«Дети и гаджеты»: взгляд экспертов Волгодонска на актуальную проблему современности
Читайте также:
Взгляд на проблему глазами детей, родителей и экспертов в области медицины, психологии и образования. «Блокнот» решил разобраться в причинах проблемы «Дети и гаджеты» и узнал, готовы ли волгодонские дети полностью отказаться от гаджетов и взамен на что, а также выяснил, что об этой проблеме думают врачи, психологи, учителя и родители.
Интервью с юными волгодонцами на улицах города показало, что в среднем от двух до пяти часов ежедневно наши дети проводят в гаджетах. И это если верить им на слово. Если посчитать, примерно 10 часов в сутки они спят, около пяти часов они в школе, и если пять часов они «зависают» в телефоне (плюс-минус), то остается четыре часа — на прогулки, живое общение в том числе и с нами — с родителями.На вопрос, чем чаще всего они занимаются в телефоне, дети ответили, что любят общаться друг с другом в мессенджере и соцсетях, смотреть ролики на «Ютубе», снимать и выкладывать видео, играть в игры. Где уж с таким графиком найти место для живого общения? - недоумевают взрослые. Блиц опрос взрослых горожан показал, что проблема «дети и гаджеты» не обошла стороной ни одного из респондентов. Люди высказывают свое недовольство тем, что дети предпочитают интернет живым играм, проявляют агрессию, лень, а если гаджет просто забрать, дети становятся невменяемыми. Волгодонцы едины во мнении, что такая проблема есть и ее необходимо решать.
«Блокнот» выяснил, что думают о гаджетах врачи, психологи и педагоги, и подготовил для волгодонцев советы и рекомендации, которые могут стать для кого-то настоящим спасением. Как решить проблему гаджетов безболезненно для детей и взрослых? Сколько времени ребенок может проводить в интернете без последствий для психики и своего организма, как объяснить ребенку, что реальность гораздо интереснее виртуального пространства, - об этом и многом другом читайте ниже и смотрите видеоматериал.
Еще не умеют ходить, но уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами. Цифровое детство – реальность сегодняшнего дня. Гаджеты родители обычно дают детям сами, и зачастую довольно рано — с шести-восьми месяцев. Побуждения, разумеется, всегда благие: хочется, чтобы малыш как можно раньше выучил алфавит, освоил счет, запомнил цвета, узнавал животных. Если раньше для этого требовалась масса картинок и огромные усилия, то сейчас это все легко может заменить простой мобильник, да и развивающих приложений для детей до года и старше сейчас предостаточно. Так ли это полезно, действительно ли развивающие игры развивают и стоит ли считать это проблемой?
Педагог-психолог Центра «Гармония» города Волгодонска Вера Баженова работой с детьми и их психологическим здоровьем занимается уже более 15 лет, опытный психолог отмечает, что действительно цифровое детство в последние годы оказывает значительное влияние на детей их развитие. Появилось такое явление и даже термин «гаджетозависимость».
- Различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения детей к цифровым устройствам. Это недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой и , как следствие, ущерб для учебы и развития, а также впитывание ненужной информации и ложных идеалов. Сейчас мы столкнулись с «гаджетозависимостью», с подменой реального общения виртуальным. И первый шаг на пути к зависимости ребенка делают его родители, когда в раннем возрасте, чтобы отвлечь или занять малыша на время, дают ему в руки смартфон с мультиками и играми. Слишком раннее увлечение гаджетами может привести к нарушению речи. Мозговая деятельность детей развивается с помощью мелкой моторики: рисование, пластилин, конструктор. Заменяя движения пальцев скольжением по экрану, тормозится развитие речевых процессов, а еще ребенок может не успеть сформировать умение договариваться, общаться с другими людьми.
Если дитя уходит в гаджет, то в семье могут быть нарушены взаимоотношения. Ребенок чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и несостоятельным, и самый лучший его друг - это электронное устройство. При этом в компьютерных играх, в общении в социальных сетях ребенок наоборот, чувствует себя общительным, сильным героем, а родители теряют для него авторитет. Наступает ситуация, когда родители позвали ребенка в кино или в гости, а он отказывается в пользу гаджета, - рассказала в интервью «Блокноту» педагог-психолог.
Мобильный телефон стал настолько обыденным явлением, что буквально «не вылезают» из интернета и подростки. К своему телефону они обращаются за решением любой проблемы, вбивая в поисковик буквально все - от решения домашнего задания до определения местоположения и маршрута. А уж про моду на видеоролики в «Лайке» и «Тиктоке» наверняка знает каждый родитель современного тинэйджера. Зачастую многие дети проводят в телефоне по несколько часов в день. Такое «зависание» в гаджете ведет к психологической зависимости, поглощая время, необходимое на учебу, отдых и занятия спортом. Прежде всего психолог советует родителям следить за собственным отношением к гаджетам.
- Известно, что плохой пример заразителен. Если родители часами смотрят телевизор, каждые десять минут отвлекаются на телефон, не стоит удивляться, что ребенок ведет себя точно также. Отложите собственные девайсы как можно дальше. Лучше 30 минут чистого общения, чем часы присутствия рядом, когда взрослые отвлекаются на телефонные звонки, СМС и прочие уведомления. Также рекомендуется установить временные рамки «общения» ребенка с гаджетом. И старайтесь сами их не нарушать. Для каждого возраста они свои. Специалисты рекомендуют не допускать «зависания» у экранов ребенка до трех лет более чем на 30 минут в день. Некоторые вовсе рекомендуют до 2-3 лет не знакомить ребенка с гаджетами. Дети от 3 до 5 лет могут проводить с гаджетом не более 1 часа в сутки, а после 6 лет могут пользоваться девайсами без вреда для здоровья не более двух часов в сутки. Не позволяйте ребенку пользоваться гаджетами поздним вечером. Общение с электронным миром стоит завершать не менее, чем за три часа до сна. Иначе от перевозбуждения ребенок может плохо засыпать, видеть кошмары, просыпаться несколько раз за ночь и так далее. Старайтесь как можно чаще привлекать ребенка к совместным занятиям в реальности. Имеются в виду не только развлечения вроде аппликации, вязания или рыбалки, но и обычные будничные «взрослые» виды деятельности, в том числе готовка и уборка. Чем больше ребенок будет получать эмоций и впечатлений от взаимодействия с реальностью, тем привлекательнее она будет для него, - считает педагог-психолог Вера Баженова.
Общаясь в соцсетях и мессенджерах, дети и подростки не испытывают нужды в живом общении, и отправить их на прогулку многим родителям стоит настоящих усилий. А бывает, что и гулять они идут, глядя в телефон. А ведь без нормального общения страдает их социализация. Они не смогут развиваться полноценно, не играя в куклы и машинки, не имея «живых» друзей и ролевых игр, они не смогут общаться и дружить. Не смогут, если в детстве не наработают этот опыт.«Давать нельзя запретить»: каждый родитель ставит запятую там, где считает нужным. Кто-то дает своим чадам лишь кнопочный телефон для связи, но таковых, на самом деле - единицы, да и то с таким условием сегодня может согласиться лишь младший школьник. Для многих детей, особенно для подростков, телефон стал не просто средством общения, но и показателем социального статуса. Начальник управления образования Волгодонска Татьяна Самсонюк в интервью «Блокноту» рассказала, что использование мобильных телефонов во всех школах строго регламентируется. В каждой школе есть своеобразный свод правил пользования гаджетами.
- Вопрос использования устройств мобильной связи в общеобразовательных учреждениях не новый. Время диктует свои условия. И в век цифры (цифровизации) сложно себе представить школу, участников образовательного процесса (детей, родителей, учителей) без гаджетов.
С одной стороны, они помогают мобильной коммуникации, ускоряют поиск и передачу информации. С другой стороны, при низкой культуре использования устройств мобильной связи могут нарушать образовательный процесс, нарушать права участников образовательного процесса. Роспотребнадзором, Минпросвещения России, Рособрнадзором, Российской академией образования, Новосибирским государственным медицинским университетом Минздрава России, НИИ медицины труда имени академика Измерова был проведен анализ международного опыта регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в школах для профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса. Разработаны и утверждены в 2019 году Методические рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной связи в образовательных организациях.
