Созданием гигантского завода «Атоммаш» в Волгодонске занималась первая в СССР женщина - главный проектировщик
Зинаида Авакумова в центре. Фото из книги «Гипротяжмаш: по страницам истории 80-летняя история института"
Читайте также:
- Бронзовый Ленин, исчезнувший кинотеатр "Победа" и маленький Ростов по киевским проектам: почему ЮЗР так не похож на остальной Волгодонск (23.03.2023 18:53)
- «Атоммаш» вместо Волгодонска мог уехать в Красноярск или уплыть в Керчь (02.11.2022 17:20)
- Следовавший из Волгодонска танкер задел дно в Керченском проливе (06.06.2018 21:04)
Руководителем проектной группы по созданию завода «Атоммаш» в Волгодонске стала первая в СССР главный инженер проекта Зинаида Авакумова.
Атоммаш заслуженно считается гордостью отечественного тяжелого машиностроения. Завод в Волгодонске стал «лебединой песней» советской инженерной школы и самым крупным в мире предприятием подобного профиля.
Планировочные и технологические идеи, заложенные в проект завода, актуальны и спустя полвека после начала строительства предприятия. Тем важнее сохранить память о людях, идеи которых легли в основу проекта завода-гиганта в Волгодонске.
Проект завода был разработан в московском институте «Гипротяжмаш» - генеральном проектировщике практически всех предприятий тяжелой промышленности в СССР. Разработка технического проекта завода стартовала в 1972 году, после долгой экспертизы в Министерстве тяжелого машиностроения СССР и Госстрое, проект был утвержден в конце 1974 года. В экспертизе проекта завода «Атоммаш принимали участие президент Академии наук СССР академик Анатолий Александров, академики Николай Доллежаль, Александр Целиков и Владимир Мельников.
Руководителем проектной группы стала одна из самых талантливых сотрудниц «Гипротяжмаша» Зинаида Васильевна Авакумова, начавшая работу в институте в послевоенном 1946 году сразу после получения высшего технического образования. Еще будучи молодой сотрудницей в 50-е годы Зинаида Авакумова стала одним из авторов проекта завода тяжелого машиностроения в маньчжурском городе Фулаэрди в Китае.
«Атоммаш» стал ее последним крупным проектом, в 1983 году она вышла на заслуженную трудовую пенсию. В почти исключительно мужской среде она стала первым главным инженером проектов в институте. До нее никто из женского коллектива института не достигал таких карьерных высот. Помимо «Атоммаша», она разрабатывала проект генеральной реконструкции Коломенского тепловозостроительного завода.
На «Атоммаше» впервые в СССР был построен уникальный корпус с пролетами шириной 42 метра и шагом колонн 36 метров и электромостовыми кранами-кантователями грузоподъемностью 1200 тонн. В отличие от старых Ижорских заводов, где и было первоначально развернуто производство водо-водяных реакторов (ВВЭР), на «Атоммаше» вся технологическая цепочка начиная со склада металла и заготовок и заканчивая окончательной контрольной сборкой и испытанием реакторов, расположено в одном здании.
Такое размещение обеспечивало наилучшую поточность производства, технологические связи и минимальные межоперационные расстояния. Завод по составу корпусов и их структуре, оборудованию и технологии производства мог обеспечить строящиеся в СССР АЭС всех типов оборудованием в течение ближайших 20-30 лет. Начиная с заготовительно-прессовых машин и заканчивая испытательными стендами и контрольными установками и приборами, завод был оснащен самым современным оборудованием.
Константин Прибрежный
Новости на Блoкнoт-Волгодонск