Волгодонск Четверг, 02 декабря
Экономика, 05.04.2015 13:00

Второй «Атоммаш», который так и не был построен в Волгодонске

Второй «Атоммаш», который так и не был построен в Волгодонске

1. 1 апреля 1981 года, бетонирование первой сваи

К концу 80-х годов основу промышленного потенциала Волгодонска должны были составить три новых предприятия – завод «Атоммаш», Ростовская АЭС и завод «Энергомаш». Два из них и сейчас успешно работают в городе. Третий завод из этого списка, «Энергомаш» должен был стать крупнейшим предприятием в городе, обойдя по своим размерам, объемам производства и численности занятых «Атоммаш». В силу назревающего кризиса экономики Советского Союза, аварии на Чернобыльской АЭС и целого ряда других факторов, завод так и не был построен. Хотя, если бы ресурсы на возведение «Энергомаша» были выделены на несколько лет раньше, то к настоящему времени численность населения Волгодонска составила не менее трехсот тысяч человек.

Предполагалось, что «Энергомаш» будет производить блочные автоматизированные парогенераторы и водогрейные установки, каркасы котлов, части крупного котельного оборудования, аппараты химической водоочистки, регенеративные водонагреватели, чугунное и стальное литье, поковки, горячие и холодные штамповки.

Площадку под новый завод выбрали на окраине промзоны «Атоммаша» – вдоль 9-ой Заводской улицы от ее пересечения с 6-ой Заводской до 8-ой Заводской улиц. Примерно половина территории будущего завода находилась на земле волгодонского городского совета, а другая часть – Цимлянского района. В дальнейшем планировалось «прирезать» к Волгодонску еще несколько сотен гектаров земли для формирования новой промзоны.

Общая площадь территории «Энергомаша» должна была составлять более 2,3 квадратных километров. Завод проектировался как металлурго-машиностроительный комбинат: в одной части предприятия находилась группа сталеплавильных цехов, далее металл по производственной цепочке передавался в прокатное, металлообрабатывающее и машиностроительное отделения завода. Всего в составе завода планировалось создать 11 цехов с двадцатью пятью тысячами занятых.


Примерный план производственной плошадки завода «Энергомаш»

В предприятии-смежники «Энергомаша» готовились крупнейшие котлостроительные заводы Советского Союза – Таганрогский, Белгородский, Подольский и Бийский. По своим размерам «Энергомаш» проектировался как универсальный машиностроительный завод, ближайшими аналогами которого в СССР являлись Ижорские заводы в Колпино и Кировский завод (оба в Санкт-Петербурге) и Уралмаш в Екатеринбурге. До пуска металлургического производства на «Энергомаше» главным поставщиком заготовок для производства атомных реакторов на «Атоммаше» стали Ижорские заводы.

Первую очередь завода, включающую в себя металлургические цеха, готовились запустить к 1985 году. На этот период планировалось освоение поточного производства атомных реакторов и парогенераторов на «Атоммаше», в ходе которого завод должен перейти на использование собственной металлургической базы. Пусковой комплекс завода вместе с металлургическо-заготовительным отделением должен был специализироваться на изготовлении парогенераторов и водогрейных установок. Была создана и дирекция строящегося завода, производственно-технический отдел которой возглавил инженер Виталий Перепелицын.



2. Виктор Васильевич Кротов (1912-1986) — один из инициаторов и кураторов строительства заводов «Атоммаш» и «Энергомаш» в Волгодонске. Министр энергетического машиностроения СССР в 1975-1983 годах. До этого поста, в течение 10 лет работал на должности первого заместителя министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР. 

К закладке «Энергомаша» приступили весной 1979 года. Сроки начала работ были выбраны неслучайно – «Энергомаш» начинали строить в год пуска первой очереди «Атоммаша». Возведением нового завода должны были заняться строители, высвобождающиеся на «Атоммаше». 25 апреля 1979 года на степную площадку за Комбинатом панельного домостроения (КПД) приехала представительная делегация. На закладку завода прибыли министр энергетического машиностроения СССР Виктор Кротов, секретарь ростовского обкома КПСС Иван Бондаренко, заместитель Председателя Совета министров СССР Владимир Новиков и представители других отраслевых министерств союза. В 14 часов 11 минут крановщик Михаил Касьянов установил плиту с надписью «Волгодонский завод «Энергомаш», апрель 1979 года».

Но уже с самого начала стройка стала отставать от планового задания. За два года удалось оборудовать строительную площадку, подвести к ней железнодорожные пути и отрыть котлован под первый корпус завода. Причиной задержки стало необходимость первоочередной достройки «Атоммаша» – на «Энергомаш» просто не хватало людей и материалов. Активизация работ на площадке «Энергомаша» произошла только в 1981 году. 1 апреля 1981 года началось бетонирование свайного поля в котловане под будущий корпус №11. Бетонные работы осуществлял трест «Гидроспецстрой», занимавшийся аналогичными работами при закладке «Атоммаша». Но дальше подготовки работы не сдвинулись, а через некоторое время стройка оказалась заброшенной.

Против «Энергомаша» сыграло сразу несколько факторов. Изменилась позиция второго крупнейшего потребителя продукции «Энергомаша» – Министерства нефтяной промышленности СССР. В главном нефтяном ведомстве страны решили отказаться от применения крупных парогенераторов для разжижения нефти в пластах, предпочитая инвестировать в разработку новых месторождений или перейти на использование химических реагентов для стимулирования добычи на истощающихся месторождениях и месторождениях с тяжелой нефтью.

Поэтому в «Минэнергомаше» решили «заморозить» стройку и передать функции «Энергомаша» уже действующим предприятиям ведомства, благо таковые имелись. В качестве поставщика заготовок для «Атоммаша» был выбран завод «Энергомашспецсталь» в городе Краматорск Донецкой области УССР. Основанное в 60-ые годы предприятие активно развивалось в 70-ые годы и после сравнительно малозатратной реконструкции оказалось встроенным в производсвенную цепочку «Атоммаша». Сам проект «Энергомаша» просуществовал еще несколько лет. Рассматривались варианты сооружения «Энергомаша» в усеченном «металлургическом» варианте и в качестве не отдельного завода, а ряда цехов «Атоммаша». Но после Чернобыльской аварии и эти планы были похоронены. О проекте «Энергомаша» после этого уже даже и не вспоминали.

Сыграл свою роль в задержке строительства и фактор просадки грунтов под промышленными зданиями и жилыми домами в Волгодонске. Как показал опыт «Атоммаша», без дополнительного укрепления основания тяжелых станков, в первом корпусе завода появились просадки, что крайне осложняло выполнение производственных функций. «Энергомаш», с его большими электросталеплавильными печами, прокатными станами и прессами, потребовал дополнительных временных и финансовых затрат на внесение изменений в проект завода и подготовку фундаментов цехов предприятия.

На будущем «Энергомаша» негативно сказались кадровые перестановки и структурные изменения в профильном министерстве. После ухода в 1983 году с поста руководителя минэнергомаша Виктора Кротова возможности отстаивания интересов предприятий Волгодонска резко сократились. Министерство энергетического машиностроения как отдельное ведомство было ликвидировано, а производственный комплекс в Волгодонске в рамках нового объединённого министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения перестал быть приоритетным – сказался лоббизм других крупных предприятий тяжелого машиностроения.

Уже к 1985 году от первоначального проекта завода отказались. В связи с этим пришлось вносить корректировки и в генеральный план города. Планируемый на будущее рост Волгодонска сразу резко ограничивался. Прогнозируемая численность населения города в 450-500 тысяч человек была понижена до 300 тысяч (к 1990 году численность населения Волгодонска превысила отметку в 200 тысяч человек). Соответственно, сокращению подверглись и планы по жилищному строительству. Решено было отказаться в кратко и среднесрочной перспективе от многоэтажной застройки восточного берега Мокро-Соленовской балки.

В 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС будущее «Атоммаша» неожиданно стало крайне неопределенным и проект развития собственного металлургического производства в Волгодонске окончательно закрыли. Огромный завод столкнулся с необходимостью быстрого перепрофилирования с исключительно атомной тематики на производство оборудования для нефтегазохимического комплекса и металлургической промышленности.

В 2010 году «Энергомашспецсталь» был приобретен «дочкой» «Росатома» компанией «Атомэнергомаш», через три года в состав «Росатома» вошел и «Атоммаш». Теперь в Волгодонске регулярно можно видеть платформы со стальными обечайками, приходящие в адрес «Атоммаша» из Краматорска.

Несколько лет назад на заброшенную площадку «Энергомаша» нашелся инвестор в лице турецкой компании «Курум». В Волгодонске турки хотели построить электрометаллургический завод. Но и этот проект так и остался нереализованным. В наследство же городу достался огромный заросший котлован и неосуществленные планы превращения Волгодонска в полумиллионный мегаполис.

Авторы фотографий №№1,3,4 — А. Кляпиков и В. Черкасов (из архива Центральной библиотеки Волгодонска), фотография №2 – сайт wikimedia.org

При подготовке статьи использовались данные книги «Волгодонск» авторства Александра Тягливого и Юлии Исаковой и материалы газеты «Волгодонская правда» за 1979-1985 годы.


Новости на Блoкнoт-Волгодонск
3. Закладка завода 4. Бетонирование первой сваи
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
история Волгодонска
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое

s1