Волгодонск Пятница, 26 апреля

Как выглядели первые мосты через Дон в Волгодонске

Первые мосты через Дон между Волгодонском и Цимлянском были перекинуты еще до окончания строительства Цимлянской ГЭС.

Волгодонцы  часто называют закрытый мостовой переход через Дон у Цимлянской ГЭС «старым мостом».  Но у него был и предшественник – наплавной мост, через который в период строительства гидроузла осуществлялась связь между правым и левым берегами Дона.

Именно с прокладки сети автомобильных и железных дорог началось строительство Цимлянской ГЭС. Проект гидроузла предусматривал наличие постоянного железнодорожного мостового перехода по водосливной плотине ГЭС и более низкого автомобильного моста. Пока же плотина строилась, в районе котлована гидроузла были сооружены два временных моста. 

Первым из них стал автомобильно-пешеходный переход через реку. Его перекинули через Дон с помощью наплавного моста. На воде мост держался за счет стальных лодок-понтонов. По мере необходимости мост могли размыкать для пропуска рабочих катеров и земнарядов.

К мосту вела единственная на много километров вокруг дорога с асфальтобетонным покрытием. Она проходила через всю строительную площадку от станции Добровольская до станции Цимлянская. Эта дорога, за исключением короткого участка в районе ГЭС, по-прежнему используется и отрыта для свободного проезда. 

Всего же за три года в районе Цимлянского гидроузла построили 165,5 километров грунтовых и асфальтобетонных дорог.  Для автомобильных перевозок грузов и пассажиров чаще всего использовались грунтовые дороги. От железнодорожной станции Зимовники к поселку Ново-Соленовский было проложена грунтовая дорога протяженностью в 60 километров. Еще одна дорога соединила Зимовники с Большой Мартыновкой.

Железнодорожный мост оказался более капитальным и долговечным. Его на 60% построили из дерева. Деревянными были сваи, опоры и часть пролетов моста. На фарватере реки, в наиболее глубоком месте,  длина пролетов была увеличена, для усиления конструкции моста были сооружены поддерживающие его фермы. По мосту проложили одну колею железной дороги.

Мост стал частью временной железнодорожной линией протяжностью в 20 километров, которая соединили станцию Цимлянскую на правом берегу Дона со  станцией Добровольской (будущая Волгодонская).  После постройки плотины большая часть временный железнодорожный путей разобрали, взамен них был уложен постоянный железнодорожный путь по плотине. Регулярное движение по этой дороге открылось как раз 26 июля 1952 года.


DSC_0579.JPG

Наплавной автомобильный мост

DSC_0578.JPG
Железнодорожный мост

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
мостВолгодонскистория
12
0
Народный репортер + Добавить свою новость