Связь с искусством – это судьба, и бросить это я уже никогда не смогу, - скульптор Егор Дердиященко
Читайте также:
- Молодость – это время дерзаний и открытий, - Виктор Мельников поздравил волгодонцев с Днем молодежи (23.06.2018 10:00)
- Волгодонец Антон Ефремов в конкурсе мастеров рассказал о любви к коллекционированию монет (22.06.2018 09:04)
- В Волгодонске сформировано новое молодежное правительство (21.06.2018 18:51)
В рубрике «Лица города» член Союза художников России, член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств АИАП Юнеско скульптор Егор Дердиященко.
Не каждый волгодонец знает, кто трудился над такими скульптурами города, как Святые Благоверные Петр и Феврония, въездные знаки, памятник Генералу Якову Бакланову, Сергею Молодову, Матвею Платову, строителям и врачам Волгодонска и многие другие. Все эти работы принадлежат известному скульптору Егору Егоровичу Дердиященко, который посвятил свою жизнь созданию памятников и скульптур.
Его произведения находятся в собраниях русских и зарубежных музеев и частных коллекциях. Егор Егорович автор многочисленных скульптурных композиций, установленных в России и за рубежом.
Егор Дердиященко родился 29 сентября 1949 года в небольшом хуторе Секретёв Зимовниковского района, который исчез уже много лет назад. В 1956-1966 года он обучался в Секретёвской начальной, а затем — в Конзаводской школах. С 1966 по 1968 года, после окончания ГПТУ-15, города Ростов-на-Дону, он работал кузнецом на заводах «Ростсельмаш» и «Красный Аксай».
С 1968 по 1970 года Егор Дердиященко служил в армии, при чем, как вспоминает скульптор, в момент распределения, у него была возможность заявить, что он умеет рисовать, но для того, чтобы прочувствовать настоящую армию умолчал об этом. Он служил в Белоруссии и Польше и лишь за полгода до дембеля признался о своих навыках. И тогда, оставшееся время, он помогал в части расписывать стены.
- Я не искал в армии случая, чтобы увильнуть от службы. Нас когда собрали в Минске на распределении, у нас спросили — кто, что умеет? Чего бы мне стоило сказать, что я художник? Но я промолчал и никому ничего не сказал. Я решил пройти службу простым солдатом. За полгода до дембеля, я сказал, что могу рисовать, просто решил уже немного отдохнуть. И я тогда оформлял им часть, плакаты писал, стенды делал.
После армии Егор Егорович отучился в Пензенском художественном училище на скульптора. О том, как сложилась его дальнейшая жизнь, и о том, как он пришел к скульптуре Егор Дердиященко рассказал в интервью «Блокноту Волгодонска».
Расскажите, в какой момент вы поняли, что хотите связать свою жизнь с созданием скульптур?
- Связь с искусством это судьба. Это не по чьему-то хотению делается. Это вообще не делается — это получается. Это ведь не так, что захотел и стал, это все нарабатывается в процессе жизни. Человек заранее не знает на что его подвигает жизнь, он просто в какой-то момент находит «свою дверь», а может и не найти и потом мучиться всю жизнь. В детстве я был склонен к словесности, все точные науки меня не интересовали. Честно сказать, я их боялся. Я любил уединение, был достаточно отстраненным ребенком. Так что это началось еще в детстве. Занимаюсь этим всю жизнь. Кто там знает, со стороны смотрят и многие думают, что все, что я делаю это так просто. Кто-то, наверное, думает, что я очень счастливый человек. Но никто не был в моей шкуре и не знает, как это дается и достигается. В какой-то момент я себя чувствую счастливым, а в какой-то нет, и хочется все это бросить. Но, однако, я все равно знаю, что к этому вернусь. Я это не брошу уже никогда.
В Волгодонск Егор Дердиященко переехал после окончания института, тогда он получил направление в Ростовский творческо-производственный комбинат «Волгодонские художественно-производственные мастерские».
Почему именно в Волгодонск? Не хотелось уехать в большой город? Например, в Москву?
- Я никуда не хочу ехать, в Москву тем более. Что я там буду делать? Я там чужой человек. Могу с уверенностью сказать, что Москва – не мой город, Ростов-на-Дону тоже. Да и Волгодонск то для меня не родной, но живу здесь и работаю, поэтому привык.
Вы вкладываете душу в ваши работы?
- Надо работать, не искать в Интернете что-то. Надо искать все это в жизни, а не использовать уже все пережеванное. Если ты через себя не перенес идею и работу, то это сразу видно. Если работа, будь то скульптура или живопись, не прошла через душу и твою голову, то она не получится и будет мертвой. Она может быть сработана мастерски, но она будет не живая, в ней не будет тепла. А люди некоторые работают чисто техникой, но ведь технику легко отработать. Помимо умений необходимо уметь найти тему, понять ее по-своему и вложить что-то свое. Такую работу сразу заметят. Художник всегда находит что-то свое, чего глаз обычного человека не увидит. Но главное, чтобы зритель понял то, что хотел донести художник.
Есть скульптура, которая, на ваш взгляд, получилась самой удачной?
- Есть работа, которая нравится мне больше всего — это скульптура «Табунщик». И еще памятник адмиралу Федору Ушакову, который стоит в Волгодонске на территории парка Молодежного. Эти работы, по моему мнению, самые удачные. Остальные тоже, безусловно, хорошие, но там мне либо помешали, либо не дали довести работу до конца, поджимая сроками. Всякое бывало. Самое главное, чтобы люди понимали, что условия работы всегда разные.
Скульптура «Табунщик» - автор Егор Дердиященко
Вам кто-то помогает или каждую свою работы вы выполняете от и до своими руками?
- Тут надо знать порядок работы. Я сначала беру пластилин и леплю фигуры, вот тут мне уже никто не советчик. Художник должен все сделать сам, никаких подсказок не надо. Это еще когда ты студент, преподаватель может сделать замечание, но показывать, как надо лепить — не станет. Ведь у каждого свой язык, каждый художник индивидуален. Вот и я так работаю, закрываюсь в своей мастерской один, тут никого нет никогда, и я не люблю, когда во время работы кто-то рядом стоит, мне это мешает и смущает. Вот после того, как работа из пластилина вылеплена, я снимаю форму гипсовую, прокладываю мраморную крошку и заливаю бетоном. А дальше зависит от того, какой должна быть скульптура. Например, если памятник из меди, то я отлитую в бетоне работу передаю уже мастерам, которые выкраивают куски меди по форме и отбивают скульптуру. Но я контролирую все, смотрю, чтобы ничего не нарушилось. Потому, как то, что я вижу в бетоне или пластилине — это одно, а когда работа отбита в медь — это совсем другое, она смотрится иначе.
Где вы берет вдохновение?
- Знаете, когда я прихожу в свою мастерскую и тут грязно — никакого вдохновения нет, а стоит только помыть полы и сразу становится легче и появляется настрой на работу. А вообще, вдохновение с неба не падает, и ждать его не стоит, надо просто работать. Вот ты начал работу, приходишь на следующий день и знаешь, что надо сделать. Бывает, насильно начинаешь себя заставлять, работать, и по ходу работы настроение появляется. Иногда пою песни или читаю стихи, естественно, про себя, не в голос. В зависимости от темы, я вспоминаю песни и стихи, настоящие стихи, чтобы внутри меня во время работы играла музыка, которая мне помогает. Во время работы должно появиться вдохновение, потому что если просто лежать на диване и смотреть в потолок оно никогда не появится. Это уж я точно знаю. А чтобы появилась тема — надо жить. Ездить, встречаться с людьми и просто жить. И тогда тема появится сама собой, что-то обязательно всплывет.
Увлекаетесь чем-то помимо работы?
- Счастье мое, что я свою работу не считаю работой. Помимо скульптуры могу иногда в компании песни спеть, мне говорят, что вроде неплохо пою. Это мне тоже помогает. Но на сцене спеть я никогда не смогу. Ну а так только этим я и живу. А так в жизни своей я много чего пробовал — и могу и огород капать, и что угодно делать. Когда меня просят сделать какой-то памятник, я увлекаюсь этим человеком и стараюсь узнать о нем как можно больше. Чтобы их понять, я беру литературу и читаю.
Расскажите о вашей книге, которая сейчас у вас в руках.
- Это третье издание. Первое издание вышло, когда мне было 60 лет, второе — в 65 лет. Последняя книга вышла в 2015 году. Всего вышло порядка 200 экземпляров. Я их просто раздаю, чтобы взяли, почитали и ознакомились с моим творчеством. Одна книга есть в Центральной городской библиотеке, поэтому желающие могут почитать ее там. У художника должен быть каталог, для того, чтобы рассказать человеку, который возьмет в руки эту книгу, о своем творчестве и становлении. В книге рассказана моя биография, перечислены все выставки, в которых я участвовал, а потом идут фотографии тех скульптур, которые были выполнены моими руками. Есть в книге и стихотворения, но они не мои, так как стихи я никогда не писал — это не мое. Прозу я могу написать. Те слова, с которых начинается моя книга, я написал более десяти назад. Сейчас, спустя столько времени, я читаю и думаю, вот что тут можно поправить? И понимаю, что ничего не могу изменить, вот как-то получилось она сразу.
Над чем работаете сейчас?
- Пишу книгу о своей малой родине. В этой книге я выступаю, как режиссер. На эту идею меня подтолкнул мой сосед дядя Миша, с которым мы жили в хуторе Секретёв. Он очень хотел что-то написать о нашей малой родине, сам писал записки. Сейчас этот хутор уже пропал, его нет на карте. Он передал мне целый рулон записок, чтобы я с ними что-то сделал. Последние несколько лет я занялся поисками людей, которые когда-то жили в хуторе, и теперь, раз в год в августе, я собираю их всех в том месте, где раньше был хутор. В прошлом году нас уже было 40 человек, хотя до этого было всего человек десять. Я прошу их написать о своей семье и о жизни в хуторе, подкрепив все это фотографиями, и передать это мне. В моей книге сначала идут записки людей, которые когда-то жили там, а потом идут фотографии. В хуторе, которого нет, на кладбище, я поставил памятник людям, которые в войну работали в хуторе Секретнёв. Я изобразил свою бабушку и дядю, который в военное время был мальчишкой и подорвался на снаряде. Теперь каждый год люди съезжаются на это кладбище в Пасху и каждый раз очень меня благодарят за такой подарок. Эту книгу планирую печатать примерно в 150 экземплярах. Продавать ее никто не будет, поэтому также, наверное, буду раздавать.
Памятник «Труженикам тыла» - автор Егор Дердиященко
«Поросшие бурьяном бугры, глухая тишина, заваленные буреломом балки, бесформенные холмики на местах былых строение, заросшие деревьями. Но каждую весну, будто стараясь приукрасить эту безрадостную картину, зацветают сады, венчаясь дурманящей белой кипенью… Невольно ловлю себя на мысли, что в словах сквозит горькая, неосознанная вина перед этой заброшенной, одичавшей землей, с которой так часто встречаюсь в своих беспокойных снах», - отрывок из пролога новой книги Егора Дрдиященко «Хутор Секретнёв наша малая родина».
- Вообще, у меня есть очень много эскизов работ, которые никто еще даже не видел. Все я хотел бы воплотить в жизнь, однако, из-за того, что создание памятника или скульптуры – это совсем не дешевое удовольствие, заказов поступает все меньше и меньше. Люди предпочитают найти того, кто сделает подешевле, несмотря на то, что при этом нарушается качество работы. Взять, например, экспозицию у «Олимпа», я на это безобразие даже смотреть не могу. Хотя изначально я предлагал им свой вариант данной скульптуры. Но им это оказалось не по карману.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск