Волгодонск Воскресенье, 28 апреля
Общество, 16.08.2023 16:20

Отец аэропорта и троллейбуса: о Михаиле Тарелкине в Волгодонске вспоминают незаслуженно редко

Недалеко от входа на старое кладбище Волгодонска находится скромная могила. На аллее почетных захоронений стоит обычное надгробие черного цвета со скромной надписью, которая ничего не скажет непосвященному человеку: «Тарелкин Михаил Федорович 10.07.1929 – 2007.03.09».

Этот тихий уголок городского некрополя стал местом упокоения человека, внесшего большой вклад в развитие Волгодонска и нового города в особенности. Михаил Тарелкин возглавил «Атоммаш» в годы его строительства и запуска, во многом принятие тогда решения и стратегии развития определили облик нашего города. Михаила Тарелкина справедливо относят к числу первостроителей нового города.

Родился Михаил Тарелкин на востоке Белоруссии в 1929 году. За четыре года до его рождения Могилевскую область, где прошло девство будущего директора «Атоммаша», по настоянию местных националистов переделали из состава Российской Федерации в Белорусскую ССР. К началу Великой Отечественной войны семья Тарелкиных: мать, сын и четверо детей жили в Могилеве. Летом 1941 года фронт двигался на восток слишком быстро, и семья Тарелкиных эвакуироваться не успела. Настали черные годы оккупации. Отца Михаила - Федора призвали в армию еще до прихода немцев. В 1944 год он погиб.


Миша с детства тянулся к техническим наукам, до дыр зачитывал попадавшие в руки книги и журналы. Во время войны в одном из разрушенных домов он нашел журнальную статью со схемой устройства радиоприемника из подручных материалов. Но до конца план строительства собственной радиостанции доведен не был: не хватало деталей, а немцы за обладание радио могли расстрелять.

После войны и окончания школы способный юноша поехал в Минск поступать в политехнический институт. По итогам экзаменов из-за огромного конкурса на места и из-за недостатка образования в годы войны по основному списку в вуз Михаил Тарелкин зачислен не был. Но один из профессоров обратил внимание на талантливого паренька из глубинки и рекомендовал зачислить его в институт по дополнительному списку.

В политехе Тарелкин изучал не горячо любимое радиодело, а теплотехнику и устройство тепловых электростанций. После окончания вуза на отлично его распределили работать в Таганрог на завод «Красный котельщик» - ведущего в Союзе, а сейчас и в России, производителя котельного оборудования для тепловых электростанций. На заводе Тарелкин прошел путь от рядового инженера до главного конструктора. Принимал участие в строительстве тепловых электростанций по всему СССР, а также в Польше, Индии, Китае.

В 70-е годы «Красный котельщик» стал одним из ведущих поставщиков кадров для нового завода «Атоммаш» в Волгодонске. Тогда в нашем городе быстро возникла настоящая диаспора из Таганрога. В 1975 году молодому главному конструктору завода Михаилу Тарелкину предложили возглавить «Атоммаш». С учетом важности завода, это был настоящий карьерный взлет.

«Атоммаш» Михаил Тарелкин возглавлял с 1975 по 1978 годы. Принимал он завод строящимся предприятием, а сдавал – действующим заводом. Когда он приехал в Волгодонск, в штате завода числилось 73 человека, а в 1978 году – 8 тысяч человек.



Встреча делегации из ГДР. Михаил Тарелкин на фото справа. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.

Помимо руководства предприятием, Михаил Тарелкин оказал огромное влияние на развитие города. Он деятельно добился строительства в Волгодонске нового аэропорта, троллейбуса, поставку в город деталей домов улучшенной планировки. Сам ставший волгодонцем всего несколько лет назад, он понимал, что в новый город люди будут ехать не только ради карьеры и зарплаты, но и за комфортной средой. За менее чем полтора года Тарелкин смог раскрутить прежде буксовавший механизм огромной стройки и обеспечить сдачу в 1976 году первой очереди завода.

В 1978 году пик карьеры Тарелкина неожиданно проходит. Новым директором завода назначается ленинградец и выходец из оборонно-промышленного комплекса Валерий Першин. За вклад в строительство завода в 1979 году Михаил Тарелкин получает престижный Орден Трудового Красного Знамени.

Вся дальнейшая карьера Михаила Тарелкина все равно была связана с «Атоммшем». Ко всему прочему, Тарелкин оказался настоящим эрудитом со знанием 10 языков. После 1978 года он работал на заводе первым заместителем генерального директора по планированию качества, помощником генерального директора, ведущим инженером-переводчиком. На заслуженную пенсию он вышел в 1996 году. Впрочем, тогда для «Атоммаша» настали тяжелые года.

Сердце Михаила Тарелкина перестало биться 3 сентября 2007 года.



Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
кладбищеМихаил ТарелкинАтоммаш
4
0
Народный репортер + Добавить свою новость