Каждая школа с учетом данных методических рекомендаций разработала локальный акт, которым определила:
- места хранения устройств мобильной связи (в большинстве случаев это портфель ученика);
- меры ограничения использования обучающимися устройств мобильной связи (отключить звук, убрать со стола, использовать в образовательном процессе только с разрешения учителя).
Все эти и другие меры, установленные локальным актом школы и согласованные с родительской общественностью, призваны поддержать здоровье и дисциплину, развить привычку бережного отношения к личному пространству других людей, - рассказала Татьяна Самсонюк.
Прийти в школу без телефона для ребенка сегодня - все равно, что голову забыть. Да и сердобольные родители, чтобы не потерять ребенка из виду, разумеется, сами дают им телефон. Уже в первом классе практически все дети приходят в школу с телефоном. И если бы телефон использовался как средство связи с родителями, проблем бы не было.
- Действительно, уже в первом классе дети приходят в школу с мобильными средствами связи. Родителей можно понять, благодаря телефонам они имеют возможность определить место пребывания ребенка; связаться с ребенком, когда он идет домой из школы, но если в семье не формируется культура пользования гаджетами, то это сразу же отражается на образовательном процессе, на межличностных отношениях в детском коллективе. А проблемы, связанные с наличием телефонов, особенно у маленьких учеников, вполне типичные: ребята забывают телефоны в школе, теряют, роняют, разбивают; на переменах погружаются в телефон, а это снижает их двигательную активность, социальную адаптацию, коммуникативные навыки. Невозможно противиться прогрессу, но контролировать пользование его плодами, говорить с детьми об элементарных нормах этики, правилах и уместности пользования мобильными устройствами в школе, да и в любых других общественных местах можно и нужно. И начинать этот разговор надо в семье. А педагоги поддержат родителей, как делают это всегда, - считает начальник управления образования Волгодонска.
Безусловно, плюсы в развитии детей с использованием цифровых площадок тоже есть, особенно сейчас в период пандемии. Когда многие культурные программы проходят в режиме онлайн, и в интернете можно посмотреть спектакли любых театров или, к примеру, постановку Цирка дю Солей, можно увидеть северное сияние онлайн или посмотреть, как живут пингвины в Антарктиде. Главное — принимать участие в том, что смотрит и чем интересуется ваш сын или дочь.
- Запретный плод сладок. И метод запрета не работает. Спокойное отношение к гаджетам в семье и в то же время разумные ограничения помогут ребенку сформировать собственную позицию, не связанную с зависимостью. Нужно уметь объяснять, учиться выстраивать доверительные отношения . Технологии входят в нашу жизнь , и ограждать от них детей может быть опасно для их развития и адаптации к цифровому обществу. Задача взрослых- научить подрастающее поколение использовать гаджеты для поиска информации и обучения, - советует педагог-психолог Вера Баженова.
Сидя в интернете, ребёнок может натолкнуться на нежелательный контент – особенно если на устройстве не установлены специальные, ограничивающие данные материалы, программы. Сцены насилия, порнографии и другие материалы, вызывающие страх, ужас и даже панику у ребёнка, могут нанести вред его здоровью и развитию. Вред здоровью, кстати, гаджеты наносят не только в психологическом, но и в физическом плане.
Об этом в интервью «Блокноту» рассказала Людмила Мелкозерова - участковый врач-педиатр поликлинического отделения №2 Детской городской больницы Волгодонска.
- Проблем, связанных с гаджетами, на самом деле очень много. Но данный вопрос достаточно сложный с точки зрения доказательной медицины. Каких-то специальных исследований на эту тему не было. Но по опыту могу сказать, что прежде всего, использование гаджетов вызывает проблемы психоневрологического плана. У детей страдает шейный отдел позвоночника, нарушается осанка, в связи с тем, что они часто и долго смотрят в гаджет, постоянно наклоняясь. И эта проблема идет уже с раннего возраста. Дети до года у нас уже начинают изучать мир гаджетов. Есть еще одна большая проблема: родители и сами часто забываются в интернете, многие мамы и папы являются зависимыми так же, как и дети. И нередко, увлекшись гаджетом, родители отвлекаются от наблюдения за детьми. Из-за того, что родитель не наблюдает за ребенком должным образом, мы нередко сталкиваемся с детскими травмами. Дети часто падают с поверхностей, с диванов, наносит прочие травмы. Естественно родитель не признается, но зависимость от гаджетов на самом деле сегодня очень часто встречается и у детей, и у взрослых. Поэтому, призываю максимально ограничить просмотр всех гаджетов, в том числе и телевизора, и посвятить время своему ребенку, - обратилась к родителям врач-педиатр.
