Волгодонск Суббота, 20 апреля

«Герой нашей семьи»: Карабины против танков

21.04.2015 19:23

Добрый день!
Дедушке моего мужа Ковалеву Ивану Семёновичу в этом году исполняется 105 лет. Это самый уважаемый в нашей семье человек. Предлагаю о нем рассказ.

 

Наступил июнь 1941 года. До начала хлебоуборки оставалась одна неделя. Представители 11 колхозов зоны деятельности Андреевской МТС прибыли в станицу на предуборочное собрание. Виды на урожай были хорошие. Радовало всех и то, что уборка в том году должна была проводиться комбайнами. В 10 часов утра председатели колхозов, комбайнеры, трактористы, шоферы и другие заняли места в клубе. Директор МТС Мишаков предоставил слово главному агроному Чайкину для доклада, но в это время открылась дверь в зал: завпочтой кого-то искал глазами и остановился на Иване Ковалеве (он был тогда секретарем партии МТС). А когда они вышли, то сообщил, что началась война. Пошли на почту, вызвали секретаря райкома партии Сополева, который подтвердил, что войска Германии напали на нашу страну и авиация бомбит наши города. Возвратившись в клуб, Иван сообщил собранию о начале войны. Вскоре в сельсовет пришла повестка о мобилизации. Станица, казавшаяся спящей после трудовой недели, превратилась в подобие порушенного муравейника.

Война началась в 4 часа утра, а в 11 часов уже первая очередь мобилизованных уже сидела у сельсовета на машинах. Одни из них, молодой паренек Стефан Королев поднялся и, опираясь на борт машины, обратился к провожающим: «Поверьте мне, что мы дойдем до Берлина и вытащим Гитлера из его фашистской берлоги». На третий день войны председатель сельсовета вручил повестку и Ивану.

Южный фронт, 56-я армия, 10-й отдельный танковый батальон, Иван Семёнович – политрук роты. Армии отступают, идет мобилизация на фронт, ощущается нехватка командных кадров. В формируемых частях не хватало оружия и приходилось вооружать ополченцев за счет частей, находящихся в тылу в стадии обучения.

Карабины против танков

Был трудный 1941 год… Под шахтерским городком Нелидовом колонну автомобилей переводили в тыл врага для подкрепления нашим войскам. На одной из дорог колонна остановилась. Начальник колонны вышел из своего автомобиля и сказал побежавшему лейтенанту Ковалёву:

- Вы остаётесь за главного. Я поехал за горючим.

Через несколько минут после отъезда начальника колонны лейтенант понял, что он остался один единственный офицер на 72 двигавшиеся в колонне машины. Горючее было предлогом для уехавшего майора: он почувствовал, что немцы наступают. И действительно, вскоре колонна оказалась в окружении. Просыпается утром лейтенант Ковалёв и видит, как три немецких танка утюжат окопы, вырытые до самого Нелидова. «Плохо дело», - подумал лейтенант, но раздумывать долго на войне не приходилось. Он заметил, что к нему идут водители, человек сорок.

- Товарищ старший лейтенант, что будем делать? У нас одни карабины, а что карабином сделаешь против танков?

- У вас у каждого на поясе есть фляга с водой. Залейте туда бензин. При приближении танков возьмите флягу, у кого есть топор или что-то тяжёлое металлическое, забирайтесь на немецкие танки. Ударяйте по стволу пулемёта или обухом топора, или чем-то тяжёлым, чтобы вывести из строя. На охладительную решётку бросайте флягу с бензином – и бегом к своим. Всем остальным следить за тремя люками на танке. Как только вспыхнет бензин, экипаж начнёт эвакуироваться. Так нам надо не дать им уйти.

У бойцов появилась надежда. Последняя вода выпивалась, фляги наполнялись бензином, из-под сидений доставались топоры и ломы. Три немецких танка пересекли дорогу и уже подъезжали к леску, где стояла автоколонна. Трое отважных шофёров, как и советовал лейтенант, забрались сзади на броню, помяли ломами и топорами стволы пулемётов, бросили фляжки и попрыгали с танков под прикрытием карабинов других водителей.

Вскоре танки загорелись. Из люков стали выползать фашисты. Не знали они, что русские могут быть против танков только с карабинами и победить. Вскоре к автоколонне подъехал начальник. Спросил лейтенанта:

- Выбрались из окружения? Молодцы. А я вот горючее привёз…

Когда автоколонна добралась до места назначения, начальника арестовали.

Боевой и трудовой путь

Когда были сданы Таганрог и Ростов, Иван был легко ранен под селом Самарским, но в госпиталь не обращался – раздробленные косточки ноги вышли сами.

Все трудности и лишения неизгладимы в памяти. На Калининском фронте Иван Семёнович участвовал в боях за Калинин, Торжок, Кувшиново, Осташков, Андриаполь. Нелидово, Белый и другие населенные пункты.

Когда возникла серьезная угроза Москве, весь Северо-Кавказский военный округ был перебазирован на защиту столицы. С августа 1942 по ноябрь 1943 года Иван Ковалев оказался на Западном фронте в качестве политрука роты в отдельном 10-м автотранспортном полку. Во Ржеве и Оленино их рота была отрезана от своих.

Во вторичное пребывание на Западном фронте освобождал Малоярославец, Медынь, Юхнов…

В конце 1943 и весь 1944 был заместителем командира отдельного 125-го механизированного мостостроительного батальона по политчасти на первом Белорусском фронте. С декабря 1944 – старший инструктор политотдела – капитан. Прошел всю Белоруссию и Польшу. Победу встретил в немецком городе Ландсберге на Одере.

От Одера до Берлина - 90 км. Через несколько дней после Победы Иван вместе с другими бойцами поехал в логово фашистов. По радио передавали: «В Берлине 12 миллионов иностранцев». Из моря народа, которое было на площади, к Ивану подошла девушка и сказала: «Я из Ростова. Была угнана в Германию на работу. Тут познакомилась с молодым человеком из Бельгии. Можно мне за него замуж выйти?» Иван ответил: «До Дня Победы вы были рабами господ-немцев, теперь вы свободны. Мы воевали не только за честь, свободу и независимость Родины, но и за свободу жить на земле».

Затем они обошли Берлинский музей, где смотреть было не на что, кроме, древних вавилонских скульптур, привезенных немцами из завоеванных стран. Потом были у Брандербургских ворот, оставили свои подписи на стенах Рейхстага.

Иван Семёнович имеет боевые награды: «Орден Красной звезды», два ордена Отечественной войны, два медали «За боевые заслуги», медаль «За оборону Москвы», медаль «За взятие Варшавы», медаль «За победу нал Германией».

После окончания войны продолжал служить в Московском военном округе на учебном полигоне от академии им. Фрунзе заместителем командира батальона по политчасти, а с мая 1947 по сентябрь 1949 – в учебном танковом полку академии бронетанковых и механизированных войск им. Сталина.

С 1949 по 1951 – заместитель командира по политчасти в 8-ом Военно-морском флоте 35-го танкосамоходного полка, который базировался на арендованной у Финляндии территории Порккала-Удд. Здесь ему было присвоено звание майора. В 1951-ом он слушатель Высших военно-политических курсов от Военно-морского управления. Затем направлен на 5-й Военно-морской флот заместителем начальника политотдела отдельной бригады морской пехоты, где было присвоено звание подполковника. Офицерская служба продолжалась до 1954 года.

После демобилизации был секретарем парторганизации совхоза Дубовский, заместителем директора совхоза Ново-Жуковский, председателем Жуковского сельского совета. Иван Семёнович – создатель музея краеведения в станице Жуковской.

Встреча.gif

баннеры.gif

6
0

Народный репортер + Добавить свою новость