, но даже по самым приблизительным оценкам она окажется колоссальной и может колебаться в границах от 300 до 500 миллиардов рублей. Впрочем, такие оценки во многом являются условными.

В России после 1991 года машиностроительных заводов такого масштаба не строили. Но для примера, инвестиции в запущенный в 2016 году Тихвинский вагоностроительный завод в Ленинградской области (считается вторым по производительности предприятием такого профиля в России) оценивались в 75 миллиардов рублей. При этом завод разместили в уже построенных ранее цехах. Строительство самой крупной и современной в России судоверфи «Звезда» в Приморском крае оценивается уже в 200 миллиардов рублей, и это без отдельного металлургического завода, который должен быть размещен рядом с нею. Поэтому оценка в полтриллиона рублей может быть близка к действительности.

Но «Энергомашу» с самого начала не повезло. Завод заложили 25 апреля 1979 года. На церемонии побывало все руководство города, области и энергетического машиностроения СССР. В закладке первого камня приняли участие заместитель председатели Совета Министров СССР Владимир Новиков, первый секретарь (и фактический глава Ростовской области) обкома КПСС Иван Бондаренко, глава Министерства энергетического машиностроения СССР Виктор Кротов, заместитель главы союзного Министерства энергетики Павел Фалалеев и множество персон рангом поменьше. Виктор Кротов образно сравнил продукцию «Энергомаша» с хлебом для людей, которым он и накормит тяжелую промышленность СССР. Иван Бондаренко в свою очередь назвал завод «новым крупнейшим предприятием на донской земле».

начало стройки.jpg

Начало строительства завода, апрель 1979 года. Фотография Александра Тихонова из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Из сохранившейся отчетности предприятия следует, что в первом квартале 1979 года строители взяли обязательство выполнить работ на 550 тысяч рублей, во втором квартале — на 780 тысяч рублей, в третьем - на 700 тысяч рублей. План в первый год работы вообще оказался скромным - всего 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, объем выполненных работ на строительстве жилья в Волгодонске конце 70-х годов колебался в пределах суммы в 200-300 тысяч рублей в день.

Уже через 9 месяцев стройка встала. За это время не успели сделать даже полноценную дорогу к строительный площадке с твердым покрытием. Вместо сотрудничества между «Красным котельщиком» и трестом «Волгодонскэнергострой» завязалась бесконечная и бессмысленная переписка вокруг одного вопроса: кто-же виноват в срыве графика работ. Субподрядчик трест «Гидроспецстрой», который должен был подготовить свайные основания корпусов завода, в свою очередь жаловался, что из-за нерадивости генподрядчика его не допускают к работам. Через два года строители могли похвастаться только большим котлованом, вырытым рядом с перекрестком улиц 9-й и 6-й Заводской.

Именно здесь1 апреля 1981 года состоялась вторая торжественная закладка завода. В этот день был дан старт подготовке свайного основания для будущего корпуса №11. По сложившийся в то время традиции, заливку свай бетоном начали во время митинга. В торжественной обстановке были забетонированы несколько свай. А после этого дня завод пропал со страниц местной прессы и как будто был забыт.

Как и ранее рассказывал «Блокнот», против «Энергомаша» сыграло сразу несколько факторов. Изменилась позиция второго крупнейшего потребителя продукции «Энергомаша» – Министерства нефтяной промышленности СССР. В главном нефтяном ведомстве страны решили отказаться от применения крупных парогенераторов для разжижения нефти в пластах, предпочитая инвестировать в разработку новых месторождений или перейти на использование химических реагентов для стимулирования добычи на истощающихся месторождениях и месторождениях с тяжелой нефтью. Сыграл свою роль в задержке строительства и фактор просадки грунтов под промышленными зданиями и жилыми домами в Волгодонске.

Стройку тихо свернули и больше о ней не писали. В Волгодонске для строителей и сотрудников будущего завода успели построить несколько многоквартирных жилых домов. К 1991 году проект «Энергомаша» был похоронен окончательно.

Из-за преждевременного прекращения строительства сведений об этом заводе осталось очень мало. Часть ставшей ненужной архивной документации в разрозненном виде осела в разных архивах, в том числе и в Таганроге. Но недавно интересующийся историей москвич Наиль Идрисов опубликовал интереснейший документ. Это проектный рисунок завода, выполненный в 1978 году. Он дает возможность оценить, что же должен был представлять «Энергомаш» после завершения строительства завода.

- Это проектный рисунок из личного архива. Рисунок наклеен на два альбомных листа, сзади подпись: «Проектный рисунок. Завод Энергомаш. Город Волгодонск. 1978 год.» Достался он мне давно от родственника, который работал инженером в Таганроге на заводе «Красный котельщик». Откуда он был у него, не могу сказать. Но предположу, что так как строящийся «Энергомаш» входил в производственное объединение «Красный котельщик», и часть специалистов должна была быть направлена из Таганрога для организации производства на «Энергомаше», то какая проектная документация по новому заводу была в Таганроге, - рассказал «Блокноту» Наиль Идрисов.

энергомаш.jpg

Проектный рисунок завода. Из коллекции Наиля Идрисова в группе "Строители Волгодонска"

Рисунок позволяет в общих чертах понять, как должен был выглядеть завод-гигант. Подобные графические изображения создавались в проектных бюро при проработке всех схем застройки крупных промышленных предприятий, в том числе и для «Атоммаша».

Его площадь должна была примерно в полтора раза превышать территорию, которую занимал «Атоммаш». «Энергомаш» вписывался в огромный четырехугольник, ограниченный с одной стороны существующей 9-й Заводской улицей, продленными в степь участками 8-й и 6-ой Заводский улиц, и проектируемой безымянной улицей. Тыльной частью завод упирался в лесной массив «Сальской дачи», несколько кварталов которой при развертывании строительства пришлось бы срубить.

На рисунке можно насчитать около 12 производственных корпусов и множество вспомогательных зданий. Строения на территории завода планировалось сгруппировать в три ряда. Самые крупные по занимаемой площади корпуса выстраивались в линию вдоль 9-й Заводской улицы. Площадь двух крупнейших из них была сравнима с гигантскими корпусами №№ 1 и 4 «Атоммаша», которые сами по себе считаются одними из самых больших промышленных сооружений в России. За первым рядом корпусов шла главная внутризаводская улица, за которой находился блок металлургических и вспомогательных цехов (по производству кислорода, прочих технических газов, ремонтно-механические цеха).

Из всех объектов завода на местности приступили к сооружению только первого корпуса с порядковым номером «11». На рисунке этот корпус находится в правом верхнем углу. Из других заделов был выкопан котлован под АБК соседнего производственного корпуса.

схема энергомаша.jpg

Примерная экспликация "Энергомаша" на местности

«Главным фасадом» завод должен был выходить на 8-ю Заводскую улицу. Здесь планировалось разбить обширную площадь с комплексом разноэтажных зданий: дирекция завода, информационно-вычислительный центр, филиалы профильных научного-исследовательских институтов, фабрика-кухня со столовой, административный корпус с актовым залом. К центральной проходной завода в будущем планировали провести и отдельную троллейбусную линию.

Примечательно, но в одном из вариантов советского Генерального плана Волгодонска предусматривалось сооружение путепровода над Жуковским шоссе, который в свою очередь должен был соединить проспект Мира и улицу 8-ю Заводскую. Таким образом, 8-я Заводская улица становилась главной автомобильной магистралью в промзоне.

Технические автомобильные подходы сооружались со стороны 9-й и 6-й Заводских улиц. Завод должен был потреблять тысячи тонн металла в слитках, в металлургическом производстве мог использоваться и стальной лом. Для доставки такого количества тяжеловесных грузов должна была использоваться железная дорога. Железнодорожная ветка, для подвоза сырья должна была соединить завод со станцией «Заводская». Ее так и не успели построить, но на местности до сих пор можно разглядеть насыпь под незаконченный подъездной путь.

Заброшенный котлован непостоянного завода можно увидеть и сейчас. В последней версии Генерального плана города здесь планируется разместить новую промышленную зону. Но пока эти идеи остаются планами.

В начале 2000-х годов на заброшенную площадку «Энергомаша» претендовал инвестор в лице турецкой компании «Курум». В Волгодонске турки хотели построить электрометаллургический завод. Аналогичный проект заявили и бизнесмены из ныне несуществующей уральской «Макси Групп». Но и эти проекты так и остались нереализованными.

Анатолий Козин

Если кто-то из читателей «Блокнота» участвовал в строительстве завода «Энергомаш», то он может поделиться своими воспоминаниями, направив свои контакты на электронную почту news@bloknot-volgodonsk.ru или на «Вацап» по номеру 8-988-897-93-77.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
ЭнергомашВолгодонскисторияэто не шутка
21
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое