«Волгодонск и «Атоммаш» - это одно целое»: Ровшан Аббасов
Читайте также:
- «Турецкий реактор и бангладешские парогенераторы»: «Атоммаш» отгрузил самую крупную партию оборудования для АЭС (26.09.2020 09:01)
- «Сразу после вуза решил связать судьбу с «Атоммашем» и не прогадал»: Сергей Подольский (13.09.2020 18:05)
- Календарь Волгодонска: 49 лет назад первые волгодонцы записались на стройку «Атоммаша» (08.07.2020 08:01)
За 8 лет работы в составе «Росатома» «Атоммаш» вернул статус главного центра атомного машиностроения России.
В 80-е годы «Атоммаш» построил новый город, но в последующие десятилетия завод как будто выпал из активной городской повестки. Если в предшествующие годы завод восстанавливал производство, то теперь «Атоммаш» готов играть более активную роль в жизни города, инвестируя средства в спорт, благоустройство и другие социальные проекты. Первым шагом в этом направлении стала реконструкция сквера «Дружба» и благоустройство сквера «Машиностроителей». На днях в Волгодонске открылся первый в городе плоскостной фонтан в «Дружбе», строительство которого полностью оплатил «Атоммаш».
Реализации таких проектов способствует быстрое развитие предприятия. За последние 8 лет объем производства на «Атоммаше» вырос более чем в 10 раз. Завод вернулся в число крупнейших машиностроительных предприятий Ростовской области и России в целом.
Роль «Атоммаша» в развитии региона отмечают и власти Ростовской области. Завод был включен в перечень важнейших системообразующих предприятий региона. «Атоммаш» становится одним из ведущих экспортеров высокотехнологичной продукции из Ростовской области в страны дальнего зарубежья за счет реализации проектов «Росатома» по строительству атомных станций по российским проектам. В августе 2020 года «Атоммаш» с небольшим временным промежутком отгрузил корпус реактора на первый энергоблок АЭС «Руппур» в Бангладеш и комплекс парогенераторов для строящейся АЭС «Аккую» в Турции. Да и сентябрь выдался жарким у машиностроителей – отгружены в Бангладеш парогенераторы для первого блока АЭС «Руппур» и сердце атомной станции — корпус реактора для АЭС «Аккую» в Турции. Во время отправки турецких парогенераторов в августе, завод посетил губернатор Ростовской области Василий Голубев. Руководитель региона отметил огромную значимость завода для экономики Ростовской области и высокие перспективы Волгодонска как центра энергетического машиностроения самого разного профиля во главе с «Атоммашем». Голубев отметил, что между машиностроительным холдингом «Росатома» «Атомэнергомашем» (в состав которого входит «Атоммаш») и Ростовской областью крепнет сотрудничество на взаимовыгодной основе.
- Для Ростовской области это значимое событие, потому что «Росатом» представлен здесь очень серьезно. Сегодня, когда большой, мощнейший в стране организм живёт, видно, что есть работа, значит точно есть перспектива и будут рабочие места. В «Атоммаш» планируется ещё вложить инвестиции. Предприятие будет развиваться дальше, значит, возможности развития с точки зрения трудоустройства людей есть», - сказал Василий Голубев по итогам посещения завода.
В интервью «Блокноту Волгодонска» директор филиала АО АЭМ-технологии «Атоммаш» Ровшан Аббасов рассказал о работе на заводе, планах предприятия и о том, как «Атоммаш» намерен выстраивать взаимодействие с городом и горожанами в современных условиях.
Что представляет «Атоммаш» собой сейчас? Расскажите об итогах работы предприятия?
2020 год для «Атоммаша» стал важным этапом в развитии завода. Это год, когда мы фактически выходим на максимальную мощность нашего предприятия. По прогнозу, в этом году мы изготовим 3 реактора и 17 парогенераторов для разных АЭС. Сейчас около 5% объемов производства завода занимает продукция для газо и нефтехимии, в первую очередь различной арматуры. Около 10% приходится на производство кранового оборудования, в том числе конструкций для больших портовых кранов. Остальные 85% - это оборудование для российских и зарубежных АЭС. Еще несколько лет назад мы планировали нарастить объем производства оборудования для нефтехимии. Эта тема для нас остается интересной, такие компетенции необходимы для дальнейшего развития предприятия, но на данный момент портфель заказов на 10 лет вперед такой, что на ближайшие годы атомная тематика останется для нас приоритетом. Сразу следует отметить, что вокруг «Атоммаша» уже возникла целая экосистема частных производств. В год «Росатом» и «Атоммаш» размещают на предприятиях Волгодонска заказы на 200-300 миллионов рублей, что само по себе является важным стимулом для развития экономики города.
За счет каких факторов было обусловлено развитие завода?
В 80-е годы на предприятии работало около 20 тысяч человек, и у завода было достаточно много непрофильных функций, сейчас непосредственно на производстве занято 3 100 человек. Если сравнивать номенклатуру продукции тогда и сейчас, то в настоящее время завод производит столько же, если не больше. Не стоит забывать, что те требования, которые были в 80-е годы к оборудованию для АЭС на порядок ниже, чем сейчас. С 2012 года в развитие завода было вложено порядка 10 миллиардов рублей. Значительная часть инвестиций была направлена на модернизацию имеющегося оборудования. Для примера, наши старые обрабатывающие центры стали работать с новым инструментом, получили новые программно-электронные комплексы управления. Средства на закупку нового оборудования были «точечными»: мы приобретали новые станки для расшивки «узких мест» в производственной цепочке. Стоимость только одного нового обрабатывающего центра «Шкода» составила около 1 миллиарда рублей. Про такой центр говорят, что он «может делать все, и даже немного больше». Вообще, новые обрабатывающие центры могут заменить целиком целый станочный парк в отдельном цеху. Мы можем получить готовую деталь быстрее, дешевле и с более точными допусками, чем 30 или 40 лет назад. Производительность выросла и за счет оптимизации технологических процессов внутри завода. Ранее производственные процессы были разнесены не только по разным пролетам, но и по разным корпусам. Даже складское хозяйство завода находилось в километре от главной производственной линии. Такая организация приводила к огромным потерям времени и внеплановым простоям оборудования. Теперь все производство на заводе стало компактнее и сгруппировалось в главном корпусе №1 по потоковому принципу в соответствии с единым технологическим циклом. Можно даже привести аналогию с конвейерным производством на автомобильном заводе. Такие меры позволили почти в два раза снизить время производства наиболее крупного ответственного оборудования. Раньше нормативный цикл производства парогенератора составлял около 700 дней, «Атоммаш» при возобновлении выпуска укладывался в 800-850 дней. Сейчас мы делаем такой парогенератор за 450 дней. И, кстати, участие в сокращении сроков изготовления принимают не только наши технические специалисты и руководители, но и все работники предприятия. На комиссиях мы рассматриваем достаточно качественные и, как говорится, - «по делу», предложения по улучшению и от ИТР, и от рабочих. Я вижу их активность и желание сделать нашу работу более эффективной. Только в этом году работниками подано порядка 380 предложений по улучшению. Это позволяет нам оптимизировать процессы изготовления оборудования, а в конечном счете и сроки.
Расскажите о производственных планах завода на следующие пять лет?
Для нас главное сохранить набранные темпы по производству оборудования атомной тематики, как для России, так и для зарубежья. Из иностранных проектов в Европе это производство оборудования на АЭС в Венгрии и Финляндию, АЭС «Аккую» в Турции и АЭС «Руппур» в Баншладеш, другое направление работы - это поставка оборудования для двух блоков АЭС в Китае и продолжение работы с нашими индийскими партнерами. В развитие производства в ближайшие три года мы планируем вложить еще около 3 миллиардов рублей. Средства пойдут в первую очередь на поддержание и модернизацию оборудования. В России «Атоммаш» является единственным генеральным подрядчиком «Росатома» по производству большей части оборудования для атомных станций. Реакторы для АЭС производили еще Ижорские заводы под Санкт-Петербургом. Они продолжают работать для атомной отрасли, но уже в кооперации с «Атоммашем». Сейчас мы размещаем часть заказов на Ижорских заводах. «Ижора» поставляет нам ряд видов оборудования и заготовок, у них исторически сложилось и работает хорошо оснащенное металлургическое производство.
Что представляет собой производственный кластер «Росатома» в Волгодонске?
Сейчас на территории «большого» «Атоммаша», помимо филиала «АЭМ-Технологий», то есть собственно «Атоммаша», работают два предприятия: «Атомтрубопроводмонтаж» и «НоваВинд». На нашу площадку в корпусе №4 готов выйти и другой входящий в «Атомэнергомаш» завод ЗиО-Подольск. Этот завод гораздо старше «Атоммаша» и в настоящее время ему просто не хватает подходящих цехов для производства крупногабаритного оборудования. Есть там и проблемы с логистикой: завод находится в ближнем Подмосковье, многие виды оборудования трудно вывезти из действующих цехов. В корпусе №6 зарезервирована площадка для другой «дочки» «Росатома», компании «Химпроминжиниринг», которая при некоторых условиях может разместить в Волгодонске производство лопастей для ветроэлектростанций. Но пока этот проект не утвержден. Во время последнего визита губернатора Ростовской области Василия Голубева как раз обсуждался вопрос по расширению машиностроительного производственного кластера в Волгодонске. Мы договорились с губернатором о том, что если в Ростовскую область будут заходить новые инвесторы в сфере машиностроения, то мы будем готовы предоставить им свободные площади. В Волгодонске есть отличные возможности для развития новых производств такого профиля: есть готовые помещения, коммуникации, инженерные сети, спецпричал «Атоммаша» для крупногабаритных грузов, собственные железнодорожные пути.
«АЭМ-технологиям» удалось сформировать кадровый «костяк» завода?
Один из высоких руководителей, который побывал на нашей площадке, сказал следующее: «Пройдет еще года три-четыре, и такой команды, как на «Атоммаше» не найдете ни на одном заводе. Он будет греметь по всей стране». Пять лет назад на завод взяли очень много молодых ребят, которые не имели опыта работы, приглашали специалистов и с других предприятий. За эти годы молодые люд многому научились. Сейчас на заводе уже появился тот костяк рабочих и инженеров, которые имеют опыт и знания для выполнения поставленных перед ними задач. Сейчас средний возраст атоммашевца - около 40 лет, а восемь лет назад – 46 лет. Завод вырос, но одновременно стал моложе. Но не стоит забывать до сих пор полностью не закрытую кадровую проблему: у нас, как и других крупных заводах, до сих пор существует разрыв между «молодежью» и «стариками». Мы не забываем об атоммашевцах, которые отдали всю свою жизнь завода. На «Атоммаше» уже сложились целые династии, представители которых начинали рабоать на заводе более 40 лет назад. Можно вспомнить семьи Шемуратовых, Матвеевых, Зуевых, Куликовых. Они создают преемственность на заводе. Но много на «Атоммаше» и талантливой молодежи, которой мы стремимся давать дорогу. Хочется отметить молодых специалистов и руководителей, с которыми мне часто приходится взаимодействовать по решению оперативных вопросов. Например, в области обеспечения качества – это начальник отдела технического контроля Александр Обухов, по оперативной деятельности в производстве - руководитель направления Александр Коломыйцев. А в части подготовки наших изделий к отгрузкам, - с молодым, но уже очень опытным начальником 3-го производства Александром Куликом. Вся ответственность, связанная с покраской и упаковкой готового оборудования – лежит на нём, на его коллективе.
Сколько всего сейчас работает на «Атоммаше» человек? Планирует ли завод набирать дополнительный персонал в ближайшее время?
Если считать вместе Филиал «АЭМ-Технологии» и «Атоммаш-Сервис», то у нас работает около 3 700 человек, из них 3 200 непосредственно на производстве. С учетом «НоваВинда» и АТМ - уже более 4 тысяч человек. А если учитывать всех подрядчиков на площадке «Атоммаша» общая численность занятых достигает 5 тысяч человек. Через несколько лет мы планируем выйти на целевой уровень занятости в 4 200 – 4 500 человек на основной производственной площадке без учета сервисных служб, смежников и подрядчиков. Мы сможем дать работу еще полутора тысячам волгодонцев, и это без естественного процесса кадрового замещения на заводе. Будут новые рабочие места и у наших партнеров и смежников. То есть в целом на промплощадке «Атоммаша» смогут работать более 7 тысяч волгодонцев. Новые рабочие места рассчитаны, прежде всего, на молодежь, которая сейчас еще только учится в школах Волгодонска и только готовится выбрать свою будущую профессию.
Как завод организует взаимодействие с учебными заведениями города?
Наш главный стратегический партнер - это ВИТИ НИЯУ МИФИ. Мы в полной мере удовлетворены качеством подготовки выпускников в нашем институте. Большинство студентов, которые заканчивают ВИТИ, трудоустраиваются к нам или на Ростовскую АЭС. Причем знакомимся мы с этими ребятами задолго до их трудоустройства. Институт согласовывает с нами содержание образовательных программ по профильным направлениям подготовки, студенты проходят практику на нашем предприятии, ведущие специалисты завода участвуют в преподавании дисциплин и Государственной итоговой аттестации, а студенты старших курсов успешно совмещают учебу с работой на нашем предприятии. По мере внедрения на заводе новых технологий и оборудования мы оперативно передаем ВИТИ наши пожелания и организуем стажировки для преподавателей, чтобы получать квалифицированных молодых специалистов под наши задачи. В институте разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации действующих сотрудников, в том числе и для получения навыков работы на новом оборудовании. Например, современные станки с ЧПУ требуют базовых знаний в области программирования, управления и обслуживания сложных систем. Помогает нам в обучении таких специалистов именно наш партнер. Кроме того, специалисты, работающие на заводе, могут получить в магистратуре ВИТИ и вторую ступень высшего образования. Другое направление нашей с вузом совместной работы связано с созданием и эффективным функционированием Ресурсного центра для подготовки отечественных и иностранных студентов. Завод «Атоммаш» является одной из площадок этого центра. На текущий момент практико-ориентированное обучение в Ресурсном центре прошли около 600 иностранных студентов более чем из 15 стран мира. На нашей площадке будущие специалисты получают уникальную возможность изучить конструкцию и эксплуатационные особенности оборудования АЭС, а также методы неразрушающего контроля качества на полномасштабных образцах. На действующей атомной станции такой возможности по понятной причине нет.
Еще одна из наших лучших практик – это программа «Зеленая трава». Она запущена с 2017 года. Ребята, студенты 3-4 курсов технических специальностей, еще учась в вузе, по желанию и рекомендациям самого вуза целенаправленно приходят к нам на завод на стажировку, а затем уже принимаются на работу в качестве специалистов. Для них организуются базовые и углубленные обучающие курсы, выбирается наставник и формируется программа стажировки. По окончании этой программы мы принимаем молодых специалистов на работу. В пример могу поставить Викторию Винийчук, в 2017 году была принята в качестве стажера, а уже в этом году Виктория занимает должность инженера по качеству 1-й категории, является утвержденным наставником Филиала – передает свои знания и навыки молодым специалистам! Или Вячеслав Виданов, также был стажером, а сейчас работает инженером-технологом и наряду с высокопрофессиональными экспертами проводит консультационное обучение работникам станочных профессий по теме «Современный режущий инструмент». В этом году мы приняли 10 студентов по программе «Зеленая трава».
Где «Атоммаш» берет новые кадры рабочих специальностей?
Здесь мы опять же теснее всего работаем с техникумом ВИТИ НИЯУ МИФИ, который выпускает техников по различным специальностям. Наверное, самыми востребованными на заводе являются выпускники специальностей «Технология машиностроения» и «Сварочное производство». У нас, к слову, есть совместно разработанная и реализуемая программа по подготовке сварщиков, учитывающая требования стандартов WorldSkills. Эта профессия одна из самых важных и ответственных на заводе. Подтверждением высокой квалификации наших сварщиков являются регулярные победы на всероссийских и международных соревнованиях профессионального мастерства. На заводе есть потребность и в рабочих кадрах, в частности, станочниках, поэтому мы сотрудничаем и с другими техникумами, которые осуществляют подготовку именно рабочих. Практику ребята проходят на нашем заводе. А после получения профессии станочника, мы принимаем их подручными по второму разряду, с заработной платой от 20 тысяч рублей. При этом ребята имеют возможность продолжить обучение в учебном заведении по квалификации «техник». Получаемая ими зарплата является хорошим дополнением к стипендии, а приобретенный опыт позволяет быстрее освоится в профессии, и после окончания техникума получить допуск к самостоятельной работе на конкретном оборудовании.
Часто слышу, что на завод достаточно трудно устроиться, что всё «по блату» и просто не пробиться. Это не так и я хочу пояснить и еще раз подчеркнуть, что нам нужны квалифицированные специалисты и работники, которые хотят здесь трудиться и развиваться, и развивать свое предприятие. Ситуация, когда человек устроился, а через полгода/год ушел – нас не устраивает. Нам нужны надежные и ответственные работники с долгосрочной перспективой. Поэтому у нас существует тщательный отбор кадров.
Будет ли завод инвестировать не только в производство, а в развитие города?
Если предшествующие 8 лет мы занимались отстраиванием технологических процессов, то теперь пришло время и для благоустройства. Через три года облик завод будет не узнать. Изменятся сами корпуса – цвет «бирюзового моря» станет немного другим, стены завода будут ярче и красивее, ведь планируем заменить облицовку корпуса на более современные материалы. В 2020 году началось благоустройство территории завода со стороны Жуковского шоссе, в ближайших планах - реконструкция здания Инженерного центра (бывшей фабрики-кухни – «Блокнот»), новый облик приобретет и сквер перед главной проходной завода. В конце этого года вдоль Жуковского шоссе начнется строительство новой парковки. С современных 800 машиномест парковочная зона вырастет до полутора тысяч мест. Город уже выделил землю для обустройства новых парковок. Отдельная парковка будет построена и для рабочих «НоваВинда» рядом с корпусом №4. С противоположной стороны от завода появится автомобильный терминал для большегрузного транспорта. Это будет большая парковка со всеми удобствами, чтобы водители грузовиков с комфортом ожидали своей очереди. Но тут надо понимать, что бесконечно увеличивать машиноместа на парковках мы уже физически не можем. И здесь к нам на помощь приходит Администрация Волгодонска, мы совместно работаем в направлении оптимизации работы общественного транспорта.
Как «Атоммаш» видит свое сотрудничество с городом? Компания готова вкладываться в проекты по благоустройству, наподобие фонтана в сквере «Дружба» и развитию социальной сферы Волгодонска?
Волгодонск и «Атоммаш» - это одно целое. Город и завод являются близкими партнерами, поэтому сотрудничество между Волгодонском и «Атоммашем» будет только крепнуть. Отдельное спасибо Администрации города, за то, что направляет свои усилия на привлечение инвестиций, создание и поддержание комфортных условий жизни для горожан, для предотвращения оттока населения из города. В свою очередь отмечу, что компания «АЭМ-технологии» заинтересована в том, чтобы Волгодонск был красивым и удобным для жизни городом и готова вкладываться в его развитие. Мы готовы участвовать самых различных городских проектах. В 2018 году мы восстановили исторический облик «Сквера машиностроителей», который был разграблен в 90е годы. В прошлом году Атоммаш принял участие в большом проекте по реконструкции сквера «Дружба», с нашим участием были восстановлены аллеи сквера. И в этом году мы сделали подарок городу, установив в сквере «Дружба» первый в городе плоскостной фонтан, открытие которого состоялось в самом начале сентября. Также сейчас вместе с нашим профсоюзом мы восстанавливаем нашу футбольную команду, ведь клуб «Атоммаш» в свое время блистал на футбольных турнирах в 80-е годы. Команда уже сыграла в первенстве города и есть первый победный результат.
Справка:
Ровшан Аббасов в 2002 году закончил «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» по специальности «Менеджмент предприятия» с квалификацией «Менеджер производственного предприятия». Он получил профессиональный и управленческий опыт в компании Caterpillar, где прошел путь от помощника мастера до начальника управления по планированию. С 2006 года работает в атомной отрасли на «Ижорских заводах», а в 2008 году Ровшан Аббасов был назначен генеральным директором крупного чешского производителя трубопроводной арматуры для атомной промышленности АRАКО, входящего в «Атомэнергомаш». На этом посту он успешно выполнял функции по повышению эффективности деятельности завода. Также, в период с сентября 2012 года по март 2014 года, работал в должности заместителя директора филиала ОАО «Петрозаводскмаш». С 16 ноября 2015 года Ровшан Аббасов приступил к работе в должности директора Филиала АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в Волгодонске.
До 1986 года «Атоммаш» произвел и отгрузил 7 реакторов, еще 6 корпусов реакторов осталось невостребованным на производственной площадке завода. С 2014 года «Атоммаш» изготовил и отгрузил заказчику 3 реактора и 26 парогенераторов. В августе 2020 года на первом блоке Белорусской АЭС были загружены первые тепловыделяющие элементы в активную зону реактора ВВЭР-1200. Белорусская АЭС в Островце стала первой атомной станцией после 1986 года, основное оборудование для которой было сделано в Волгодонске.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск