Волгодонск Среда, 24 апреля
Общество, 12.11.2019 19:06

«Я бы хотел, чтобы в городе было больше радующих глаз уличных работ»: Сергей Кириченко

Художник-иллюстратор из Волгодонска Сергей Кириченко в рубрике «Лица города».

Практически каждый житель Волгодонска мечтает о том, чтобы город развивался и становился красивее. Некоторые считают, что благодаря этому многие люди перестанут рассматривать перспективы переезда в другой город и с радостью останутся жить на своей малой родине.

Одним из таких людей, мечтающих сделать Волгодонск немного красочнее, красивее и свежее, является художник-иллюстратор Сергей Кириченко. Он является создателем творческого проекта «Звездочки», который планирует развивать и надеется заинтересовать городские власти для того, чтобы сделать серые и невзрачные места родного города — ярче.

В рубрике «Лица города» Сергей Кириченко рассказал о своей любви к творчеству, о том, как он пришел к этому и в чем заключается его авторский проект «Звездочки».

Откуда ты родом? Каким было твое детство?

Родился и вырос в Волгодонске. Моё детство проходило в 90-е, так что я ещё из того поколения. Носил сдавать бутылки, чтобы купить жвачки, играл в фишки, видел наклейки с раздетыми женщинами, играл в приставку «Денди», гулял по опасным стройкам.

Отлично помню, как дома было просто нечего есть и плакал, когда отец принёс домой свежий хлеб: наконец-то еда, от которой не воротит, как от безвкусной каши на воде.

Сергей Кириченко в детстве

Каким ты был ребёнком?

Я не помню, ведь я не видел себя со стороны. Но как-то мама рассказывала, что отец попросил меня поделиться в детстве конфетой и я достал её из своего рта и прямо с длинной слюной свисающей с губы до конфеты, протянул её отцу со словами: «Ня!». Мне кажется это меня и характеризует. А ещё я был не самым здоровым ребёнком, ведь я болен с рождения. Болезнь эта одна из самых часто встречающихся среди генетических (проявляется в лёгочной системе). Я этого не скрываю, но особо и не распространяюсь. В целом от других детей я ничем особым не отличался. И если я получаю лечение в полном объёме, то можно нормально жить. Но это тот момент, который во многом определяет то, кем я являюсь сейчас. Дети и подростки, которые переживают тяжёлые жизненные проблемы, вскоре начинают задумываться: «За что?» и искать справедливость. Это заставляет думать. Я читал разные книги эзотерического толка, искал ответы в религии. Там ответов я не нашёл, но узнал много нового. В последствии это будет отброшено. Но важен сам путь, который был мной пройден. Тяга к рисованию у меня была с детства, я любил это. Но это нормально для всех детей, ведь пока дети развиваются, то очень увлекаются вообще всем, что они делают.

В какой школе ты учился? Какую профессию получал?

Учился в школе №21 до 6 класса, потом в связи с проблемами со здоровьем был на домашней форме обучения. Формально я получил только 9 классов образования. Я даже не пришёл на вручение аттестата и забрал его только спустя несколько лет. В то время не было особой надежды, что я доживу и до 20 лет, ибо должного лечения я не получал. Во всём остальном я самоучка.

Чем увлекался в детстве и юношестве, и как пришел в творчество?

Увлекался всем понемногу, но вообще мне всегда больше нравилось строить и исследовать. Непосредственно, тем творчеством и работой, которой я занимаюсь сейчас, я начал заниматься уже значительно позже окончания школы.

В одно время было увлечение футболом, спорт я любил пока мог бегать. Но в какой-то момент что-то произошло с суставами колен, они начали очень сильно болеть. По началу я даже ходил с трудом, а в последствии уже не мог быстро и с полной отдачей бегать. Те, с кем я тогда общался, откровенно ржали над тем, как я бегал, обидно обзывались за глаза. Я не смог уже быть с ними на равных, они стали физически заметно сильнее меня. А со временем наши дворовые игры и вовсе отошли на задний план, мы просто повзрослели.

Так как я был на домашнем обучении, то постепенно стал терять связь с социумом. Лишь время от времени общался с каким-то компаниям, но никогда не был своим среди них.

В какой-то момент у меня появился простенький компьютер и благодаря этому я смог изучить «Фотошоп». А последующий доступ в интернет дал возможность общаться с людьми. Я ещё помню местный «ВИРП» (бесплатный портал, к которому нужно было подключаться дозвонившись по телефону через модем).

