Волгодонск Суббота, 27 апреля
Общество, 16.09.2020 13:01

«Пока мы помним, они живы»: волгодонцы вспоминают жертв теракта 1999 года

Волгодонцы вспомнили тот самый день, разделивший их жизни на «до» и «после».

16 сентября 1999 года - дата, которая останется навеки в сердцах жителей Волгодонска. В 5:57 утра у жилого дома №35 по улице Октябрьское шоссе взорвалась грузовая машина, начиненная взрывчаткой. Мощность взрывного устройства составила порядка 1 500 килограммов в тротиловом эквиваленте. 19 человек погибли, а 1 045 - признаны пострадавшими. По силе разрушения теракт в Волгодонске признан одним из сильнейших в России. Взрыв разрушил половину дома, вылетели окна и двери, обрушились перекрытия и лестничные проемы. Взрывная волна задела еще 37 домов.

Каждый год с 5:40 утра возле памятного знака жертвам теракта на Гагарина, 56А, начинается Вахта памяти и церемония возложения цветов. Уже 21 год подряд сюда приходят не только первые лица города и сотрудники всех оперативных служб, но и люди, чья жизнь кардинально изменилась после террористического акта — жители взорванного дома и ближайших домов. В этом году, из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, людей собралось меньше, но все они хранят память об этом дне в своем сердце.


Сильнейший взрыв был слышен во всех уголках маленького города. Горе людей, потерявших своих близких в этот чудовищный день, разделяют все горожане. Спустя долгое время волгодонцы, пережившие теракт, вспоминают о нем, как о страшном сне. Жительница дома №50 по улице Гагарина Ольга Титарева рассказывает, что после взрыва среди волгодонцев не наблюдалось абсолютно никакой паники. Все спокойно помогали друг другу, разбирали завалы, но не наводили панику.

- Я живу рядом в доме №50 по улице Гагарина. Весь этот ужас происходил на моих глазах. Без пяти шесть мы проснулись от взрыва, от крика, от шума. Стекла летели во все стороны. Все повыбегали из домов, квартир. Помогали — кто раненым, кто пожилым людям. Паники никакой не было, абсолютно. Мы таким дружным, сплоченным коллективом, три квартала, но без паники. Помогали друг другу выходить, выносили детей, выносили стариков на руках. Ну, конечно, это огромнейший ужас. Мы помним и чтим память. За памятником ухаживаем, поливаем каждый день почти. Пока мы помним, эти все люди живые. Память — это самое главное, память — это жизнь умерших.

6.jpg

Жительница Волгодонска Нина Кравцова проживала в том самом доме. Утро 16 сентября она помнит в мельчайших подробностях, хоть и после взрыва у нее была кратковременная потеря памяти. Этот теракт разделил их жизнь на "до" и "после". Он вычеркнул планы на будущее у нее, мужа и двоих детей.

- Я проживаю сейчас вот в этом доме. С 2002 года из-за теракта я получила инвалидность второй группы. С момента появления памятника я стараюсь присматривать за ним. Ухаживаю, насколько это возможно. В этот день, конечно, скорбно находиться на территории памятника, хотя здесь я прохожу каждый день. В тот день, когда прогремел взрыв, мы жили в четырехкомнатной квартире. С того момента я помню только страх и ужас в своих глазах, потому что видела, как сжимался воздух и проходил сквозь стены. Это все как-то так быстро произошло. Мы скооперировались все в коридоре. Пыль, ничего не видно, очень темно и холодно. Стены так ходили, их раскачивало так, что мы думали, что мы сейчас упадем вниз. Получилось так, что мебель вся с соседней квартиры влетела в нашу, забаррикадировала двери. Мы сумели открыть небольшое отверстие, муж нас всех высадил туда и мы побежали в пижамах по подъезду. В подъезде стояла тишина. Мы с дочерью, босиком, бежали с 9 этажа. Выбежали на улицу и не могли понять, что это такое. Что вообще происходит. В результате террористического акта получили контузию. Я потеряла зрение, слух, память. В тот момент, я не помнила, как меня зовут, как зовут детей. Я даже не могла поставить подписи, хотя проработала бухгалтером столько лет и каждый день расписывалась. В общем, теракт сломал жизни. Это забыть невозможно и нельзя, это отражается на здоровье и на воспоминаниях. А больше всего знаете, обидно за те планы, в которые мы верили. Дочь хотела поступать на высшее. Но, не осталось ни сил, ни возможности.

Инна Еремеева

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
новостиВолгодонсктерактпамять
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость