Волгодонск Воскресенье, 21 июля
Культура, 23.12.2022 14:40

Война, нервные расстройства, шумные люди и связь с Голливудом: какие секреты хранит Волгодонский театр

Волгодонский молодежный драматический театр отпраздновал своей пятилетие премьерой спектакля «Щелкунчик».

9 декабря у входа в Волгодонский молодежный драматический театр (ВМДТ) на площади Гагарина было привычно многолюдно. В этот день коллектив театра отмечал сразу два знаменательных события. Во-первых, для самых юных волгодонцев драмтеатр подготовил премьеру спектакля «Щелкунчик» - главной новогодней сказки мира.

 Но был и другой повод для праздника. В декабре театру исполнилось целых пять лет. Днем рождения театра считается 8 декабря 2017 года, когда новое учреждение культуры города было торжественно открыто.

За пять лет было сделано многое. Еще несколько лет назад мало кто верил, что город сможет создать и поддерживать профессиональный драматический театр. Но благодаря настойчивости экс-главы администрации города Виктора Мельникова театр получил областное финансирование, а город предоставил для театра отдельное здание.

Первый премьерный показ спектакля «Дураки» по пьесе Нила Саймона состоялся 17 февраля следующего 2018 года. За пять театральных сезонов на сцене театра было сыграно 279 спектаклей в жанрах комедии, драмы, сказки, из них 117 для детей с охватом зрительской аудитории более 100 тысяч человек. Сейчас в репертуаре театра 24 спектакля, из них 13 – для детей. Актерскую труппу волгодонский зритель уже давно оценил по достоинству. Купить билеты в театр не так-то просто, их разбирают как горячие пирожки, а спектакли всегда проходят с аншлагом. Талантливая игра восхищает, каких только персонажей за 5 лет не сыграли актеры волгодонского драмтеатра: героев Второй мировой войны и пиратов-разбойников, клоунов и умалишенных, сказочных героев, обычных людей и необычных животных.

Это спектакли для детей и семейного просмотра: «Каша из топора», «Маугли», «12 месяцев», «В гостях у Сказки», «Вождь Краснокожих», «Остров Сокровищ», «Тайна пропавшего перстня», «Приключения Маши и Вити», «Дотянуться до чудес», «Игрушки», «Все мыши любят сыр» и «Щелкунчик». И спектакли для взрослых: «Дураки», «Пусть Хрустальный», «Фабрика слов», «Так и будет!», «Дачники», «Лекарь поневоле», «Герб города ЭН», «Сон смешного человека», «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте», «Юбилей ювелира», «Просты сюжеты или шумные люди», «Помнить для того, чтобы жить».

Спектакль «Щелкунчик» создан в рамках проекта «Культура малой Родины» на предоставление субсидий на поддержку творческой деятельности детских и кукольных театров. Всего в 2022 году Волгодонскому молодежному драматическому театру выделено 5 миллионов 546,3 тысяч рублей. За счет этих средств приобретено световое и звуковое оборудования, театральные стулья, механика сцены, а также осуществлена постановка двух спектаклей. За несколько дней до новогодней премьеры «Щелкунчика» съемочная группа «Блокнота» побывала на генеральной репетиции, пообщалась с ведущими актерами театра, которым предстояло воплотить себя в героев легендарной истории, а заодно выяснил, как в Волгодонске зародилось театральное дело.

Часть первая. Почему театр не появился в городе раньше, или Эра Задорожного

Волгодонскому молодежному драматическому театру в 2022 году исполнилось 5 лет, городу Волгодонск — 72 года, а идее создать в городе театр — не менее 40 лет. Волгодонск в сравнении с другими культурными центрами России был уникальным городом — у нас была театральная школа, но не было театра.

Полноценный же театр мог появиться в городе еще в конце 80-х годов, а отцом-основателем всего театрального дела в городе считается педагог и режиссер Николай Николаевич Задорожный (1941-1998). Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, он успел поработать в театрах многих городов страны, а в Волгодонск Николай Задорожный приехал в 1979 году после того, как в Ростове-на-Дону ему предложили набрать курс театрального училища из волгодонцев для открытия в городе профессионального театра. Волгодонск тогда быстро строился, и как считалось, метил на статус города с населением в полмиллиона человек. Для такого большого города театр считался обязательным атрибутом культурной жизни.

