Современное искусство: или как робот-художник создает шедевры
Читайте также:
- Опасно, но очень сексуально: девушка-байкер Оксана Граф рассказала об особой любви к мотоциклам (29.08.2021 18:00)
- «Моргенштерн отупляет людей»: легенда волгодонского рока Олег Пышный о современной музыке и своем творчестве (30.07.2021 21:05)
- «Мне предлагали поиграть дома, намекая на интим»: уличный музыкант Павел Белогаев (31.03.2021 14:42)
25 октября отмечается Международный день художника. «Блокнот Волгодонска» подготовил фильм не об обычном художнике, а о роботе-художнике. Это машина, которая создает настоящие произведения искусства. Однако, многие спорят - а можно ли назвать искусством то, что создано не руками человека, а машиной. И можно ли назвать робота - бездушной машиной.
На эти и многие другие вопросы ответил житель Волгодонска Алексей Лянгузов, который изобрел уникального робота-художника. Эта машина не только пишет картины, но и обучается импровизации.
Всю свою сознательную жизнь Алексей Лянгузов мечтал писать картины, да такие, чтобы были не хуже, чем у именитых мастеров. Однако учиться этому, пройдя уже проверенный - академический путь, он не захотел. Мол - банально, просто и неинтересно. Поэтому человек с техническим складом ума придумал свой путь - создать робота-художника, который поможет осуществить его мечту.
- Гуманитариям в Волгодонске нет места. Вот и меня учили тонкостям постройки ядерных реакторов, но, сидя за очередным нейтронно-физическим расчётом активной зоны водо-водяного реактора, я втайне завидовал им. И тут я попробовал рисовать. До чего же это оказалось сложно. Внутри моей головы картинка представлялась детальной и завершённой, но руки предательски отказывались переносить её на бумагу.
В далеком 2008 году, возможно, первым в России Алексей Лянгузов занялся разработкой роботов-художников. В 2010 он изобрел первого робота. Изначально это изобретение планировалось, как нечто, что будет помогать писать картины, поскольку у Алексея не получалось рисовать. Так и пришла в голову идея каким-то образом автоматизировать этот процесс.
- Изначально я не ставил себе задачу создать робота, который будет писать картины. Мне нужен был инструмент, который помогал бы рисовать мне. Но я увлекся этой идеей и через несколько лет разработок стал рассматривать это, как самостоятельный продукт. Я всегда хотел рисовать, но не умел. Конечно же, учиться мне было лень, поэтому я хотел найти способ, который бы упростил этот процесс.
На тот момент Алексей не знал, что этому направлению будет дано название - технологическое искусство, а в англоязычных странах оно было известно под более широким названием - генеративное искусство. К той системе, которая в настоящий момент создает эти произведения искусства, Алексей шел в течение двух лет. Но, как признается волгодонец, механика в ней - не самое главное. Важнее алгоритм, который он разработал буквально два-три года назад, а уже после этого приступил к активному изготовлению механики.
- Картина нарисована глянцевыми эмалями, именно поэтому она выглядит именно так. Если бы она была написана обычными красками, то ее можно было бы сравнить с художником-человеком. Но исходя из того, что используется глянцевая краска, которую нельзя смешать на холсте, появляется узнаваемый стиль робота, благодаря которому работы и становятся непохожими на работы людей.
Процесс написания одного такого произведения занимает большое количество времени. В среднем, картина состоит из ста тысяч штрихов, для этого роботу необходимо около шести дней непрерывной работы. За этим процессом необходимо наблюдать постоянно, поэтому в момент создания картины Алексей спит буквально по три часа в сутки. А затем вновь возвращается к своему роботу, чтобы следить - все ли идет так, как надо.
- Около недели машина работает 24 часа в сутки. Конечно же, ни один человек не стал бы так долго рисовать. Техника капризная, может сломаться, поэтому приходится следить за процессом постоянно. Казусы были разные, он и «спрыгивал» со стола, и рвал холсты, и брызгал краской на стены. Но остановить процесс всегда можно, для этого есть большая красная кнопка.
Алексей Лянгузов разработал уникальный в своем роде высокотехнологичный инструмент, аналогов которому нет во всем мире. По словам Алексея, он знает о существовании нескольких роботов-художников, но их техника сильна отличается. При этом, пока волгодонец не планирует патентовать свое изобретение. Говорит, что так даже интереснее.
- Подобным творчеством люди в стране занимаются, но это генеративное искусство. Они создают цифровое изображение. Людей, которые переводят цифровое изображение в реальный мир - в России нет. Насколько мне известно, и даже не только в России. Роботов-художников в мире на данный момент всего около семи, но техника совершенно отличается.
Есть два варианта. Первое, это картины нарисованные красками на холсте - портреты в стиле нейроклассицизм. Для них искусственному интеллекту необходимо показать какой-то образ, и далее он будет пытаться изобразить его на холсте. На сам расчет картины уходит более 24 часов непрерывной работы машины. И это только процесс придумывания.
- Машина начинает с одного штриха и пытается понять, похоже ли это на то изображение, которое я ему показал. Только одной машине и понятно, как она это делает. На нескольких тысяч штрихов начинает проявляться образ. Ему нужен визуальный образ: рисунок, видеоряд, фотография. Неважно. Просто нужен визуальный образ, который будет понятен машине.
Второе - это совершенно новый алгоритм, которому машина только обучается. Робот придумывает что-то от себя. У него также есть органы чувств и он, также как и человек, пытается преобразовать свои переживания, чтобы выразить их на холсте. Поскольку это машина, органами чувств выступают наборы датчиков, выдающие цифровые параметры.
- Каждый раз робот рисует что-то новое, не спрашивая меня, что ему рисовать. Я подключал к нему датчики геомагнитного поля и можно сказать, что эти картины пишутся непосредственно геомагнитным полем Земли. Что получится в итоге - я не знаю. Единственное, что я могу контролировать - это размер и сложность рисунка. Это попытка обучения этого алгоритма, так как в будущем я хочу, чтобы он писал большие абстрактные картины.
Несмотря на то, что обычный обыватель воспринимает увиденное, как настоящее произведение искусства - Алексей же видит множество изъянов и считает, что до совершенства его роботу необходимо постоянное развитие и усовершенствование.
- Я не дошел до того момента, когда я буду считать, что моя работа полностью меня устраивает. Пока что я вижу, куда можно развиваться и стараюсь это делать. Машина усовершенствуется с каждой новой картиной. Замечая огрехи технические, я стараюсь их исправить. Машина с каждой новой работой увеличивает свой опыт и развивается.
Могут ли роботы заменить человека? Этот вопрос люди задают все чаще, ведь современный мир невозможен без прогресса. Роботизированные предприятия, роботы-доставщики, а теперь и роботы-художники. Что же ждет нас в будущем - остается только догадываться.
- Все зависит от того, насколько человек будет ленив. А человек ленив практически бесконечно. Поэтому, конечно же, велик соблазн переложить любую работу на робота. И это экономически обосновано, ведь машина обходится дешевле, чем человек. И если есть какая-то сфера, в которой машина еще не заменила человека, значит человек все еще обходится дешевле. Прогресс не может не двигаться, благодаря тому, что человеку всегда хочется чего-то нового.
Человека созидающего невозможно заменить роботом, он может стать инструментом и помощником. Однако в современном мире художник вынужден конкурировать с миром технологий и робот, которого создал Алексей Лянгузов - прямое тому доказательство.
- Каждый решает сам для себя - считать это искусством или нет. Я считаю, что искусство рождается не в тот момент, когда его технически создают, а в тот момент, когда его воспринимает автор и зритель. Как и чем было создано произведение искусства не так уж и важно. Важно то, вызывает ли оно эмоции, хотят ли люди его обсуждать. Возможно, этим и обсуждается, что совершенно непонятное на первый взгляд произведение — называется искусством. Оно вызывает эмоцию и желание его обсуждать, и именно это делает его искусством. Поэтому все, что интересно людям, можно назвать искусством и неважно, кто это сделал: человек, природа, робот, или это случайно произошло.
Единственный козырь человека-художника - в его руках. Но Алексей Лянгузов, создав своего робота, отобрал эту крафтовость. Механизмы робота-художника способны рисовать металлическими руками, создавая такие же живые, рельефные и неповторимые работы.
Видео: Евгений Иванков
Текст: Виктория Исаева
Новости на Блoкнoт-Волгодонск