Свою первую работу я получил в конторе, где делают фото на паспорт, мои навыки и знания «Фотошопа» позволяли мне с этим быстро справляться. Там я заработал свою первую трудовую оплату, купил ADSL модем, чтобы играть в «Контру» (прим.ред.: Counter-Strike, компьютерная игра) по сети. Тогда все подключались к ATC-3/4 к их серверу. Играл я, кстати, довольно неплохо. И в «Доту» мы тоже играли, ещё та, которая первая.

Я не был заядлым геймером и в игры играл, разумеется, только в те, которые были мне по душе. Позже игры и желание сделать что-то своё привели меня в «Геймдев» (разработка игр), и тогда на главном отечественном форуме, посвящённом разработке игр, вместе с другими ребятами, я начал целенаправленно учиться рисовать, прокачивать свои навыки и умения.

Начало геймдев

Тогда какое-то время я работал дизайнером в маленькой конторе. Это был мой опыт офисной работы на полный день. В какой-то момент накопилась усталость: ни денег, ни профессионального роста. Ушёл я после того, как директор офиса буквально накрошил печеньем на рабочем месте, за которым я сидел, и не убрал за собой. Это была для меня последняя крошка. А уже далее я начал подрабатывать фрилансом: делал заказы размещённые в интернете.

В творчестве ты увлекаешься несколькими направлениями, расскажи подробнее, чему отдаёшь предпочтение.

Снова стать социализированным мне помогла фотография. Это отличный способ завести новые знакомства — пофотографировать кого-нибудь. Так и я стал больше общаться и получать социальный опыт, общения и взаимодействия с людьми.

Я не стал превращать фотографирование в основной способ заработка, потому что хорошо заработать с помощью фотографирования можно только на свадьбах. А с моим здоровьем не получится планировать на несколько месяцев вперёд, всё очень непредсказуемо и я могу подставить людей.

Фотография Сергея Кириченко

Фотографирую я бесплатно, просто никто не готов мне платить столько, чтобы мне было это интересно. Я не беру денег с человека, но тем самым даю себе творческую свободу — снимать, как я хочу, хотя никогда не отказываю в чём-то банальном по просьбе модели. В этом меня больше интересует общение с интересными людьми, новые события и впечатления. К сожалению, найти что-то стоящее со временем становится труднее. Если по началу тебя съёмка «девушки у дерева» вполне устраивает, то после десятой такой становится уже не интересно.

Я провел до сотни различных съёмок и перезнакомился с ещё большим количество людей разного качества. Таким образом, считай, что наверстал тот провал, который образовался после окончания школы.

Фотография Сергея Кириченко

Из дизайна я перешёл в иллюстрацию, когда понял, что в дизайне очень сложно работать с клиентами, а в иллюстрации у меня к тому времени стал такой уровень, что ещё чуть-чуть и можно брать коммерческие заказы.

Дизайн я продолжаю делать и сегодня, но скорее в виде исключения или только для быстрой подработки.

Основная моя работа сейчас — это иллюстрация. Наличие возможности работать иллюстратором и позволяет мне не монетизировать фотографию и быть более разборчивым в заказах на дизайн. Но если вы думаете, что заказы достаются легко, то это ну совсем не так. Но это то, что подходит именно мне, так как позволяет мне самостоятельно управлять рабочим временем, что важно в моей ситуации.

Иллюстрация, выполненная Сергеем Кириченко

А потом иллюстрация перешла на улицы и я занялся стрит-артом. Я ещё давно хотел подобным заниматься, даже пробовал что-то делать (не очень успешно). И вот, в какой-то момент у меня стало достаточно творческих сил, чтобы начать делать и довести дело до приемлемого результата.

Все эти сферы связаны между собой. Но если я рассказываю о себе, то называю себя в первую очередь художником-иллюстратором.

В каком стиле ты работаешь и почему?

Я не учился живописи и не умею рисовать живыми материалами в жанре классической живописи. Я самоучка, хотя учился по тем же принципам и книгам, что и все остальные, просто делал это самостоятельно. Я не любитель просто скопировать то, что вижу — поэтому живопись мне не близка (хотя я очень уважаю тех, кто так хорошо умеет это делать), придумать что-то новое — вот что интересно. Я умею имитировать разные стили, и я ещё в поисках своего стиля. Но сейчас у меня то, что можно назвать «мультяшным комиксным» стилем. Он яркий, красочный, динамичный. За это он мне и нравится.

Расскажи о твоих первых победах в творческой сфере.

В первом классе, кажется, я занял первое месте в конкурсе рисунка на тему дорожного движения. Это всё. Ну на самом деле, конечно, я считаю своими победами, когда проект, который бросает мне вызов или берёт какую-то ещё планку, считается состоявшимся.

Так, одним из первых уличных проектов, который можно считать победой, это роспись входа в строительный магазинчик на В-У.

Он был неказистым, никаким, а стал красочным и индивидуальным. Это тот случай, когда нечто посредственное превратили в достойное. Это и есть победа над разрухой и умиранием.

Работа, выполненная Сергеем Кириченко

Ещё мы совместно с Андреем Быстровым из Станции юных техников (СЮТ) сделали визуальный стиль для фестиваля научного технического творчества «Самоделкин». И это тоже победа над безвкусицей и дилетантством, которая обычно сопровождает государственные конторы. Но мы не смогли полностью победить, потому что фирменный стиль, который я сделал для самой СЮТ, не был принят в виду инерции мышления директоров.

Фестиваль «Самоделкин»

Победой было для меня и создание дракона на веранде в детском садике «Солнышко», что в старом городе. А также инопланетянина в садике «Машенька».

Дракон в ДС «Солнышко»

Оба этих два проекта в садиках стоили мне серьёзных усилий (в основном физических, что для меня самое сложное). Ну и, конечно, новый проект «Звёздочки».

Расскажи о твоем новом проекте «Звездочки». Что это, как тебе пришла эта идея, что ты хочешь им показать и есть ли те, кто помогают?

Это первый полноценный стрит-арт в городе. К тому же, он самый большой (3,5х15 метров). Почему он полноценный? Он не коммерческий, что важно, для него не было заказчика, то есть никто не говорил мне, что рисовать, идея и исполнение целиком авторские, он легальный и целиком публичный.

Это отличается от того, когда власти города кому-то дают деньги на материалы, дают тему и предварительно одобряют эскиз, попутно по десять раз заставляя его менять (реальные факты из практики в городе). В таком случае — это коммерческий заказ, просто исходит от имени города или другого лица. А стрит-арт, прежде всего, предполагает некоммерческую основу.

Проект «Звездочки»

Здесь нет никакой коммерции. Мне предоставили стену, а я за свой счёт её раскрасил (у меня были остатки краски с прошлых проектов). Конечно ребята, чья эта стенка, пошли навстречу и сперва подготовили поверхность, выкрасив её в белый (на нём удобнее рисовать), и попутно также помогали, чем могли, но рисовал я только за свой счёт, и то, что я сам задумал и в своём стиле.

Мне помогали несколько человек: Татьяна и Юля (участвовала больше всех), а также Елена и Лиза, за что им большое спасибо.

Это прорыв для нашего города, что касается такого вида творчества. Это пример того, как может быть здорово, если делать всё по уму и довериться авторам.

Люди, видя такие дела, хотят больше подобного в городе, и я тоже хотел бы, чтобы в городе было больше радующих глаз уличных работ.

Это победа над разрухой, которая каждый день медленно нас поглощает. Но одного проекта недостаточно, бороться с негативным тенденциями надо на системной основе, постоянно.

Проект «Звездочки»

И я предпринимал кое-какие усилия для этого: чтобы было больше хороших проектов, нужно создать команду и обучить её. К сожалению, с этим есть сложности. Жесточайший дефицит кадров во всех сферах.

Я пытался подтолкнуть город к тому, чтобы он организовал площадку (легальную стену, которая есть в самых разных городах), и я брал на себя обязательства, в том числе финансовые. Но город, в лице администрации — спасовал, хотя он не нёс вообще никаких рисков и затрат на это. Причины их стоического нежелания идти на встречу творческой молодёжи, я думаю вы и сами предположите какие. Я хочу особо акцентировать внимание на том, что никто ни у кого денег не просил, и все сопутствующие затраты я брал на себя (они если что, весьма невелики).

Без обученной толковой команды не будет проектов, а значит не будет новых красивых стен в городе. А без такой разрешённой стены люди боятся что-то начинать. Они всё ещё ждут одобрения от вышестоящих, чтобы начать действовать. Оно и немудрено, ведь даже за благое намерение тебя могут репрессировать — я в самом начале своего пути буквально сразу чуть не попал под эти репрессии, когда хотел разукрасить разбитую остановку в малолюдном месте.

С другой стороны, есть вандалы — эти ни у кого разрешения спрашивать не будут, это другая категория людей, у них смысл всего движения как раз в нелегальности, и это вообще не про творчество, это про борьбу с системой.

Это деструктивный подход, и десктруктором быть очень легко (ломать — не строить), для этого не нужно прикладывать никаких усилий и воли. И система тут на стороне вандалов — она ничего не делает с негативным тенденциям и никак с ними не борется. В законодательстве прописано, что вина бывает не только от действий, но и от бездействия. Ты можешь даже просто ничего не делать, всё само собой развалиться.

Так вот чтобы ничего не развалилось, нужно созидать. И мой проект — это акт созидания (в отдельной области).

Я, несмотря на свои проблемы со здоровьем могу то, что другие и подавно! Я не какой-то там особенный, я в какой-то степени куда слабее многих. Не можете в одиночку, не знаете как, боитесь, нет денег? Давайте объединяться! Конечно же вместе будет намного легче делать сложные проекты. Я один смог и уж вместе мы сможем больше.

Где ты берешь вдохновение? Случался ли творческий кризис?

Взять что-то, какой-то объект с потенциалом, и сделать этот объект лучше, вытащить его на новый уровень! Это то, что меня вдохновляет браться за подобные вещи. Только это даёт ощущение полезности твоего дела. Или создать что-то новое на том месте, где пока ничего нет.

Кризис случает тогда, когда ты не понимаешь — зачем ты делаешь то, что ты делаешь, в чём смысл этого? Такой кризис ничем не преодолеть, потому что дело тут не в творчестве, а в том, что вы, как трудящийся человек, отчуждаетесь от своего труда. Когда вы трудитесь, вы тратите на это время своей жизни, и если результат вашего потраченного времени кто-то присваивает себе — фактически вы просто лишаетесь части вашей жизни, и это время вы не жили. Уверен, многим работягам знакомо это чувство, когда ты просто существуешь.

Что для тебя творчество?

Творчество, это когда ты привносишь в мир дополнительную ценность, и это что-то, что ты привнёс, ценно не только для тебя, но и для общества. Объект творчества эти бесконечный источник, припавши к которому он насыщает других, но сам при этом не истощается. Вот уж где сокрыто волшебство.

Какие планы на ближайшее будущее?

На ближайшие три месяца — закончить рабочий проект, детская азбука на оригинальные стишки заказчика (немного абсурдные, но таков авторский замысел).

Детская азбука

А на грядущий год по творчеству — не загадываю. Будет видно. Один из возможных вариантов: будем просить разрешения разукрасить пару остановок.

Делаться это будет так: сначала эскиз — я фотографирую остановку, замеряю её точные размеры до сантиметра. В фотошопе делаю набросок по этим размерам и потому делаю фотомонтаж картинки к остановке. К эскизу есть требования: он должен быть безопасным, то есть там не должно быть ничего, что может вызвать недовольство горожан. Далее нужно пойти в контору в чьём ведении эти остановки (городское хозяйство). Записаться нужно будет заранее на личную встречу, лучше встречаться сразу с самым главным лицом в ведомстве. И уже на встрече задавать конкретный вопрос, показывая эскизы. Так как ты рисуешь за свой счёт — то шансов на получение разрешения больше.

Чем занимаешься помимо творчества? Есть какие-то увлечения не связанны напрямую с творчеством?

Интересуюсь политикой. Если кому-то будет понятно: раньше я был охранителем, но после того, как я получил реальный опыт общения с буржуазией в попытках продвинуть проект легальной граффити-стены в городе, я окончательно пришёл в сознание. Теперь я изучаю Марксизм, читаю Ленина, и в связи с этим планирую попробовать собрать людей в Марксистcкий кружок.

Что бы ты мог посоветовать человеку, который мечтает научиться рисовать или фотографировать?

Порог вхождения в фотографию просто невероятно низок, вы можете научится и выучить всю базу всего за два месяца. А вот порог вхождения в иллюстрацию высокий, в среднем это четыре года до приемлемого уровня. Но научиться может каждый, за исключением людей которые лишены зрения (хотя есть случаи и слепых художников).

Вам нужна теория, очень много практики, экспериментирование и насмотренность (это тоже очень важно, вкус надо развивать, отсматривая и копируя работы лучших). Самое главное — надо делать. У профессионалов в их деле было в два раза больше ошибок, чем у некоторых вообще было попыток что-то делать.

Виктория Исаева


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
ВолгодонскновостьЛица городатворчество
3
7
Народный репортер + Добавить свою новость