Zadorozhnyy.jpg

Николай Задорожный и ВМДТ

Реальность Волгодонска оказалась сложнее. О театре говорили, но строить его не спешили. Место для театра выбирали долго, а сам проект успел изрядно «погулять» по территории города. Вначале театр хотели построить на берегу залива, а потом его переместили в квартал ВЦ-1. За строящимся Центром единоборств до сих пор есть брошенный котлован, где во второй половине 80-х годов начинали строить театр. Другой режиссер на месте Задорожного махнул бы на все рукой и уехал из города, но только не он.

На фоне отсутствия должного финансирования Задорожный занялся кропотливой работой. В первую очередь он занимался не бюрократической, а педагогической и воспитательной работой. Спустя несколько месяцев после приезда в Волгодонск, он с нуля создал первую в городе театральную «Этюд-студию», будущий гремевший в городе «Театр рабочей молодежи» или просто ТРАМ, через который за десять лет прошли сотни школьников. Далеко не все из них связали свою жизнь с искусством, но любить и понимать театр стали все. В одном из своих интервью Задорожный кратко сформировал план работы в городе, который оказался пророческим.

снегурочка.jpg

Каждая премьера ТРАМа и Этюд-студии была событием. Старые сюжеты получали новое прочтение. Афиша спектакля по пьесе Александра Островского. Из собрания Волгодонского эколого-исторического музея.

- Волгодонску абсолютно необходим молодежный театр, который занимался бы социально-нравственным воспитанием города, взращиванием будущих поколений. Конечно, возник вопрос, что при открытии театра в Волгодонске, никакие великие артисты не сбегутся сюда. Мы сами должны найти энтузиастов, которые этот театр сделают, сформируют его эстетическое и нравственное лицо, и которые будут жить заботами города и будут его патриотами, - Николай Задорожный.

Одним из таких школьников, которого затянуло в театральную жизнь, стал актер и режиссер ВМДТ Игорь Таранов, который в числе первых попал в театральную студию мастера.

- Когда мои родители приехали сюда в 1976 году, здесь вообще ничего не было. Получилось так, что в 1979 году в городе появился Николай Николаевич Задорожный. Узнал я про Задорожного и его студию, когда учился в школе №13 в восьмом или девятом классе. Двор, где я жил, был очень дружным, мы его звали «хитрый двор». Мы всей компанией были творческими людьми — учились играть на гитаре, поголовно все сочиняли стихи про любовь и про все на свете. И вот наш приятель Андрей Уваев рассказал о студии Задорожного, как там все необычно и интересно. Отправились туда всей компанией — я, Игорь Цыганов и Вадим Рыбаков.

Что самое удивительное, не было никаких проб! Мы не читали стихи, не показывали заученные роли, а просто играли. Задорожный сразу начал говорить с нами серьезно, как со взрослыми. Такая манера разговора у Николая Николаевича была со всеми. Он даже самых маленьких называл на Вы и относился к нам, как к равным. Он никогда не повышал голос. Если он кричал, то это означало что-то из рук вон выходящее. Он позволял над собой шутить и сам шутил. Он никогда не выбирал себе любимчиков. Если не получалось что-то на сцене, то виноваты были все, ведь между актерами не возникало конфликта или сцепления.

Мы многому у него научились. Ведь 70-е годы — это было время, когда много чего нельзя было. А мы ходили в библиотеки, начали читать Ницше, Фрейда и другие серьезные книги, которые нам помогали в работе. В школе сразу «пятерки» по литературе и истории пошли. Но и, конечно, его знания. Ведь он работал у Зиновия Корогодского, знаком был с Георгием Товстоноговым, учился у Марии Кнебель, а она ученица самого Михаила Чехова. Там такой запас традиций и знаний, которые в итоге передались нам, - рассказывает Игорь Таранов.