А еще долгое общение с гаджетом нередко приводит к нарушению зрения у детей. Бывает родители начинают бить тревогу и обращаться к врачам, когда спасти здоровое зрение можно при соответствующем лечении, но бывает и так, что виртуальная реальность, лайки и просмотры в ютубе забирают у ребенка зрение, выдавая взамен очки.
- У детей из-за постоянного сидения в телефонах, гаджетах, компьютерах происходит снижение остроты зрения вдаль. То есть, вблизи зрение не меняется, снижение происходит вдаль, приходится подбирать очки, либо, если степень близорукости большая— то контактные линзы, если очень большая — прибегают к операции для стабилизации снижения зрения, - рассказывает врач-офтальмолог поликлинического отделения №2 Детской городской больницы Волгодонска Анна Мацкевич.
Специалист, работающий с детьми, подчеркивает, что за последние годы, количество маленьких пациентов с близорукостью значительно увеличилось. Причем, проблема возникает у детей разного возраста, в том числе и у самых маленьких деток в возрасте от трех лет.
- Мы считаем, что это связано с использованием гаджетов, телефонов, где приходится рассматривать мелкий шрифт. А за последний год, так как было дистанционное обучение, дети очень много времени проводили за компьютером, отдыхали дома тоже с телефоном в руках, в итоге у многих значительно снизилось зрение, - отметила врач-офтальмолог и рассказала, что деткам, у которых появились проблемы, назначают капли, снимающие напряжение с глаз и выписывают очки, против которых сегодня протестуют многие родители.
Доктор подчеркивает - очки нужны, они стабилизируют близорукость и не дают ей прогрессировать.
Врач-офтальмолог Анна Мацкевич поделилась с волгодонцами советами, как использовать гаджеты, чтобы вред зрению был минимальным.
- Лучше использовать компьютеры, чтобы смотреть на экран с дальнего расстояния, если это планшет, то он должен быть установлен на подставку на расстоянии 40-60 сантиметров от глаз, как можно реже сидеть в телефоне. Если сидите в телефоне, то чаще устраивайте себе отдых. Если 20 минут вы провели в телефоне, 20 минут следует отдохнуть, посмотреть вдаль, поморгать, то есть устраивать перерывы. В дневное время гулять побольше при дневном свете —не менее 1,5-2 часов, - порекомендовала офтальмолог.
Современные родители настолько привыкли к тому, что гаджет - это минута тишины, это ответы на все вопросы и телевизор с любимым мультиком в любое удобное время, что сами не хотят отказываться от универсального помощника по дому. Так чья это проблема? Родителей или детей? Ведь абсолютно каждый ребенок смог бы отказаться от гаджета в пользу интересной и веселой игры. Да, занять ребенка не сложно, сложно заинтересовать. Психологи уверены, любая игра будет интереснее, если в нее вместе с ребенком играют родители. Предложите ему зимой совместную прогулку на санках или поход в лес, пригласите его летом на велопрогулку, покататься вместе на роликах, или просто пройти по городу с целью ориентирования на местности, можно даже предложить им организовать для вас концерт (у дома или даже под столом), поверьте, они будут очень стараться продемонстрировать вам свои таланты и заслужить ваш восторг и внимание.
- Психологически здоровый ребенок всегда предпочтет играм в телефоне или планшете любую семейную активность — рыбалку с папой, семейный поход или прогулку, помощь маме в приготовлении еды и т. д. Родители должны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, чтобы виртуальный мир не воспринимался им как место, куда хочется совершить побег от реальности, - подтверждает педагог психолог Центра «Гармония» Вера Баженова.
Ирина Литвинова
Редакция «Блокнот» выражает благодарность Детской городской больнице и Управлению образования Волгодонска, а также всем родителям и детям, принявшим участие в создании данной публикации.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск