«Садоводы имеют полное право контролировать расход средств в СНТ»: Анатолий Долженко
Читайте также:
- 64-летняя волгодончанка погибла при пожаре в садоводстве «Донской сад» (24.01.2021 10:43)
- Волгодонцы возмутились огромной свалкой посреди садоводства «Рассвет» (05.10.2020 11:44)
- «Куда уходят наши деньги»: дачники «Волгодонского садовода» просят сделать дорогу (02.06.2020 20:04)
Общественник Анатолий Долженко ответил на вопросы садоводов, возникших после публикации в «Блокноте» заметки «Под видом коронавирусных ограничений в СНТ «Летний сад» нарушаются права садоводов».
На примере садоводства «Летний сад», членом которого он является, общественник рассказал, на основании каких нормативно-правовых актов, садоводы могут контролировать величину членских взносов и иных платежей в СНТ.
- Уважаемые садоводы, искренне благодарен вам за то, что вы так активно отреагировали на моё уведомление. Считаю своим долгом согласно ч. 6 ст. 181.4 Гражданского кодекса РФ предоставить вам иную информацию, имеющую отношение к делу согласно поступившим ко мне вопросам, - отметил он.
Кто осуществляет контроль над деятельностью правления и председателя СНТ?
Контроль осуществляется согласно согласно ст. 16. закона N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и в соответствии с уставом вашего садоводства. Для примера, согласно п. 9 части 1 устава СНТ «Летний сад» органами управления товарищества являются общее собрание его членов, правление товарищества и председатель правления.
Согласно п. 9 части 2 Устава СНТ, контроль над финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в том числе над деятельностью его председателя и членов правления, осуществляет ревизионная комиссия, избранная из числа членов товарищества общим собранием.
Согласно п. 9 части 3 Устава, учет в товариществе, ведение реестра членов товарищества, подготовка отчетности, учет работников, текущее и архивное делопроизводство, ведение кассовых и банковских документов организуется правлением товарищества.
Исходя из этих основополагающих норм закона N 217-ФЗ и Устава строится вся работа в СНТ?
Из федеральных органов контроль над СНТ могут осуществлять только прокуратура и налоговые органы. Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность СНТ за исключением разрешения земельных вопросов.
В чем главное нарушение закона N 217-ФЗ, допущенное председателем и правлением СНТ?
Согласно Уставу СНТ «Летний сад» ст. 10 п. 10.3.1. «в случае, если при проведении общего собрания членов товарищества по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 статьи 17 ФЗ N 217-ФЗ от 29.07.2017г., такое общее собрание членов товарищества не имело указанного в части 19 ст. 17 ФЗ №217 кворума, в дальнейшем решение такого общего собрания членов товарищества по тем же вопросам повестки может быть принято путем проведения очно-заочного голосования, в соответствии с утверждённым на общем собрании СНТ Положением».
Результаты очно-заочного голосования при принятии решений общим собранием членов товарищества определяются совокупностью:
1. Результатов голосования при очном обсуждении вопросов повестки общего собрания членов товарищества,
2. Результатов голосования членов товарищества, согласно бюллетеней по тем же вопросам которые стояли на повестке дня очной части собрания.
Согласно статьи 17 части 21 закона N 217-ФЗ в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования.
Согласно Уставу СНТ «Летний сад» ст. 10 п. 10.3. и 10.3.3. «решение о проведении заочного голосования принимает правление товарищества, если принятие такого решения не противоречит законодательству и Уставу товарищества».
Однако, правление СНТ «Летний сад» при организации проведения общего собрания в форме заочного голосования грубо нарушило права и законные интересы садоводов, членов СНТ, определённые Федеральным законом N 217-ФЗ, поскольку согласно ст. 17 части 22 Федерального закона N 217-ФЗ по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования на общем собрании в СНТ не допускается.
Это чисто правовая, формальная сторона вопроса, однако, она тянет за собой целую цепочку грубых нарушений правлением и его председателем ряд организационных вопросов и нормы действующего законодательства с посягательством на публичные права, и охраняемые законом интересы других лиц. Ни кому не допустимо даже под видом коронавируса игнорировать действующее законодательство.
Так:
1. Правление в нарушении ст. 18. часть 7 п.9 закона N 217-ФЗ не составило и не представило на утверждение общему собранию членов товарищества приходно-расходную смету на 2021 год и отчет правления по исполнению приходно-расходной сметы за 2020 год. Согласно ст. 18 части 9 закона N 217-ФЗ приходно-расходная смета, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества;
2. Согласно ст. 18 части 7 п. 15 закона N 217-ФЗ правление не подготовило финансово-экономическое обоснование размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, и не вынесло для утверждения на собрании.
Исходя из этого, правление преднамеренно в нарушении ст. 17 части закона N 217-ФЗ не включило в бюллетень для заочного голосования:
1. Утверждение отчёта по исполнению приходно-расходной сметы товарищества за 2020 год;
2. Утверждение приходно-расходной сметы товарищества на 2021 год;
3. Утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы для не членов СНТ, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
4. Определение размера и срока внесения взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
В тоже время, не менее чем за семь дней до даты проведения общего собрания членов товарищества правление обязано ознакомить по требованию садоводов с проектом приходно- расходной сметы и с иными материалами, планируемыми к рассмотрению на общем собрании членов товарищества. В случае нарушения срока, предусмотренного настоящей частью, рассмотрение указанных проектов документов и иных материалов на общем собрании членов товарищества не допускается.
Несмотря на устные настоятельные требования и письменный запрос так и не были предоставлены заверенные надлежащим образом:
-протокол правления, на котором рассматривались вопросы, связанные с проведением общего собрания в форме заочного голосования по итогам работы СНТ «Летний сад» за 2020 год и протокол о продлении общего собрания в форме заочного голосования с 20 ноября 2020 года до 31 декабря2020 года;
-приходно-расходная смета товарищества на 2020 и 2021 годы;
-смета расходов СНТ «Летний сад» на 2021 год;
-отчет правления об исполнении приходно-расходной сметы СНТ за 2020 год;
-финансово-экономическое обоснование размера взносов в СНТ на 2021 год;
-финансовые документы, подтверждающие право на имущество общего пользования отраженное на балансе СНТ «Летний сад» по состоянию на 1 октября 2020 года;
-расчет (финансово-экономическое обоснование) на иные платежи и возмещение затрат СНТ не входящих в размер членских и целевых взносов на 2021 год;
Председатель СНТ «Летний сад» Геннадий Шведов в устной форме открытым текстом заявил, что бюллетень Вы получили, за него расписались, а это значит, что Вы участник голосования и ваш голос будет засчитан при подсчёте голосов, как принявший участие в голосовании. Вопрос закрыт.
Таким образом, правление СНТ в очередной раз в этой части грубо нарушило законные права садоводов, определённые ст. 17 части 17. закона N 217-ФЗ.
Какие вопросы включены в бюллетень для заочного голосования, минуя повестку дня собрания?
По необъяснимым причинам в нарушении ст. 181.5 ГК РФ, в отсутствии наличия вопросов в объявленной повестки дня собрания правлением необоснованно включены в бюллетень для заочного голосования:
1. Утверждение сметы расходов СНТ «Летний сад» на 2021 год;
2. Утверждение размера членских взносов на 2021 год в сумме 1 160 рублей с одной сотки садового земельного участка с точностью до 0,01 сотки. С 01 июня .2021 года, согласно пункта 4.15. Устава, устанавливается плата 1 210 рублей;
3. Утверждение финансово-экономического обоснования размера платы для граждан, ведущих садоводство без участия в СНТ, утверждение размера платы для гражданина, ведущего садоводство без участия в СНТ (индивидуальный садовод), рассчитывать в зависимости от площади участка или нескольких участков, которыми он владеет, с точностью до 0,01 сотки и установить взнос в размере 1210 рублей с одной сотки;
4. Утверждение расчёта потерь в электросети СНТ равным по текущим замерам-10 % по 0,4 кВ линий.
5. Утверждение иных платежей и возмещение затрат не входящие в размер взносов:
- платеж за подключение к ЛЭП СНТ – 3 150 рублей;
- платеж за вторичное подключение к ЛЭП СНТ– 2 650 рублей;
- переоформление бросового участка – 2 500 рублей за сотку;
- аренда земли участка для неприватизированных – 90 рублей за сотку;
- аренда земли общего пользования – 22 рубля за сотку;
- за нарушение счётчика, оплата за электроэнергию из расчёта по среднему за последние два месяца.
Все вышеуказанные в бюллетене для заочного голосования предполагаемые доходы СНТ, как и задолженности по членским взносам за предыдущие годы, а их около 7 миллионов рублей должны быть обоснованно включены в приходную часть приходно- расходной сметы, а обоснованные расходы найти своё отражение в расходной части сметы и финансово – экономическом обосновании этой сметы. Эти два основополагающих документа правление обязано было предоставить на утверждение общего собрания СНТ. В противном случае это является ни чем иным, как прямым обманом членов товарищества и скрытием доходов по отношению к расходам в СНТ.
В соответствии со ст. 14 части 8 закона N 217-ФЗ «размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества». Именно приходно-расходная смета представляет собой документ, где перечислены все планируемые доходы и затраты, а финансово-экономическое обоснование обосновывает эти затраты, отвечая на вопрос, почему каждая конкретная статья расходов сметы составляет конкретно эту, а не какую-то другую величину.
В чем кроется причина в не предоставлении правлением отчёта по исполнению приходно-расходной сметы за 2020 год?
Не предоставление отчёта правлением по исполнению приходно-расходной сметы за 2020 год для утверждения на общем собрании членов товарищества позволило правлению скрыть ряд грубых нарушений. В связи с этим правлением не сделан детальный анализ, как расходовались средства СНТ и на какие цели. Какие виды работ не выполнены и по каким причинам. Что не выполнено по причине отсутствия средств из-за неоплаченных взносов членами СНТ за отчётный период и задолженностей по членским и целевым взносам членами СНТ. Как исполнялись решения правления и общего собрания СНТ по исполнению приходно-расходной сметы и почему не определены ответственные за нарушение расходования средств СНТ?
Значение приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования заключается в том, что, как установлено законом, только совокупность этих двух документов определяет размер взносов в СНТ. Следовательно, установление размера взносов при отсутствии финансово-экономического обоснования, на основании лишь сметы расходов, является ничтожным, как нарушающее требования закона и при этом посягающее на публичные интересы и права, охраняемые законом интересы других лиц.
Без утвержденной приходно-расходной сметы на 2021 год, финансово-экономического обоснования этой сметы недопустимо произвести расчёт стоимости членского взноса с одной сотки. Предоставленная главным бухгалтером калькуляция взамен приходно-расходной сметы расходов СНТ «Летний сад» на 2021 год не может без доходной части и финансово-экономического обоснования заменить вышеперечисленные документы.
Следовательно, утверждение сметы расходов СНТ «Летний сад» на 2021 год не основаны на действующем законодательстве, а представленные расчёты согласно калькуляции одной сотки членских взносов на 2021 год являются ничтожными.
При наличии какого нормативного акта учитываются площади при расчёте членских взносов и налога на землю в СНТ?
Как следует из данных правления СНТ «Летний сад», общая площадь земельного участка СНТ «Летний сад» составляет 12 669,10 соток, на которой расположено 2 155 земельных участков, в том числе: площадь земель под садовыми участками составляет 10 774,96 сотки, земли общего пользования 1 868,54 сотки, земли под правлением СНТ 25,60 сотки, земли обрабатываемые садоводами 10 233,73 сотки, бросовые участки 541,23 сотки, не приватизированные участки с общей площадью 4 003,84 сотки. Эти данные, без каких- либо обоснований взяты правлением за основу для расчёта стоимости членских взносов, земель общего пользования и земель неприватизированных участков из расчёта одной сотки.
Согласно ст. 23 закона N 217-ФЗ границы земельных участков, включая земельные участки и занимаемые ими площади общего назначения, можно установить только при наличии в СНТ «Летний сад» проекта планировки и проекта межевания территории или проекта организации застройки территории СНТ «Летний сад», утверждённого Администрацией города Волгодонска в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако, как сообщил в своём ответе на запрос садоводов заместитель главы Администрации города Волгодонска по строительству Юрий Забазнов, утвержденного в соответствии с действующим законодательством проект планировки и проект межевания территории или проект организации застройки территории в СНТ «Летний сад» отсутствуют. В тоже время, когда создавалось садоводство в 80-е годы, эти документы в соответствии с решением исполнительного комитета Волгодонского городского Совета народных депутатов утверждались Исполкомом. Кто их утратил и на каком уровне, в том числе и архиве города, архитектуре, остаётся только догадываться. Отсутствие установленных границ земель отведённых под СНТ может повлечь без учётного выделения правлением и его председателем земель под садовые участки садоводам на городских землях. Более того, без этих нормативных актов СНТ может оказаться не в правовом поле.
Отсюда можно сделать вывод что, расчёты сделанные правлением СНТ по членским взносам на сумму 1160 рублей, аренда земли для неприватизированных земельных участков – 90 рублей, аренды земли общего пользования – 22 рубля за одну сотку не основаны на действующем законодательстве и являются ничтожными.
Относительно оплаты взносов не членами СНТ. Садоводы собственники, правообладатели садовых земельных участков, которые не являются членами товарищества, вносят в СНТ ежегодный размер платы, предусмотренной частью 4 ст. 5 ФЗ № 217 в размере равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества. Следовательно, внесение садоводами собственниками платы в размер 1210 рублей, аренды земли общего пользования – 22 рубля за одну сотку не основаны на действующем законодательстве, а расчёты являются ничтожными.
Откуда взялись иные затраты не входящие в размер взносов, если законодатель определил только два вида взносов, это членские и целевые?
Относительно утверждения иных платежей и возмещение затрат не входящие в размер взносов:
- платёж за подключение к ЛЭП СНТ – 3 150 рублей, платёж за вторичное подключение к ЛЭП СНТ– 2 650 рублей, не обоснованы. Эти виды работ, как и водоснабжение, вывоз мусора и содержание дорог в СНТ является прямой уставной деятельностью СНТ «Летний сад», а затраты на их исполнение должны отражаться в приходно-расходной смете и финансово-экономическом обосновании этих затрат. Следовательно, взимание вышеуказанных платежей за подключение к ЛЭП СНТ с садоводов является ничтожными.
- переоформление бросового участка – 2 500 рублей за сотку. Согласно ст. 22 части 3 ФЗ № 217 садовые земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности предоставляются гражданам бесплатно. Вся работа по переоформлению членства и участков на вновь принятых членов СНТ «Летний сад» должна осуществляться правлением в рамках уставной деятельности за счёт членских взносов. Следовательно, взимание правлением СНТ «Летний сад» дополнительных взносов с садоводов за переоформление бросовых участков не обосновано и является ничтожным.
Относительно утверждения расчёта потерь в электросети СНТ равным по текущим замерам-10 % по 0,4 кВ. линий. Представленные расчёты потерь главным энергетиком СНТ «Летний сад» не обоснованы и не соответствуют действительности. Поскольку в связи с возникающими спорами о правомерности взимания потерь в СНТ, по инициативе садоводов вместе с председателем СНТ «Летний сад» 27.07.2016 года специалистами АО «Донэнерго» Волгодонские межрайонные электрические сети была проведена независимая платная экспертиза на воздушной линии № 1 (04 кВ.) присоединённой к КТП-01110. Экспертиза показала, что процент потерь активной энергии от месячного потребления на линии составляет 0,36%, а не 10%, как представлено гл. энергетиком СНТ. Других экспертиз СНТ по существу вопроса не проводилось. В тоже время потери активной энергии от месячного потребления на линии заложены в самом тарифе на оплату за потреблённую электроэнергию каждым садоводом в отдельности. Согласно договору между СНТ «Летний сад» и ПАО «ТСН энерго Ростов-на-Дону», садоводству выставляются потери эл. энергии в трансформаторах СНТ, которую должно оплачиваться СНТ из общей сметы доходной части членских взносов, согласно приходно-расходной сметы. Следовательно, потери, которые планирует взыскивать с садоводов-потребителей электроэнергии правление СНТ «Летний сад» не обоснованы и являются ничтожными.
В связи с нарушением правлением ст. 18. часть 7 п.9, ст. 18 части 9, ст. 18 части 7 п. 15 закона N 217-ФЗ выразившегося в не принятии правлением СНТ и не вынесения на утверждение общему собранию приходно-расходной сметы на 2021 год, финансово-экономического обоснования этой сметы, отчёта об исполнении приходно-расходной сметы за 2020 год, произошёл прямой обман членов товарищества и скрытие доходов по отношению к расходам, что позволило правлению СНТ «Летний сад» не только необоснованно значительно завысить сумму членских взносов с одной сотки, но и скрыть нецелевое расходование членских взносов за 2020 год.
Все эти недостатки лежат на поверхности, и их должна была вскрыть ревизионная комиссия. Однако она этого не сделала, остаётся догадываться, почему?
Можно ли избежать суда, и что для этого надо сделать?
Претензия, по существу вопроса направленная мной в правление СНТ «Летний сад» 12 января 2021 года, рассмотрена на правлении 23 января 2021 года. В удовлетворении претензии мне было отказано в полном объеме. При этом председатель СНТ меня заверил, что о принятом решении буду проинформирован в письменной форме в отведённые ФЗ сроки.
23 января 2021 года мной сделано уведомление садоводов о намерении обратиться в суд с иском о признании не действительным (ничтожным) голосование на общем собрании проведённого в заочной форме. Уведомление было вывешено на всех 15 стендах СНТ. Ввиду того, что мои объявления были сорваны в тот же день, я был вынужден обратиться в газету «Блокнот». Каких либо других предложений по существу вопроса со стороны правления и председателя СНТ ко мне не поступало.
Об оценке деятельности правления и его председателя за прошедший год не берусь судить, поскольку так и не добился разрешения ознакомиться, как возможно и многие другие садоводы, с заверенным надлежащим образом приходно-расходной сметы и отчётом правления по её исполнении за 2020 год их финансово-экономических обоснований размера взносов и других вышеуказанных документов.
Выход из сложившейся ситуации только один, отменить ранее проведённое заочное голосование и провести новое общее собрание в форме очно-заочного голосования с соблюдением всех норм и требований Федерального закона № 217-ФЗ, Устава СНТ с повесткой дня по выше обозначенным вопросам.
Для вскрытия ряда вопросов нарушающих права садоводов надо иметь ксерокопии документов правления СНТ, но их не дают, как их можно получить?
Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 закона N 217-ФЗ, копии:
1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;
2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
6) финансово-экономического обоснования размера взносов;
7) иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества, внутренних документов товарищества.
Плата, взимаемая товариществом за предоставление копий документов, указанных в части 3 настоящей статьи, не может превышать затраты на их изготовление.
Уважаемые садоводы, законодатель дал нам в соответствии с новым законом N 217-ФЗ вступившего в силу с 1 января 2019 года значительные права. Ими надо умело пользоваться, чтобы добиваться справедливости и прозрачности расходования народных средств.
Чем раньше мы поймем, что деятельность любого СНТ и расходование наших средств, в том числе определения членских и целевых взносов и их расходование, зависит от нас самих и только от нас. Мы по другому будем относиться к участию в собраниях СНТ. Тогда исчезнет удивление, почему только единицы садоводов обращают внимание на столь злостные нарушения правлением и его председателем действующего законодательства, почему в этом году такая, а не иная сумма членских взносов на содержание СНТ.
Анатолий Долженко
Новости на Блoкнoт-Волгодонск