В вокзальных часах Волгодонска обнаружили армянский след
Читайте также:
- Волгодонск тогда и сейчас: прощание со старым вокзалом (01.01.2021 09:23)
- Как волгодонец стал хранителем старинных часов в императорском и графском дворцах Крыма (30.12.2020 17:01)
- Что скрывают самые высокие уличные часы Волгодонска (16.12.2020 19:07)
«Блокнот Волгодонска» вспоминает историю самых больших уличных часов в городе на железнодорожном вокзале.
Более 40 лет вокзал Волгодонска украшают большие часы, выполненные в популярном в городе в 70-80-е годы «атомном стиле». Они стали привычным элементом привокзальный площади, а том том, что в первые месяцы работы нового вокзала на нем висели совсем другие часы помнят только самые любопытные старожилы города.
Как известно, за основу проекта вокзального комплекса в Волгодонске был принят вокзал в Элисте, построенный в 1969 году. Вокзал в столице Калмыкии был меньше по размерам, не предусматривал высокого перрона при железнодорожных путях и навеса при посадочных платформах для автобусов.
Одного из непременных элементов вокзалов, больших часов с точным ходом времени, в Элисте не было. Спустя некоторое время на привокзальной площади соорудили отдельную часовую башенку, в настоящее время утраченную.
В Волгодонске часы появились одновременно со строительством вокзала, в конце 1977 года. Но в них трудно опознать современные часы. Тогда на стене зала ожидания, обращенной к привокзальной площади появились сравнительно небольшие и типовые часы так называемого «отрытого типа». Циферблат представлял собой квадрат со сторонами в 2 метра каждая. Часы на ободке циферблата отмечали металлические палочки разной толщины. В таком виде часы проработали не более полутора лет. Вскоре их сменили новые часы, изготовленные по индивидуальному проекту.
На стене появились новые, утолщенные стрелки, четыре арабские цифры и установленные для украшения эллипсы, символизирующие атомные орбитали, призванные напоминать о Волгодонске как о центре ядерной промышленности. В таком виде часы работают и по настоящее время.
Первые часы на вокзале Волгодонска, декабрь 1977 года. Вокзальный комплекс еще строится, но часы уже на месте. На фотографии можно заметить и вторые часы над лестницей, ведущей к перрону. Они также были синхронизированы с главными вокзальными часами. Фотография из фондов Волгодонского эколого-исторического музея.
В декабре 2020 года часам исполнилось 43 года. Эти десятилетия часы отработали почти без остановок. Примечательно, но до сих пор существуют расхождения о том, где же был изготовлен механизм часов. Бывший начальник вокзала Василий Поляков рассказывал, что часы были изготовлены по спецзаказу в ФРГ или в ГДР. Но позднейшие осмотры механизма не обнаружили иностранных деталей и механизмов. По словам часового мастера Анатолия Жидкова, часовые стрелки на привокзальной площади приводятся в движение обычным механизмом для башенных часов ЭВЧ-15м, производство которых был поставлено на поток в те же 70-е годы. Аббревиатура ЭВЧ означает «электровторичные часы». Часы такого типа получают сигналы для движения стрелок от отдельных контрольных часов, вынесенных в отдельное помещение.
- Я уверен, что этот механизм наш. Его тип легко определяется. Это советский ЭВЧ-15м. Циферблаты, установленные внутри, были армянского производства Ереванского часового завода «Наири». Система управления таких часов очень сложная, трехступенчатая. У телефонистов висит «матка» или первичные часы, которые были соединены с другими часами на вокзале. Это специально сделанные часы. Если телефонисты не следят за точностью первичных часов, то начинают сбоить и вокзальные часы. Таких часов было не менее десяти: на улице, у билетных касс в залах ожидания. «Матка» через каждую минуту давала сигнал, по которому на всех часах передвигались минутные стрелки. На больших часах такой импульс приходил на реле времени, который регулировал поворот стрелок электроприводом. На первом этаже вокзала стоит электронный блок. На нем есть кнопки, с помощью которых можно запускать и останавливать привод для корректировки времени в пределах нескольких минут. Но если требуется перевести циферблат на несколько часов, то необходимо подниматься наверх и крутить ручку, - рассказал Анатолий Жидков.
По его словам, если на вокзале и использовался немецкий механизм, то он был заменен уже давно, следов его применения не сохранилось. Анатолий Жидков рассказал, что вал часов, который приводит в движение часовую и минутные стрелки, по всей видимости, был изготовлен недостаточной длины, в результате чего для установки механизма пришлось выдалбливать нишу в кирпичной стене. Это на годы создало проблемы для правильной и бесперебойной эксплуатации механизма. «Заглубление» электромотора в стену мешает его обслуживанию, а зимой часовой механизм промерзает и отсыревает. Отсюда и поломки часов, частота которых возрастает, если механизм регулярно не обслуживается. В последний раз часы ремонтировались в 2019 году
- Часы сделаны очень добротно и надежно. Можете оценить толщину металла. Но есть и проблемы. От улицы механизм отдаляет только один слой кирпича. Такое положение мешает нормальному обслуживанию часов. Зимой при сильных морозах часы «промерзают», на них даже иней выпадает и застывает смазка из-за того, что толщина стены сильно уменьшилась. Нагрузка на электродвигатель растет. Он уже два раза перегорал. Во время ремонтов я переделал электронику, поменял привод, смонтировал новую электрическую сеть, установил защитную автоматику и освещение для удобства обслуживания часов. Предлагал железнодорожникам установить современный управляемый с компьютера контроллер с сохранением старого механизма, который позволил бы забыть о первичных часах у телефонистов и повысить точность хода. Но денег у железной дороги не оказалось, - вспоминает Жидков.
Так выглядит механизм вокзальных часов изнутри. Один из внутренних циферблатов связан с приводом самих часов и показывает то время, которое отображается на большом уличном циферблате. Вторые часы являются контрольными. Они показывает истинное время с часов-матки. Справа можно увидеть ручку для перевода стрелок на больших вокзальных часах. Фотография из личного архива Анатолия Жидкова.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск