Волгодонск Среда, 01 мая
Общество, 28.06.2023 14:40

«Один выходной и пенсия в 38»: экс-солистка балета поделилась тайнами закулисья

В прошлом солистка балета, доцент кафедры хореографии, а в настоящем – создатель балетной школы в Волгодонске Татьяна Грязнова в рубрике «Лица города».

В мир балета попасть непросто, а еще сложнее в нем продержаться. Один выходной, упорные занятия, гастроли, травмы, но невероятная закалка и хорошая физическая форма на все годы. Что такое балет, почему он сложен, но и прекрасен одновременно, какие подводные камни кроются в балете и как он делает жизнь ярче рассказала основательница балетной школы в Волгодонске, в прошлом солистка балета и выпускница хореографического государственного училища Татьяна Грязнова.

Расскажите о себе. Откуда вы родом?

Меня зовут Татьяна Владленовна Грязнова. Родилась я на Украине в 1970 году в городе Днепропетровск. Училась в Пермском хореографическом государственном училище в период с 1981 по 1989 год. Потом работала в театрах солисткой балета. С 2006 по 2018 год преподавала в институте в Волгограде на кафедре хореографии. Дослужилась, скажем так, до доцента.

Как вы попали в Волгодонск?

В Волгодонск мы переехали в августе 2018 года. Если честно, на тот момент уже хотелось что-то поменять в своей жизни. 12 лет работы в институте забирают очень много энергии. Как раз к этому времени сын оканчивал школу, и решил поступать в Волгодонск в МИФИ. Меня пригласили в один из Дворцов культуры Волгодонска. Я согласилась. Так мы и попали сюда.

А почему не продолжили работать в ДК? 

Работая в ДК я поняла, что это не мое. Я все время находилась в структуре обучения. То есть сама училась, потом еще в театре, в институте преподавала. В ДК немного все не так построено, как я привыкла. Мне хотелось больше давать школу детям. Поэтому, когда была пандемия, я села, хорошо подумала и рискнула уйти и начать свое.

Расскажите о своем детстве. Как вы учились в школе?

В общеобразовательной школе я проучилась до третьего класса. Училась хорошо, четверки и пятерки. Особо проблем не было. Параллельно я ходила в балетную студию, где у нас преподавала артистка балета Днепропетровского театра. И она порекомендовала родителям отдать меня в профессиональное хореографическое училище. И вот в 9 лет я уехала из дома в Пермь и жила в интернате восемь лет.


С какими сложностями вы сталкивались?

Первые полгода было очень тяжело. Плакала, но не бросила. Сложности возникали в первую очередь бытовые. Дома то за меня все делали родители, а тут мы сами себе все стирали, пришивали, штопали. Это сейчас просто, если что-то порвалось, идешь и новое покупаешь. Нам во время обучения выдавали мягкие балетные туфли и когда в них появлялись дырки, мы штопали. У нас и мальчики умели это делать, и девочки. Тяжело пока маленький, потом привыкаешь.

Как проходило ваше обучение?

Мы жили в интернате, через дорогу от которого само хореографическое училище. У нас проходили вперемешку общеобразовательные и специальные предметы. С 9 часов мы начинали учиться. Столовая у нас была в училище, то есть мы утром просыпались, умывались, переодевались, приходили в главный корпус, завтракали и начинались предметы. Могли быть два урока, к примеру, математика и русский, потом мы шли на классический танец, после классического танца какая-нибудь литература и иностранный язык. Затем снова переодевались на историко-бытовые или на дуэтные танцы. И, получается, в 9:00 часов мы начинали уроки, до 17:00 где-то мы учились, а после были еще репетиции. Часов в 20:00 у нас все заканчивалось.


Как часто вы виделись с родителями во время обучения?

Летом приезжала домой на полтора месяца. Зимой иногда у нас были каникулы. В то время каникулы были с 10 по 20 января. Не всегда получалось приезжать домой, ездила к родственникам в Москву. С родителями разговаривали, наверное, раз в две недели по телефону. Заказывали междугороднюю связь по талончикам. Письма писали.

Как же они вас отпустили?

Не знаю. Переживали, но отпустили. Наверно, я очень сильно хотела.

Был ли у вас кумир в детстве?

Вы знаете, по тем временам, доступ к телевизорам и прочему не такой был, это были 70-80-е годы. Я не могу утверждать, сама не помню, но говорят, увидела Плисецкую в Лебедином озере и застыла около телевизора. Нет, наверное, кумира не было. Уже когда в училище поступила, там больше знали балерин, а пока маленькая была, нет. Просто нравился балет.


Во сколько лет вы начали заниматься балетом?

В шесть. В советские времена раньше шести лет не брали никуда. Ни в спорт, ни в хореографию. То есть был закон, и я отчасти с ним согласна. Потому что к шести годам формируется сознание ребенка, формируется скелет. То, что сейчас идут с двух лет, честно, очень странно.

Разве гибкость не развивается с самого детства?

Когда я поступала в училище хореографическое, там был отбор - на одно место 36 человек. Из 36 человек, естественно, отбирались те, кому не надо это развивать, у кого это было природное. Мы с мужем как-то сидели, подсчитывали, ради интереса, в советские времена выпускалось 30-40%. Остальные отсеивались по мере обучения. То есть если у девочки вес начинал прибавляться, в пубертатный период, либо рост. Мой рост был на грани. В то время я считалась уже высокой. Выпускники готовились только в театры.


Что было после училища?

Потом я поехала работать в Днепропетровский театр. После работала в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, в Саратове. Ездили на гастроли по России и за границу.

Насколько в балете важно актерское мастерство?

У каждого, кто оканчивает училище, в дипломе написано: артист балета. То есть актерское мастерство - это одна из составляющих профессий. Урок актерского мастерства обязателен во всех хореографических училищах. Начиная с драматического спектакля, заканчивая отрывками из балета.


Есть ли в балете возрастной предел?

На пенсию уходят в 38 лет. Иногда чуть раньше. Бывает, конечно, что танцуют после 38. Но опять же, балет – искусство молодых. Если выходит Джульетта, которой за 50, согласитесь, не очень. Надо вовремя уходить.

Часто ли бывает такое, что балерины покидают сцену из-за травм?

Да. И у меня были травмы. С коленями проблема, со спиной тоже. Иногда вот до сих пор на уколах. Балет, отчасти, травмоопасный.

Что для вас балет?

Балет – это состояние души. Это возможность передать какие-то мысли и чувства, не стесняясь. Если ты стесняешься или боишься что-то рассказать, то на сцене ты можешь это выразить. На сцене, не важно, артист балета или просто актер, ты проживаешь несколько жизней. Порой некоторые вообще противоположны реальной жизни. Перед театром вообще преклоняться надо. Театр надо уважать, сцену надо уважать и зрителей тоже. Тогда все будет складываться хорошо.


В каких спектаклях вы играли?

Перетанцевала всю классику. Танцевала балеты Григоровича. Когда мы работали в Екатеринбурге, мне посчастливилось поработать с нашим великим балетмейстером Юрием Григоровичем. Я думаю те, кто увлекается балетом, знают о нем. Он ставил в Екатеринбурге «Легенду о любви». Работать с ним – незабываемо.

Какой спектакль ваш самый любимый?

Наверное, «Спартак». Во-первых, музыка мощная. Во-вторых, мне посчастливилось танцевать в нескольких редакциях, в нескольких театрах. Он зрелищный, сильный. Люблю, конечно, классику. К примеру, «Лебединое озеро». Но вот из любимых все же «Спартак».

Как на ваш взгляд со временем изменился балет?

Балет очень сильно продвинулся вперед. Я вышла на пенсию и после меня поколение уже тоже готовится к выходу на пенсию. Вот в наше время не было задачи поднять высоко ногу. Было больше эстетики, было больше актерского мастерства. Сейчас это немного все уходит. В мое время, когда я училась в Перми, художественным руководителем была Людмила Сахарова. Сейчас в Перми директор училища ее внучка. И вот Людмила Павловна Сахарова говорила: «Дуры не танцуют». То есть в первую очередь человек выходит на сцену, и показывает, что у него есть за душой. Если у него есть что сказать, на него смотреть интересно. Если у него в голове и душе пустота, это уже просто ряд физических упражнений. Поэтому надо учиться, надо читать, надо смотреть. Помимо балета надо интересоваться литературой, надо интересоваться архитектурой, музыкой.


Как вы относитесь к современным танцам?

Я отношусь положительно. Всему есть место под солнцем. Просто для меня это немного чуждо. Но что-то мне нравится, что-то я не понимаю. Но опять же, не значит, что это плохо. Нет. Просто не мое.

А вот сейчас глядя на известных балерин, можете сказать, есть ли у вас кумир?

Из танцующих на данный момент, гениальная Терешкина в Мариинском театре. Она уже, скажем так, тоже почти пенсионерка. Из молодых Воронцова, тоже в Питере она. Хотя, не скажем, что прям молодая, ей около 30. Рената Шакирова в Мариинском театре, вот она молодая, она лет пять танцует. Есть блестящие девочки, есть звезды. Есть умные. Одна из самых интеллектуальных балерин нашего времени, для меня, она ушла на пенсию - это Ульяна Лопаткина. 

А много ли вообще балерины зарабатывают в театре?

Смотря в каком театре и какая балерина. Когда работала я в советское время, я пришла на 110 рублей. Потом, когда появилась запись в трудовой книжке про то, что я солистка театра, была зарплата 300 рублей. Такие деньги по советским временам, это было очень много. А потом, когда все развалилось, честно говоря, многие талантливые артисты, и мужчины, и женщины, просто ушли из театра, потому что очень тяжело было.


Как к вам пришла идея создания своей школы балета?

Когда началась пандемия, мы все сели дома. Наверно, у всех было время о чем-то подумать. Многие что-то потеряли, что-то приобрели, и я на тот момент уже была уверена, что сделала не совсем правильный шаг, когда уехала из института, из Волгограда. Точнее, я поняла, что ДК это точно не мое. Поскольку мы уже здесь купили дом, на тот момент, муж сказал: «давай делать свое». И мы нашли помещение. За лето сделали ремонт и в августе мы открылись в 2020 году.

Какие у вас есть возрастные группы?

Я набираю деток с четырех лет. У меня одна группа 4-5 лет, группа 6-7 лет. Есть группа 8-10 лет и 11-12 лет.

 

Тяжело?

Одной тяжело. С малышами тяжело работать. Я больше привыкла со взрослыми детьми работать, с малышами тяжело.

До какого возраста девочка у вас может заниматься балетом?

Я рассчитываю до 9 класса. Не все же связывают свою жизнь с хореографией. Дети идут в институт, у них у всех репетиторы. Если кто-то захочет дальше, я с радостью.

Вы даете какие-то сертификаты или дипломы?

Нет. Если ребенок хочет куда-то поступить, после меня он поступит без диплома и сертификата.

 

Мальчиков приводили на занятия?

Да, у меня было два мальчика. Но одному, по семейным обстоятельствам, пришлось уйти, они в новом городе сейчас занимаются. И остался один мальчишка, старшая сестра его у меня занимается. Но так как он один, мы его отдали в акробатику. И у него сейчас неплохо идут дела в акробатике.

А как вы относитесь к высказываниям, что мужчинам не место в балете?

Начнем с того, что у меня муж артист балета. Я проблем не знаю. Если надо что-то приготовить, убрать, зашить или пришить, испечь это все делается. При этом, мы понимаем друг друга. Все вот эти разговоры, которые ходят — нет. Моему мужу 57 лет исполнилось. У него до сих пор восемь кубиков. У него тело тренированное. И мужчины — артисты балета, выглядят намного лучше. Они дольше сохраняются, потому что все равно это закалка. И реально дома для быта артист балета может делать все.

 

Родители – артисты балета. А не хотел ли сын не хотел пойти по вашим стопам?

Нет, он сразу сказал, что балетом заниматься не будет. Я думаю из-за того, что когда ему было 2,5 месяца, я уже танцевать начала. Глупость, конечно. Сейчас я это понимаю. Но все время кажется, что ты в последний вагон заскакиваешь. Он у нас рано начал читать, рано с математикой дружить начал. Мы уже шли в школу, он знал углы острые, тупые, отрезок. Ну и мы решили, пусть будет умным. В семье один не артист. Сейчас ему 22 года. Он оканчивает МИФИ. Учится хорошо, на пятерки.

А как вы познакомились с мужем?

Муж тоже пермяк. Он меня старше на пять лет. Когда я была маленькая, они были уже, ну для нас они тогда казались, взрослыми. То есть я его помню по училищу. А потом мы уже встретились, когда он уехал Нижний Новгород. Я ведь после Днепропетровского театра тоже туда уехала. Вот там и встретились.


Что дает занятие балетом?

Любительское занятие балетом, как у нас в студии, это на самом деле, прежде всего осанка. Это грамотная работа телом, управление телом, управление мышцами. Потом ребенок занимаясь любым видом хореографии, выходя на сцену, чувствует намного увереннее себя. Балет, ко всему прочему, дисциплинирует и закаляет характер. Потому что постоять у станка и потянуть ноги, это не каждый выдерживает. Это довольно таки тяжело и скучно.

Текучка большая у вас?

Ну, есть. Кто-то приходит, позанимается, не понравилось - уходит. Кого-то зацепило. Но я не удерживаю, потому что, на самом деле, если это не твое, насиловать нельзя. Это и ребенок будет нервничать, и родители. В итоге ничего хорошего. Но те, кто в какой-то момент смогли себя пересилить и остаться, они уже не уходят.

 

Сколько нужно времени, чтобы себя пересилить?

У всех по-разному. Кто-то уже в шесть лет начинает получать удовольствие. Вот у меня сидят детки, тянут ноги и они видят, что у них линия красивая и они аж трясутся. И я вижу, что они уже удовольствие получают.

Где вы участвовали, в каких городах были?

Наград у нас за три года, в принципе, довольно много и разных достоинств. От первого места до третьего. Есть гран-при. Были и просто дипломы участников. Это нормально, через это все проходят. Мы не забираем все первые места, потому что дети себя по-разному чувствуют, выходя на сцену. В Ростов-на-Дону мы часто ездим, ездили в Сочи, в Каменск-Шахтинск.


Как вам Волгодонск?

Перед тем, как сюда переезжать, мы приехали в мае с мужем, нас повозили и покатали по городу. Нам город очень понравился. До этого я приезжала в Волгодонск пару раз, я была в жюри на конкурсах. Нас подкупила чистота на тот момент, порядок, цветы на въезде в Волгодонск. И вот, наверное, как бы, такая ностальгия по молодости. То есть мы вернулись в 90-е годы. То есть город, который остался в 90-х. На тот момент это подкупило. Сейчас цветы куда-то пропали, порядка стало меньше. Дороги тоже куда-то уходят из под ног. Ну мост хоть строят.

Не было в планах переехать из Волгодонска?

Нет. Знаете как, за сыном постоянно ездить не будешь. Я уехала из дома в 9 лет, муж так же уехал из дома рано, сам он из Волгограда. Мы сюда приехали за сыном, потому что нас пугали тем, что очень тяжело учиться. Думали, что будем помогать. Но сын год пожил с нами и ушел на съемную квартиру. Это первое. Второе, детей не бросают. Сейчас, на данный момент, три года нашему коллективу. Я не жалею о том, что мы приехали, о том, что прошли через эти сложности. Любой опыт дает положительный результат. Зато я точно сейчас знаю, чем я не хочу заниматься, и чем я хочу заниматься. У меня коллектив хороший собрался, начиная от родителей, заканчивая детьми. Мне доверились. Поэтому нет, никуда не уедем.

Как вы проводите свободное время?

Честно говоря, его не так много. Все-таки когда свое дело, это занимает много времени. То костюмы надо подшить, то еще что-то, занятия, поездки. Ездим на природу иногда, здесь красиво.

А в молодости как было?

Свободного времени у балерин нет. У нас был выходной понедельник и разрывной рабочий день. Каждый день уроки у станка, не важно, звезда ты или нет. Вечером либо репетиции, либо спектакли. Это каждый день, кроме понедельника. Отпуск у нас был 28 рабочих дней.

Инна Еремеева

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
новостиВолгодонсклица городаинтервью
2
0
Народный репортер + Добавить свою новость