Чехов и Кнебель.jpg

Михаил Чехов и Мария Кнебель

Михаил Чехов - имя знаковое для отечественного и мирового театра. Племянник писателя Антона Чехова, Михаил наравне со Станиславским, стал одним из реформаторов театрального дела в первые десятилетия 20 столетия. Все слышали о системе «Станиславского», но в 20 и 30- годы не менее часто говорили и о «системе Чехова». Его книга О технике актёра» стала настоящим учебником актерского дела для многих знаменитостей. В России Чехов сравнительно малоизвестный. В 20-е годы он эмигрировал в СССР и в конце концов осел в Голливуде в США, где и открыл школу актерского мастерства, выпускниками и слушателями которой стали десятки известных киноактеров.

Романтик.jpg

Кинотеатр "Романтик" на улице Молодежной, 80-е годы

Задорожного и его команду тогда часто называли скитальцами. За 10 лет студия кочевала по всему городу из одного ДК в другой, останавливаясь то в Доме пионеров, то в ДК «Октябрь» или «Юность». Только когда слава о ТРАМе вышла на уровень всей страны, а воспитанники Задорожного стали получать одну награду за другой, ему выделили в качестве постоянной площадки для занятий кинотеатр «Романтик» на улице Молодежной, потребность в котором уменьшилась после открытия «Комсомольца». «Романтик» был местом отнюдь не романтичным. В огромном металлическом ангаре бывшего кинотеатра было жарко летом и холодно зимой, но это не мешало ставить шедевры, которые обсуждал весь город. В самом начале 90-х годов «Романтик» сгорел. В городе говорили о поджоге из-за земельного участка. Эта трагедия уничтожила первый театр, но Задорожного и его команду не сломила. В 1992 году на базе ДК «Юность» была создана Детская театральная школа, художественным руководителем которой стал Николай Задорожный. Многие из выпускников ТРАМа уехали из города, но продолжали поддерживать связь с товарищами и учителем.

Часть вторая. Почему «Щелкунчик» актуален сейчас

- Щелкунчик — это то, с чего должен начитаться театр. Мы делаем этот спектакль, как знакомство юного поколения с театральным делом. И мы надеемся, что этот первый новогодний поход в театр у юных зрителей останется в памяти надолго. Не верится, что прошло 5 лет. Мы уже работаем в немного другом зале. У нас в репертуаре 24 спектакля. Это еженедельные аншлаги. У нас есть зритель, который привык жить в городе, где есть театр. Театр — это событие, театр — это эпоха. Для нас театр — это не просто образ жизни, а сама жизнь. Мы здесь живем не коллективом, мы здесь живем огромной семьей, - рассказал «Блокноту» директор ВМДТ Александр Федоров. Он, к слову, также воспитанник Задорожного. Он застал первые представления в ТРАМе в «Романтике», а затем много лет проработал в театральной школе и «Этюд-студии», сохранившей театральные традиции, заложенные Задорожным.

Музыка Чайковского и «Щелкунчик» - главный и неприметный элемент новогоднего сезона для тысяч театров по всему миру. Театры оперы и балета ставят классические и не очень балеты, а драмы и музкомедии — пьесы по материалам сказки. Простым материалом «Щелкунчик» кажется только на первый взгляд. К реализации этой пьесы волгодонцы шли несколько лет. Представление на сцене должно предстать перед маленькими зрителями в виде настоящей красочной сказки, поставить которую не так-то просто. В Волгодонск для постановки спектакля был приглашен известный режиссер Ростовского государственного музыкального театра 41-летний Евгений Калинин, уже подготовивший множество благожелательно принятых зрителями и критикой спектаклей в Ростове. А за основу спектакля взяли пьесу «Щелкунчик» в переложении известного детского драматурга Татьяны Уфимцевой.

За несколько дней до премьеры в театре прошла генеральная репетиция. Зал погружен в полумрак, на сцене художница наводит последний лоск на полотнища декораций. За сценой слышны звуки молотков рабочих. На сцену артисты выходят в свободной одежде, но игра идет всерьез. Мышильда, Король и Королева, принцесса, Мари, Дроссельмейер и Щелкунчик в который раз заново переигрывают старую как мир историю. Пьеса Уфимцевой отличается от классической оперной постановки, но чарующая музыка Чайковского неизменно сопровождает игру актеров.

Мастер Дроссельмейер приходит под рождество в дом, где живут две маленькие девочки. Одной он дарит прекрасную куклу принцессу, второй - Щелкунчика, поначалу кажущегося нелепым, но в результате, благодаря фантазии своей маленькой хозяйки, именно он даёт начало разворачивающимся дальше волшебным событиям.

- Чем проще история, тем сложнее ее сыграть. А «Щелкунчик» - это очень простая и понятная история. В «Щелкунчике» я играю свойственную для себя роль злодейки Мышильды. Но эта роль тем и интересна, что свои злодейские наработки я должна «повернуть» по другому. Я не должна повторить ни Бабу Ягу, ни Дуняшку, а должна войти в образ злой мыши. Работа в «Щелкунчике» безумно интересна . К нам из Ростова приехал на постановку Евгений Калинин - очень позитивный и интересный, чувствующий артистов и любящий детей режиссер. Казалось бы, сказка всем известная, но в ней работать не скучно и интересно. Классика тем и хороша, что она всегда поднимает вечные темы добра и зла, коварства и любви, соперничества и жадности. А в «Щелкунчике» любовь побеждает зло, и это очень важно. Поэтому классика никогда не устаревает. Как бы мы не рядились в жабо и пелеринки или в современную одежду, мы все равно будем играть суть ситуации, - рассказывает актриса Елена Сергеева.

Сергеева 2.jpeg

Елена Сергеева

Роль девочки Мари, глазами которой и видит действие на сцене зритель, исполняет Юлия Зацарная.

- Я играю Мари — это девочка, глазами которой рассказывается эта история. Через эту девочку наполняется цветовая гамма, появляются актеры, Король и Королева, принцесса. Ей эту историю рассказывает крестный. И все, что происходит на сцене, оживает через образы девочки Мари. Дети вообще любят что-то интересное, доброе, цветное. В нашем спектакле сюжет будет постепенно оживать, расцветать и раскрашиваться в разные цвета, - говорит о своей роли актриса.

добробабин 3.jpeg

Михаил Добробабин

Один из самых известных актеров ВМДТ Михаил Добробабин пробует на себя сразу две роли — Короля и отца девочек. Именно такая двойственность роли, когда становится непонятно, что есть реальность, а что воображение ребенка, и привлекло артиста в этом спектакле.

- Сверхзадача сказки предельно ясна — это примирение двух сестер, история о доброте. У меня роль двойная. Сначала я играю отца двух девочек, а потом короля — отца принцессы Пирлипат. Это один и тот же человек в представлении девочки в сказке «Щелкунчик», которую ей рассказывает крестный Дроссельмейер. Эти роли я выбрал за многогранность, можно сразу воплотить два разных образа. Роль безусловно сложная, ведь один из двух персонажей то ли притворяется, то ли является настоящим. То есть, персонаж один, но он меняется, и каждый зритель может выбрать свой вариант. Кто-то подумает, что девочка увидела сказку, а другой посчитает это реальностью. Сложна роль и просто технически. Это быстрое переодевание. Буквально за полторы минуты надо полностью сменить костюм, парик, корону, - говорит актер.

скорченко 3.jpeg

Наталья Скорченко

Еще одну двойную роль исполняет Наталья Скорченко. Ей предстоит исполнить на сцене образы старшей сестры Мари Луизы и капризной принцессы Пирлипат,

Я играю две роли — Луизу, старшую сестру и принцессу Пирлипат, капризную, естественно, потому что она единственная принцесса в этом королевстве. Играть не сложно. «Щелкунчик» - это очень хороший материал, добрый, чистый. И такие же добрые и чистые придут зрители. Моему младшему сыну 6 лет. Я играю с расчетом на то, чтобы для него была сказка с чудом. Если улыбнется он, значит понравится и всем остальным детям. Представлять радостные лица детей очень приятно, - говорит актриса.

Часть третья. За кулисами театра, или как создаются костюмы из ничего

Театр — это фабрика образов, которая должна работать постоянно. Театр - это не только режиссер и актеры, но и множество людей, которые помогают сделать спектакль материальным и осязаемым: костюмеры, декораторы, мастера звука и визуальных эффектов. Для театра, значительная часть репертуара которого предназначена для детей, визуальная часть спектаклей является важнейшей. Ребенок начинает познавать театральное искусство через зрительные образы, музыку, постепенно погружаясь и понимая, что происходит на сцене.

Если подняться из зрительного зала театра по деревянной лесенке наверх к бывшей кинопроекторной комнате, то здесь в небольшой комнате под самой крышей здания творит художник-модельер сценических костюмов Любовь Антоненко. В театре она работает со дня основания. Когда «Блокнот» заглянул в гости к мастеру, на стене еще висели эскизы сказочных костюмов к «Щелкунчику». Премьера спектакля намечалась через несколько дней, но швея не сидела без работы — поступил срочный заказ на бантики для театральной студии, которая работает при ВМДТ.

- Изначально я училась на швею легкого женского платья в Новочеркасске. Потом начала сотрудничать с хореографическими коллективами в Волгодонске. И затянуло. Но когда Александр Игоревич (Федоров — прим. ред.) меня в театр пригласил, вначале было страшновато. Ведь хореография и театр только кажутся похожими, на самом деле - это разные вещи. Первыми моими костюмами здесь были жилеты для вахтеров, - рассказывает о своей работе Любовь Антоненко.

Свою работу и рабочее место она сравнивает с мастерской художника. Работать, а скорее творить, приходится очень много. Каждый спектакль требует множества костюмов. Даже при отсутствии скорой премьеры приходится все время дорабатывать и перешивать уже готовые костюмы и строить планы на будущее. Подготовка к каждому спектаклю требует огромной и кропотливой работы, в которой следует учитывать сам спектакль, его видение режиссером и индивидуальные особенности каждого актера.

- Рабочий процесс всегда очень творческий, всегда приходится действовать в разных форматах работы, настолько многолик театральный мир, ведь для каждой постановки требуются свои костюмы и декорации. Когда готовишься к каждому спектаклю, изучаешь историю. Где-то эпохе действия представления надо соответствовать, а иногда наоборот, вопреки, когда режиссер выбирает другое прочтение материала. Но за 5 лет работы профессионально вырос весь театр и я вместе с ним, - говорит мастерица.

Работа художника-модельера в театре совсем не то, что шить одежду для повседневного ношения. Сценический костюм — это часть спектакля, настоящий код, который служит проводником для зрителя в воображаемый мир на сцене. Здесь не может быть мелочей. Например, костюмы каждого героя, даже второстепенного должны хорошо читаться из всего зрительного зала, а при подборе материала следует учитывать цветовую палитру спектакля, фактуру декораций и световые фильтры, которые будут использованы при подсветке сцены.

- Сцена — это другое. Обычный портной шьет красиво вблизи, подбирая посадку под фигуру, а сценический костюм - это абсолютно другой стиль. Он должен быть функциональным, практичным и смотрибельным. Ведь красивая вблизи одежда со сцены не просматривается абсолютно и наоборот. Цвета меняются под воздействием софитов и других световых приборов, и неправильно подобранная ткань или аксессуар могут испортить весь образ. Театральный костюм для меня — как картина для художника. Его надо придумать, а потом материализовать. На эскизе все может быть очень красиво, но подобрать фактуру, фурнитуру, придать форму. А еще костюм должен подчеркивать характер персонажа. Есть и технические нюансы, которые следует учитывать. Например, для некоторых костюмов требуются скрытые карманы или возможность быстрого снятия одежды, ведь иногда для переодевания отводится несколько секунд. Надо учитывать особенности актера как человека, ведь все люди разные, а костюм не должен причинять вред здоровью, - делится секретами профессии Любовь Антоненко.

Шумные люди.jpg

Спектакль "Шумные люди". Те самые перья от кумовьев.

Где берутся материалы для костюмов? Понятно, что простые ткани можно купить в магазине, но где найти ценные меха или перья редких птиц? Иногда Любови Антоненко приходится импровизировать. В 2020 году ВМДТ представил премьеру спектакля «Простые сюжеты, или Шумные люди» по рассказам Аркадия Аверченко. Действие разворачивалось в петербургском полусвете начала 20 века, а героиням спектакля требовались меха, шляпки с перьями и прочие аксессуары, которые нельзя купить недорого в магазине.

- У нас был спектакль «Шумные люди». Девочки должны были выглядеть шикарно. Лису для аристократки мы нашли в комиссионном магазине. Страусиные перья попали окольным путем. Мои кумовья в Романовской тогда держали страусов. Они с радостью подарили нам перья, которыми мы декорировали шляпки. Манто у главной героини сделали из старой мутоновой шубы, - с улыбкой о том этапе работы рассказывает мастерица.

Часть четвертая. Как сделать дом для театра лучше

Волгодонскому молодежном драматическому театру - всего пять лет, но здание, в котором театр живет, одно из самых старых городе. Сейчас театр - это бывший кинотеатр «Восток», первый в Волгодонске, открытый еще в 1961 году. Изначально это было простое и непритязательное снаружи здание, единственным украшением которого оказалась яркая неоновая вывеска. В 80-е годы городской архитектор Тарас Ботяновский придумал, как придать старому кинотеатру новый облик. По его проекту с трех сторон кинотеатр обстроили колоннадой, которая сделала «Восток» отдаленно похожим на палаццо какого-то венецианского дожа. Но внутри все осталось прежним.

старый кинотеатр.jpg

Старый кинотеатр в начале 70-х годов

В кинотеатре можно играть спектакли, но трудно их готовить. Здание просто не рассчитано на такое количество постоянных сотрудников. За пять лет в новом театре в старых стенах появились неплохое светомузыкальное оборудование, кресла в зрительном зале, специальная оснастка для работы с декорациями на сцене, но, к примеру, та же швейная мастерская Любови Антоненко вынуждена ютиться в крохотной комнате. А еще требуются большое помещение с высокими потолками для создания декораций, гримерные, склады для хранения реквизита, костюмов, комнаты для занятий (вспомним, что у театра есть студия для детей), да и количество зрительских мест в зале могло бы быть и больше. К тому же, даже обычная сантехника и электрические сети в здании за годы существования успели изрядно обветшать.

Когда принималось решение о создании в Волгодонске постоянного театра, было два пути — построить сразу новый современный театр по специальному проекту, или для начала создать труппу, посмотреть, как она приживется на местной культурной почве, а затем постепенно приводить в порядок и приспосабливать к работе используемые помещения. К тому же, строительство «с нуля» отдельного театрального здания требовало огромных средств, выдавать которые Волгодонску область была не готова.

Спустя пять лет можно говорить, что театр в Волгодонске прижился и стал интересен для горожан. Известно, что уже существует задание на разработку проекта реконструкции театра. Оно предполагает работы по обновлению фасада, замену сетей водо - и электроснабжения вместе с прочими коммуникациями, создание дополнительных помещений для хранения реквизита, костюмов, комнат отдыха, туалетных помещений и ряда других специализированных пространств, необходимых для нормальной работы театра. Полезная площадь здания может быть увеличена до двух раз, в том числе и за счет дополнительных пристроек. Если этот проект будет реализован, то мечта Николая Задорожного о полноценном и красивом театре в Волгодонске наконец-то сбудется спустя почти 40 лет. И наконец, Николай Задорожный достоин того, чтобы театр был назван в его честь. Мало было таких людей в городе, которые смогли придать такой импульс развитию в узкой сфере работы.

6+

Анатолий Козин

Фотографии Алексея Рубашевского

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
театрВМДТюбилейНиколай Задорожный
33
1
Народный репортер + Добавить свою новость