Волгодонск Суббота, 23 ноября

Как турки и суровые парни с Урала в Волгодонске металлургию развивали и все потеряли

Как турки и суровые парни с Урала в Волгодонске металлургию развивали и все потеряли

Метзавод собирались построить на месте «Энергомаша". Фотография Александра Тихонова из фондов ВЭИМ. Закладка фундамента цеха «Энергомаша»

На волне экономического бума начала 2000-х годов инвесторы с Урала и из Турции бились за право строительства металлургического завода в Волгодонске, но все их планы просочились в песок.

После дефолта 1998 года в России начался долгожданный экономический рост. Возник спрос и на строительные материалы, который в свою очередь повлек дефицит строительной арматуры. К тому времени крупные металлургические комбинаты оставили внутренний рынок, предпочитая продавать полуфабрикаты за валюту вне пределов России.

Как итог — в стране как грибы после дождя стали появляться проекты строительства мини-металлургических заводов, которые в качестве сырья использовали стальной лом, а источником энергии для плавки металла служила электроэнергия. За несколько лет бума по всей стране было анонсировано более 30 подобный проектов, из которых удалось реализовать менее четверти. Не обошла стороной предпринимательская лихорадка и Волгодонск — здесь за одну и ту же промышленную площадку собирались бороться турки и бизнесмен с Урала.

Первой в Волгодонск заявилась небольшая турецкая компания KURUM Holding. Она сразу замахнулась на строительство завода мощностью в 3 миллион тонн стали стоимостью 150 миллионов долларов. Планируемая мощность предприятия в Волгодонске составляла 1,5 миллиона тонн строительной арматуры и 1,5 миллиона металлозаготовок в год. Примечательно, что мощность заводов компании в Турции едва превышала 2 миллиона тонн стали в год.



Схема металлургического завода в Волгодонске от "Макси-Групп". Цифрами обозначены: 1 - сталепрокатный цех №1, 2- сталепрокатный цех №2, 3  - блок ремонтных цехов, 4 - отделение водоподготовки, 5 - электросталеплавильный цех №1, 6 - электросталеплавильный цех №2, 7 -  локомотивное депо, 8  - шлаковый двор, 9  - электрическая подстанция, 10 - заводская железнодорожная станция.

Второй о проекте в Волгодонске заявила компания «Макси-Групп» с Урала Николая Максимова. Он реконструировал один старый металлургический завод под Екатеринбургом, после чего стал брать кредиты в банках под строительство сети аналогичных предприятий в России. Проект Макси-групп был скромнее и более приближен к реальности. Мощность завода составляла 1,7 миллионов тонн стали в год. Предприятие должно было потреблять более двух с половиной миллиона стального лома в год.

И турецкий, и уральский проекта претендовали на одну и ту же площадку в Волгодонске — место где в 80-е годы начали, а затем бросили строить завод «Энергомаш». От той стройки города досталось пара котлованов размерами с небольшой городской квартал. Эксперты называли оба проекта излишне амбициозными, учитывая малый опыт турецкой стороны в строительстве крупный заводов и небольшой объем бизнеса и высокую заинтересованность инвесторов с Урала. В администрации города между тем подсчитывали прибыли от продажи городских земель и подсчитывали объем потенциальных налоговых поступлений. За бывшую площадку «Энергомаша» оба инвестора должны были биться на открытом конкурсе.

Но все тогда решила позиция областных властей. В последние дни лета 2007 года природоохранное ведомство Ростовской области неожиданно отказало туркам в разрешении на строительство завода. Представители комитета сослались на «тяжелую экологическую обстановку» в городе и отрицательное отношение к проекту местных жителей.

Учитывая мнение жителей города, экологическую обстановку в Волгодонске, администрация Ростовской области отклонила предложение о размещении металлургического завода отклонила предложение о размещении в городе электрометаллургического завода. Вопрос решен окончательно. Турецкой стороне будет предложено другое место для размещения завода, - заявил руководитель комитета Григорий Скрипка.

В комитете тогда сослались на проведенные 31 июля 2007 года общественные слушания, в ходе которых были озвучено, что завод будет выбрасывать в атмосферу угарный газ, диоксид азота, бензопирен и промышленную пыль, концентрация которых уже превышает допустимый уровень. Никогда более областные власти не проявляли такой трогательной заботы об экологической обстановке в Волгодонске.

Еще одним из мотивов отказа в строительстве стал дефицит природного газа. Председатель организации «Зеленая волна» Николай Жилкин в это же время предложил провести в городе референдум о строительстве завода. А в интернете в это время появился русскоязычный ролик из города Эльбасан в Албании, из которого следовало, что хваленный завод «Курума» представляет собой закопченный цех в полузаброшенной промзоне. Администрация Волгодонска тогда заняла противоположную позицию: завод следует строить, но конкурс тогда провести не удалось.

Случайно или нет, но тогда же в Шахтах был запущен аналогичный по своим приостановленным мощностям Ростовский электрометаллургический завод. На его открытии пел Элтон Джон и присутствовало руководство области. Инвестором проекта был небезызвестный бизнесмен Вадим Варшавский. Через несколько лет он появился в Волгодонске с проектом завода по глубокой переработке зерна «Донбиотех», который превратился в главный долгострой города.

Участь всех участников этой инвестиционной схватки была печальной. ООО «Курум сталь Ростов» ликвидировали в 2013 году, а ОАО «Волгодонский электрометаллургический завод» - в 2014 году. Николай Максимов разорился и продал свои заводы, Вадим Варшавский уехал жить в зону, а «Курум» так и остался маленькой турецкой компанией.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
заводВолгодонскстройкапланы
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость