Волгодонск Среда, 15 января
Общество, 22.06.2016 13:33

По дороге домой мы увидели балку, забитую телами погибших солдат – Лидия Биденко

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Началась самая страшная в истории России война. К Ростовской области линия фронта подошла к октябрю 1941 года. 17 октября пал Таганрог, через месяц упорных боев в пригородах города немцы вступили в Ростов.

Но уже через неделю немцы в ходе одного из первых успешных наступлений Красной Армии были выбиты из Ростова, фронт вновь откатился на реку Миус. Неустойчивое равновесие на фронте продолжалось до июля 1942 года, когда после поражения наших войск под Сталинградом линия фронта за два месяца откатилась к Волге. В результате вся Ростовская область на 5-6 месяцев – с июня-июля 1942 года по январь-февраль 1943 года – оказалась под оккупацией. Впрочем, сплошная линия фронта, в нашем представлении это многокилометровые ряды окопов и колючей проволоки, существовала далеко не везде. К востоку и юго-востоку от Зимовников и железной дороги Пролетарск - Сталинград, в сальских, калмыцких и астраханских степях наши и немецкие войска занимали только отдельные опорные пункты, а сами степи и полупустыни были вполне проходимыми. Отдельные диверсионные группы с нашей стороны от Астрахани просачивались к железной дороге, немцы, в свою очередь, постоянно тревожили наши гарнизоны вдоль строящейся железной дороги Кизляр - Астрахань.

Освобождение Ростовской области началось после окружения немецких и союзных им войск под Сталинградом. В начале января 1943 года фронт дошел до границ области. 1 января немцы и румыны были выбиты из Дубовского, через несколько дней из станицы Цимлянская и Морозовска, 9 января в ходе упорных боев от немцев были очищены Зимовники, через месяц, 14 февраля, был освобожден Ростов-на-Дону. Под оккупацией до начала осени 1943 года оставалась часть Ростовской области вместе с Таганрогом. После прорыва Красной Армии Миусс-фронта — многоэшелонной линии немецких укреплений вдоль одноименной реки – 30 августа 1943 года был освобожден Таганрог.

Свидетельницей ожесточенных боев стала волгодончанка Лидия Петровна Биденко. Родилась она 21 апреля 1937 года в хуторе Петухов Зимовниковского района, в 15 километрах от современного Волгодонска. Лидия Петровна прислала в редакцию «Блокнота Волгодонска» краткие воспоминания о военных годах. Мы публикуем их в авторской редакции с небольшими сокращениями и правками.

фотография.jpg

Лидия Биденко, фотография конца 50-х годов

Когда началась война, мне было три года. Первое воспоминание — это жутких страх, после того как нам объявили, что через час в поселке начнется бой. И тут же появились огромные танки, а на них много солдат. Мне было очень страшно, я сильно кричала от этого гула. Вся моя семья отправилась пешком в соседний поселок. По дороге нас дважды чуть не постреляли, вокруг рвались снаряды, бомбили самолеты. Несколько немецких самолетов было тут же сбито, они взрывались и горели.

Пришли мы без запаса продуктов, голодали. Солдаты нас кормили соевым буданом (будан — уха с мучной подболткой, слово калмыцкого происхождения - «Блокнот»). Ходили мы попрошайничать. Давали кто лист капусты, кто кусок тыквы.

Вскоре (после того как линия фронта переместилась к востоку - «Блокнот») мы отправились домой. По дороге мы увидели страшное зрелище: балку, полную тел убитых солдат, а рядом — горевшую технику. В Петухове выяснилось, что наш дом был наполовину разбит, поэтому жить пришлось в соседнем доме. Погибших солдат свозили большими возами в одну могилу. Туда клали и русских, и немцев. Вспоминаю, что во время боев река Сал переходила из рук в руки шесть раз.

Немцы относились со всеми жестоко. Вырубили все деревья, забирали продукты. Однажды положили меня вниз лицом на землю и хотели раздавить танком, а кого-то сжечь в сарае.

Не было у нас ни ужина, ни завтрака, ни обеда. Нашим домом стали сырые погреба и окопы, спали мы одетыми. Нас заедали вши, в итоге от них заразилась чесоткой. Бабушка купала нас в керосине.

Отца не стало рано. Он умер от тяжелого ранения уже дома. После войны голодали. Нашей едой были лебеда и перекати-поле.

Родила троих прекрасных дочерей, мне не стыдно гордиться ими. У меня четыре внука, одна внучка, одна правнучка и три зятя. Почти 30 лет пою в хоре. Хор наш ведет заслуженный работник культуры Григорий Дрыжаков.

Депутат «Справедливой России» Олег Пахолков объявляет о сборе 100 тысяч подписей под заявлением «Требуем закон Дети Войны». Тысячи людей со всей страны шлют письма за принятие закона «О детях войны». Чтобы вопрос сдвинулся с мертвой точки, нужны сотни тысяч подписей! Внести свой вклад в правое дело можно прямо сейчас. Для этого необходимо заполнить петицию. Адрес, куда необходимо отправить петицию: Город Москва, Охотный ряд, дом 1. Госдума РФ. Партия «Справедливая Россия». Олегу Пахолкову.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: "Чтобы помнили" россошанцы  Рубрика «Чтобы помнили»  
Великая Отечественная войнахутор ПетуховЗимовниковский район
0
0