Волгодонск Пятница, 26 апреля

«Атоммаш» вместо Волгодонска мог уехать в Красноярск или уплыть в Керчь

Решение о размещении в Волгодонске завода «Атоммаш» навсегда изменило судьбу нашего города и предопределило его развитие на десятилетия вперед, но фактически наш город стал центром атомного машиностроения, во многом благодаря случаю, который был далеко не предопределен.

26 ноября 1969 года было принято историческое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве в Волгодонске завода тяжелого машиностроения, который через несколько лет получил название «Атоммаш». Сейчас многие думают, что появление «Атоммаша» в Волгодонске было изначально предопределено, но на самом деле это не так.

«Атоммаш», в младенчестве завод тяжелого атомного машиностроения, мог быть построен на Волге, на Украине или даже в далекой Сибири. Когда во второй половине 60-х годов было принято принципиальное решение о создании в СССР специализированного завода по производству оборудования для атомных станций, за него развернулась ожесточенная борьба между отдельными областями и республиками. Престижный «атомный завод» сразу подстегивал развитие принявшего его региона, а заодно повышал вес его партийно-хозяйственной элиты. Вокруг выбора площадки таких крупных и легендарных заводов как «Атоммаш», ВАЗ, КамАЗ разгоралась целая цепочка невидимых посторонним интриг и неформальных договоренностей.

626277827.jpg

Борис Головец (крайний слева). Фото из фондов Государственного исторического музея.

Изначально Волгодонск имел не так много шансов заполучить завод в острой конкурентной борьбе. В 60-е годы город был слишком мал и незаметен. Впрочем, тогда в историю вмешался случай. В 1967 году городской комитет КПСС возглавил Борис Головец, прежде работающий на руководящих постах в Новочеркасске. Новый руководитель города решил с места в карьер поднять Волгодонск, направив развитие сонного городка в новое русло. Для этого требовались ресурсы в виде большой и хорошо финансируемой стройки. Должность у Головца была скромной на общесоюзном уровне, но полезные знакомства в Москве у него были. В 1962 году Головец работал замначальника цеха на Новочеркасском электровозостроительном заводе как раз в то время, как Новочеркасск стал центром массовых волнений рабочих, недовольных ростом цен и снижением реальных зарплат, итогом которых стал массовых расстрел людей солдатами. Расследованием дела занималась правительственная комиссия. Головец, как лицо входившее в состав руководства завода, где и возник очаг протеста, с одной стороны смог отвести все обвинения от себя, а с другой стороны — по мере возможностей отвел угрозу от подчиненных, показав себя ловким политиком. Контакты с членами правительственной комиссии он сохранил, а при переходе на руководящую должность в Волгодонске использовал их в полной мере в интересах города.

- Мне не давала покоя мысль, как повысить потенциал города, создать новые рабочие места. Я понимал, что эту проблему можно разрешить, только создав новые промышленные предприятия. Пришлось несколько раз выезжать в Москву и совершать обход министерств и главных управлений, у которых намечались новые производства. После таких походов были построены крупный мясокомбинат, молочный и рыбный заводы. Появились новые объекты здравоохранения, культуры и учебные заведения. Намечалось сооружение радио- и часового заводов. В очередной раз мне стало известно, что для ускоренного развития атомной энергетики в стране планируется строительство крупного завода с соответствующей тематикой, - вспоминал позднее Головец.

Головец сумел заручиться поддержкой руководителя области и первого секретаря Ростовского обкома КПСС Ивана Бондаренко. Но у Волгодонска были сильные конкуренты.

Иван Бондаренко.jpg

Иван Бондаренко

На будущий «Атоммаш» имела виды и Украинская ССР — на тот момент едва ли не самая экономически развития из союзных республик, руководители которой собирались перетянуть к себе и зарождающееся атомное машиностроение. Шансы Киева перехватить «Атоммаш» были достаточно велики. С 1967 года на харьковском заводе «Турбоатом» началась подготовка к производству турбин для советских АЭС, поэтому, с учетом местной сильной металлургической базы, которая могла снабдить завод достаточным количеством заготовок, весь цикл производства реакторного и турбинного оборудования мог быть сосредоточен в границах одной союзной республики. Кандидат от Украины на размещение завода был выбран необычный. Им стал не тот же Мариуполь или один из промышленных центров на Днепре, а город Керчь — главный центр тяжелой промышленности Крымской области, где уже работал один из крупнейших в Союзе судостроительных заводов, металлургический завод и горно-обогатительный комбинат по добыче железной руды. В городе новый завод могли разместить на северной площадке — вблизи металлургического завода имени Войкова или на южной площадке в районе судостроительного завода «Залив». Главными плюсами Керчи был доступ к незамерзающему порту и сравнительно мягкий климат, что учитывалось при выборе калькуляции затрат на отопление цехов гигантского завода зимой. На этом сильные стороны Керчи и заканчивались. Района востока Крыма страдал от нехватки воды, был сейсмически активным и энергодефицитным (так и не запущенную Крымскую АЭС начали строить сильно позже). Не было на месте и свободных трудовых ресурсов, которые бы пришлось завозить из внутренних районов Украины или из соседнего перенаселенного Краснодарского края.

В РСФСР самым сильным, но не очевидным кандидатом на размещение завода стал Красноярский край. На «Атоммаш» претендовал сам краевой центр, который за счет нового завода мог уверенно претендовать на статус города-миллионника, при этом, выбор в пользу Красноярска с точки зрения экономики был бы странным. В СССР АЭС планировали строить в первую очередь в европейской части страны, здесь же и на Урале находились ключевые НИИ и заводы-смежники будущего «Атоммаша». Регулярная транспортировка сверхгабаритного оборудования из Красноярска на запад оказывалась дороже, сложнее и оказывалась завязана на и так перегруженную железную дорогу. Вывоз же продукции завода водным путем предполагал транспортировку реакторов и парогенераторов по Енисею и далее по Северному Ледовитому океану, что накладывало большие ограничения на работу завода. Но Красноярский край тогда возглавил влиятельный и амбициозный экс-директор Норильского горно-металлургического комбината Владимир Долгих, который на новом месте работы решил отметиться большой стройкой, которая бы придала новый стимул к росту Красноярска и усилила бы его собственный аппаратный вес. Борис Головец через много лет вспоминал, что красноярцы пустили в ход не совсем честные приемы в борьбе за завод. Член ЦК КПСС и министр тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения СССР Владимир Жигалин стал подозрительно часто вылетать на открытия охоты в Красноярский край, где в неформальной обстановке ему показали красоты местной природы и место, где искомый завод следует построить. Ростовское лобби, видя регион может лишиться проекта, задействовало все связи и добилось приема у заместителя Председателя Правительства СССР Игнатия Новикова, который и заверил ростовчан, что завод тяжелого атомного машиностроения отойдет Волгодонску. Красноярск в итоге сумел заполучить завод тяжелого машиностроения, но уже другого профиля. В 1979 году на окраине города началось строительство Красноярского завода тяжелого машиностроения, который должен был стать главным поставщиком огромных карьерных экскаваторов для разработки угольных месторождений в Восточной Сибири. 2000-х годов этот завод, в отличие от «Атоммаша», не пережил и к настоящему времени давно не работает.

«Атоммаш» мог быть построен и на другом конце Волго-Донского водного пути. Заявку на сооружение завода подал Волгоград. Там в качестве перспективных площадок для размещения завода рассматривалась южная окраина Волгограда в районе начала судоходного канала и город-спутник Волгограда Волжский, который являлся сообразным альтер-эго Волгодонска. Волжский возник на год позже Волгодонска как поселок строителей Сталинградской (Волжской) ГЭС, сооружение которой началось сразу после старта стройки Цимлянской ГЭС. Многие строители из Ново-Соленовского отправились в Волжский сразу после того, как наша ГЭС был построена. По объективным критериям отбора Волгоград имел даже больше шансов заполучить «Атоммаш», чем в Волгодонск. Главным козырем волгоградцев была готовая строительная база и наличие кадров квалифицированных строителей, которых можно было в течении недель перебросить на сооружение Волжского завода тяжелого машиностроения. В Волжском к 1969 году как раз завершалось строительство первой очереди трубного завода. На тот момент из 130-тысячного населения города более 30 тысяч человек было занято в строительном секторе и имело навыки, квалификацию, оборудование и технологии для сооружения крупных заводских цехов. Прямой доступ к судоходной Волге, свободные энергомощности, наличие образовательной базы и кадров машиностроителей делали шансы Волгограда на получение престижного завода весьма высокими.

Но лоббистские усилия ростовчан оказались сильнее. В пользу Волгодонска сыграли, как ни странно, его крошечные размеры и экономико-географическое положение города. В 1969 году население нашего города составляло всего 27 тысяч человек. Остальные города из списка претендентов выглядели просто гигантами: Красноярск (600 тысяч человек), Керчь (120 тысяч человек), Волгоград (790 тысяч человек), Волжский (130 тысяч). Строительство завода в любом из уже существующих городов делало их еще больше, но мало что давало для развития окружающих территорий. Крошечный же Волгодонск с помощью «Атоммаша» быстро вырастал в самый крупный город на всем протяжении 350-километровой оси между Ростовом и Волгоградом в сугубо сельской и малоразвитой территории. Большой город становился центром расселения на востоке Ростовской области и должен был тянуть на себе все прилегающие в нему малоразвитые районы.

Когда же заявка Волгограда был отвергнута, именно тресту «Волгоградгидрострой» Министерства энергетики и электрификации СССР, который был генеральным подрядчиком строительства заводов в Волжском, было поручено заняться строительством завода в Волгодонске. В июле 1971 года первые строители из Волжского прибыли в Волгодонск.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
АтоммашВолгодонскистория
20
0
Народный репортер + Добавить свою новость