Волгодонск Суббота, 23 ноября
Общество, 05.11.2020 08:05

Как в 30 лет стать главным конструктором «Атоммаша»

Новым героем рубрики «Лица города» стал главный конструктор завода «Атоммаш» Александр Матусевич.

Биография Александра Матусевича была бы типичной для Волгодонска 70-80-х годов, когда в наш город приезжали тысячи молодых рабочих и инженеров со всех уголков страны. Уроженец Томска, после окончания известного Томского политехнического института, Александр Матусевич приехал в находящийся за несколько тысяч километров от родного дома Волгодонск сначала на практику, а затем и на постоянную работу на «Атоммаше». Здесь за 10 лет он сделал отличную карьеру - от рядового инженера-конструктора до главного конструктора завода.

 С 2012 года «Атоммаш» перестроил производство и почти в два раза нарастил численность рабочего и инженерного персонала. Расширение завода привело и к большим кадровым перестановкам на заводе, которые открыли путь наверх для многих молодых волгодонцев. Александр Матусевич. В 2014 году молодой инженер был зачислен в кадровый резерв «Росатома», ставший настоящим карьерным лифтом для многих перспективных сотрудников госкорпорации. В 32 года он управляет командой из 80 человек, во многом таких же молодых специалистов как он. В интервью «Блокноту Волгодонска» Александр Матусевич рассказал о себе, о том, как добиться карьерного роста на таком предприятии и о собственно работе главным конструктором.

Расскажите о своей семье

Моя малая Родина в старинном сибирском городе Томск. Там я и родился в 1988 году. Мама моя - мама была коренная томичка, татарских кровей, у папы предки родом из Белоруссии. В Сибирь перебралась еще во время столыпинской реформы семья моей прабабушки, а перед Великой Отечественной войной в Сибири оказался и мой дедушка. Об обстоятельствах этого переезда, он предпочитал не распространяться. По семейному преданию среди предков дедушки были и белорусы, и поляки. Мама работала на знаменитой спичечной фабрике, а потом из-за вредности профессии устроилась техническим специалистом в роддом. Отец же всю жизнь работал на стройках, специализировался на бетонных работах, в 90-е годы устроился слесарем на тепловые сети и до сих пор там работает.

1.jpg

Чем увлекались во время учебы в школе?

В Томске же окончил школу и получил высшее образование. Со школы мне очень нравились естественные науки, старался больше времени уделять внешкольному изучению физики, химии и биологии, тем дисциплинам, которые связаны с описание законов природы. Еще и география крайне нравилась. Даже принимал участие в школьных и городских географических олимпиадах. По Томску удалось занять третье место. Было в детстве и другое хобби. При городском дворце детского творчества работал кружок юных инспекторов дорожного движения. С шестого класса почти 5 лет состоял в нем вместе с товарищами. Целая команда так сложилась. Даже на каком-то конкурсе довелось поработать регулировщиком уличного движения.

детство.jpg

Почему решили стать инженером?

К гуманитарным наукам склонности не было, можно сказать, что филолога, переводчика или экономиста из меня не получилось. В Томске был и есть знаменитый политехнический институт, один из старейших вузов России. По месту жительства, едва ли не самый лучший вуз. В политехе я выбрал теплоэнергетический факультет и специальность «Теоретическая и промышленная теплотехника». Во время учёбы отличником не был и учиться ради оценок не стремился. Ещё в школе наш классный руководитель заложили правильную жизненную установку о том, что учиться надо не за оценки, а за знание. Я этому принципу старался всегда следовать и во время учёбы, и на работе и получать и усваивать те знания, которые могут пригодиться на работе.

Родители.jpg

С родителями с Томске

Как попали в Волгодонск на «Атоммаш»?

В Волгодонске я оказался сразу после университета. У прежнего собственника «Атоммаща» была практика набора студентов разных технических вузов для практики и последующего трудоустройства на заводах. Компания тесно сотрудничала с Томским политехом, приезжали в вуз, проводили презентации, предлагали пройти практику на заводе. С ними я в первый раз встретился на третьем курсе, а после четвертого курса решил рискнуть и поехать за три тысячи километров от дома на практику в Волгодонск.

Какими были первые впечатления о городе?

Вместе с одногруппниками почти четверо суток ехали на поезде Томск — Адлер. Тогда поезда ещё ходили медленнее. В Зимовниках нас встретили и отвезли в гостиницу в Волгодонске на бульваре Великой Победы. Первую ночь в Волгодонске я так и не заснул. В гостинице нас поселили в самые простые номера без кондиционеров. В Томске было +20 летом, а в в Волгодонске в тени - +40. С такой жарой мы столкнулись в первый раз. Когда нас высадили в городе на улице и в лицо подул горячий ветер, то появилось ощущение нахождения в огромной бане. В Волгодонск в первый раз приехал ночью. Тогда я удивился насколько город был темным и без освещения. На улицах свет как бы был, но ни дорог, ни тротуаров не был видно. Многоэтажки в степи, мало деревьев, было ощущение, что попал в Советский Союз с картинок. Сам город большого впечатления по контрасту с Томском в первое время не произвёл: застройка однообразная, сфера услуг качеством не отличалась в лучшую сторону, какая-то пустота вокруг ощущалась. Ещё и южный характер, такая своеобразная дерзость и хамоватость. В первое время нас с товарищами это просто пугало. Если подсчитать, то из нашего выпуска политеха на «Атоммаше» остался только я, остальные уехали. Тогда подумал, что надолго в Волгодонске не задержусь, поработаю пару лет, если получиться, и уеду.

Почему решили делать карьеру именно на «Атоммаше»?

Сам завод меня сразу приятно удивил. О заводе впечатлений было намного больше, чем от города. В Томске удалось поработать в ремонтно-механическом цехе нефтехимического комбината. Производство было хорошо оснащённым, но просто миниатюрным по сравнению с «Атоммашем». На «Атоммаше» я стажировался в качестве инженера-конструктора. Потом пять лет проработал на этой должности. Два года назад перешёл в отдел главного конструктора. На «Атоммаше» сразу поразило и стало одним из ключевых факторов в решении остаться в Волгодонске, это высокий уровень конструкторского отдела. В то время «Атоммаш» делал колонны риформинга для НПЗ в Москве и Омске. Проектирование осуществляла итальянская компания. Постоянно приходилось работать с итальянцами, которые в частных беседе сравнили «Атоммаш» с «Феррари» за техническую оснащённость и уровень производства. И это спустя почти 30 лет после запуска завода.

Танеко.jpg

Какие задачи пришлось решать при восстановлении производства оборудования для АЭС на заводе?

 Когда «Атоммаш» вошел в «Росатом», объем работы и нагрузка сразу увеличились. Тогда нам пришлось заново осваивать и разрабатывать рабоче-конструкторскую документацию по атомной тематике перед началом производства реактором и парогенераторов. «АЭМ-Технологии» уже пытались осваивать производство оборудования на площадке в Петрозаводске. Первые инженерные кадры со свежим опытом производства перешли в компанию из Ижорских заводов, головной офис обладал и необходимой проектной документацией для развёртывания производства оборудования на новой площадке. На основе переданной документации мы через систему твердотельного моделирования через полную цифровую модель изделия получали рабочие чертежи отдельных деталей реакторов и прочего оборудования. Сам механизм перехода на производство оборудования для АЭС был сложным, но понятным процессом. В первую очередь следовало получить большое количество сопутствующих лицензий и аттестация на все этапы производства. Самым сложным было восстановление технологической подготовки производства, то есть закупить необходимые приборы, спроектировать и сделать новую оснастку. Приходилось заниматься даже такими незначительными, на взгляд незнакомого с производством человека, как проектирование упаковочной документации. К каждому ответственному изделию, будь то реактор или парогенератор, есть отдельные требования к упаковке для того, чтобы в процессе транспортировки и хранения оно не изменило своих свойств. Например, парогенератор перед отправкой заказчику закачивается инертным газом азотом для консервации внутренних поверхностей изделия и защиты от коррозии. Давление газа внутри парогенератора контролируется во время всего процесса транспортировки, а затем и хранения на площадке АЭС. Корпус же реактора перед транспортировкой просто консервируется силикагелем. Внутрикорпусные элементы реактора отправляются отдельно от самого реактора в специальных герметичных контейнерах и собираются вместе только во время монтажных работ на атомной станции.

Как удалось сделать карьеру от простого инженера до главного конструктора завода? Чем занимается главный конструктор завода?

В первую очередь это ответственное отношение к работе. Всегда руководствовался принципом «Не уйду с работы, пока не сделаю основные задачи». Необходимо проявлять и разумную инициативу. Важно чётко видеть цель на три-пять лет: к чему вы стремитесь, кем видите себя в компании. Второй важный компонент работы на руководящем посту, это выстраивание отношений с подчинёнными, ведь все мы делаем одно дело. У главного конструктора и отдела несколько главных задачи на работе. Во-первых, это разработка рабоче-конструкторской документации на будущие проекты и оперативное устранение возникающих проблем по отклонениям на производстве. А во-вторых, это участие в стратегическом планировании развитии завода. Мы готовим технико-экономическое обоснование для освоения на производстве новых видов оборудования.

рабочие будни.jpg

Какими направлениями перспективного развития завода занимается ваш отдел?

 «Атоммаш» обладает хорошими возможностями для того, чтобы закрепиться на рынке тяжёлого ёмкостного и теплообменного оборудования. Это нефте и газохимия, первичная переработка углеводородов. По текущим планам до 2028 года «Атоммаш» загружен заказами по атомной тематике, но заниматься планированием развития завода на более дальние сроки необходимо уже сейчас. Сидеть сложа руки нам нельзя. В первую очередь завод имеет возможности и опыт изготовления уникального нефтегазохимического оборудования и будет возвращаться к тематике нефтехимии. С середины 90-х годов и до 2017 года производство оборудования для нефтехимии было одним из главных направления работы завода. В настоящее время в мире продолжается тенденция к росту размеров отдельных агрегатов в составе нефтехимических производств, заводов СПГ, предприятия по переработке нефти и газа. «Атоммаш» обладает и необходимыми площадями и оборудованием и, что не менее важно, собственным спецпричалом для перегрузки крупногабаритных изделий. С логистическими возможностями «Атоммаша» у завода есть неоспоримое конкурентное преимущество.

5.jpg

Расскажите о своей личной жизни и увлечениях

С супругой познакомился уже в Волгодонске. Работа всегда занимала много времени, поэтому даже романтические отношения возникли с коллегой по работе. Тогда она работала руководителем направления контроля капиллярным методом из лаборатории неразрушающего контроля. В 2014 году сыграли свадьбу. Сейчас у нас уже двое детей: Софии 5 лет, а Максиму 3 года. Текущая загрузка заставляет большую часть времени посвящать текущей работе. Даже хобби и увлечения пришлось забросить. Хочется начать плавать, подтянуть уровень владения английского, но на все времени не хватает.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
АтоммашконструкторЛица города
6
8
Народный репортер + Добавить свою новость