Волгодонск Вторник, 16 апреля
Общество, 30.12.2020 17:01

Как волгодонец стал хранителем старинных часов в императорском и графском дворцах Крыма

Новым героем рубрики «Лица города» стал часовых дел мастер Анатолий Жидков.

В Волгодонске Анатолия Жидкова знают многие владельцы механических часов. Почти 40 лет он занимается восстановлением и ремонтом старых часовых механизмов. Для него часовое дело превратилось в своеобразное хобби. В городе мастер занимался восстановлением известных всем волгодонцам часов на железнодорожном вокзале и руководил установкой башенных часов на бывшей гостинице «Атоммаш». Но своей коронной работой он считает ремонт башенных часов в знаменитом Воронцовском дворцу в Крыму.

Расскажите о своей семье, месте рождения, увлечениях в детстве?

Родился я в Баку в 1947 году в рабочей семье. В раннем детстве семья жила знаменитом Черном городе. Это район на берегу Каспия к востоку от исторического центра города. Там еще в 19 веке возникли крупнейшие в России нефтеперерабатывающие заводы, тут же из-под земли качали нефть. Поэтому город и стал черным от заводской копоти. Недалеко от дома был завод по варке мыла. Район время от времени укутывал удушающий туман такой плотности, что даже днем машины с включенными фарами ездили. В новостройку в другую часть города семья переехала только когда мне лет 18 исполнилось. Отец всю жизнь проработал в системе профессионально-технического образования. Как война началась, все коллеги отца получили «бронь». Все детство провел в ремесленном училище, где работал отец. Оно было грандиозным: свой литейный цех, кузнечный цех, огромные аудитории. Мощности училища позволяли выпускать даже настоящие станки для заводов. В одном из цехов стоял настоящий самолет. Отец меня к пропеллеру привязывал и так катал, вручную раскручивая лопасти. Училище готовило кадры для нефтяной промышленности и всех связанных с ней отраслей производства. В Баку я закончил школу №56. Школа была старая и с историей. Уже позже ездил на ее 100-летний юбилей. Оказалось, школу сломали, а на ее месте построили небоскреб. По линии матери мой прадедушка оказался в Баку в 20-е годы. Привез свою семью, а она была очень большая, из Центральной России откуда то из-под Рязани, и тем самым спас ее от голода. Тогда в Баку приехала и семья отца. В детстве уже увлекался техникой, отец на это сильно повлиял. Посещал несколько технических кружков, с товарищами делал действующие модели нефтяных вышек и качалок и другого нефтедобывающего оборудования. Увлекался гимнастикой и парусным спортом. Был такой яхт-клуб "Нефтяник", наверное 2-3 года ходили на яхте по Каспию в пределах Бакинской бухты.

1.jpg

С самого начала решили заниматься часами?

Нет. Поступал учиться на геофизика в Азербайджанский институт нефти и химии, но его не окончил, ушел работать. Устроился в «Азглавэнерго», налаживал энергетическое оборудования, занимался установкой электрических схем. Мы тестировали и проверяли новое оборудование по линии защиты автоматики, которое приходило в систему энергетики Азербайджана, монтировали опытный образец, проверяли, как он работает, а затем писали инструкции для эксплуатации. За шесть лет объехал наверное все электростанции и подстанции республики. А потом перебрался в Волгодонск.

Почему решили уехать из Баку? Как узнали о Волгодонске?

Почему решил уехать из родного города? Национальный вопрос. Из-за поездок по Азербайджану он виделся гораздо лучше, чем из Баку. Отношения к нам конечно были лучше, воспитание тогда было другое. Аксакалы в районах с уважением относились, проблем почти не знал. Но пробиться по работе выше определенной должности было невозможно. Нацкадры всех поджимали. Был у меня коллега, хороший инженер, профессионал. Долго ждал квартиру. В итоге не получил. И так по мелочам. Сложилось понимание, что чем раньше уедешь, тем лучше будет. Вначале хотел перебираться в Москву, во время службы в армии предложили остаться в Риге, но тут в руки попал номер журнала «Огонек», а там про стройку «Атоммаша». И так в 1976 году оказался в Волгодонске.

Просто взяли и приехали?

Да, просто приехал. Взял рекомендацию на работе, в карман положил 90 рублей и вперед! Купил билет на поезд до Ростова, а от Ростова до Волгодонска добирался на автобусе. Тогда в городе еще старая автобусная станция работала на месте магазина «Мебель». Перед отъездом из Баку знакомый дал адрес своего сына для того, чтобы переночевать у него пару ночей. С вокзала я сразу отправился на Степную, там где сейчас завод «Агат» находится. А тогда на этом месте дирекция «Атоммаша» размещалась. Пришел к главному энергетику завода Виктору Викторовичу Садовому. У дверей его кабинета и встретились. Представился, кратко рассказал о работе. Он сразу взял мня за плечи и потащил к себе в кабинет, а там директор ТЭЦ-2 сидел, старичок седой. Садовой и говорит: «Это твой кадр, оформляй». Я осмелел и попросил квартиру до Нового года, жена ведь в Баку к тому времени ждала уже. ТЭЦ еще строилась, поэтому пришлось заниматься вопросами снабжения. А как ТЭЦ стали запускать, к началу работы на станции образовалась два сплоченных «клана»: приехали тепловики с Каменской ТЭЦ и электрики из казахстанского Павлодара. Директор тоже оказался с Павлодара. Тех, кто устроился на теплоцентраль раньше, сразу поприжали. Один из руководителей города тогда предложил мне возглавит заготконтору. Эта организация занималась сбором вторичного сырья по предприятиям. Брали железо, алюминий, макулатуру, тряпье, стекольный бой, шины. Собеседование в горкоме партии прошел и получил должность, хотя к тому времени в партии и не состоял. Сама работа была специфической. Наличные деньги на закупку вторсырья шли без ограничений. В тресте тогда говорили, что управляющий поработает год-два, а потом под суд идет. С трудом, но удалось наладить работу. Начали даже вторсырье на экспорт поставлять. По 50 тонн макулатуры, собранной в Волгодонске и в прилегающих районах отправляли. В Австрию только химзавод по 2 вагона отбракованной гофротары отправлял. Мы им даже шведский пресс поставили, чтобы паковать гофру было удобнее.

за работой.jpg

Как пришли к занятию часовым делом?

Бороться, чтобы макулатура под дождем не скисла, или проверять точность взвешивания стеклобоя, то еще удовольствие. Все крепко химичили, устранить хищения полностью так и не удалось, а хотелось к чистой технике вернуться. Так я и пришел в цех по ремонту часов. В Волгодонске тогда действовал единственный на весь город цех по поточному ремонту часов при «Рембыттехнике». Находился он на первом этаже высоток напротив городской поликлиники на Ленина. Механикой еще во время учебы в школе увлекался, но часовое дело пришлось осваивать самостоятельно по книгам и учиться у действующих часовых мастеров. Сразу взял на себя работу с крупными часами, другие не горели желанием заниматься. За несколько лет освоил всю линейку ремонта часов, постепенно переходя к самым сложным и старым моделям. В это же время на протяжении девяти лет избирался депутатом горсовета. К тому времени я как раз перешел на «Атоммаш» в отдел главного метролога. Устраивался на завод курьезным способом. Атоммашевские метрологи создали кружок для сплава по горным рекам, а я им катамаран из брезента пошил, так и познакомились. На «Атоммаше» после ремонта часовых механизмов занялся обслуживание оптико-механических измерительных приборов. На заводе занимался всеми нестандартными измерениями. И вот уже больше 30 лет это две мои главные профессии, основная - точное метрологическое оборудование, а вторая, больше как хобби - ремонт часов. С часами так никогда и не порывал. Когда в Волгодонске началось кооперативное движение, зарегистрировал одну из первых в городе часовых мастерских, павильон заказал на «Атоммаше» и поставил рядом со «Сказкой». Думал, что будет много клиентов и много интересной работы, особенно со старыми часами. Но в 90-е годы большинство часовых раритетов, которые хранились в городе, продали, время  трудное было. Получалось, что во времена СССР в городе было больше старинных часов, чем сейчас. Поэтому потом в основном занимался метрологией, а к ремонту часов возвращался время от времени. Атоммашевцы тогда создали кооператив «Эталон», который существует и по настоящее время, сейчас это крупная в своей отрасли компания. Несколько лет проработал с ними в «Эталоне», а потом до выхода на пенсию занимался ремонтом сложного медицинского оборудования. К этому времени 5-6 специальностей освоил. 

Что значит быть часовым мастером?

Часовой мастер - это хирург, а наш скальпель - это пинцет. С годами начинаешь чувствовать детали пальцами через пинцет, он становится продолжением руки. Еще когда работал в «Рембыттехнике» даже временную выставку часов в музее создал. Большинство мастеров, которые в городе работают, старые механические часы для ремонта не берут. Это сложно, дорого, проще батарейку быстро заменить и получить деньги сразу. Сейчас ремонт часов - это просто замена одних готовых деталей на другие.

Попадались интересные экземпляры старых часов?

Самые старые часы, которыми пришлось заниматься, были сделаны в 18 столетии. В Волгодонске основная часть заказов, это часы, сделанные в 19 веке или в первой половине 20 столетия. Стоимость часов уже сильно разнилась еще в советское время. Например, «министерские» часы Орловского часового завода стоили 500 рублей - почти пять среднемесячных зарплат. Сейчас стоимость сравнительно простых старых настенных механических часов «на ходу» начинается от 25 тысяч рублей. В нерабочем состоянии цена падает раза в два-три. Хотя размер стоимости здесь всегда относителен, все зависит от фирмы, модели и состояния часов.

Чем привлекательна такая работа?

Что привлекало в такой работе, то это воскрешение старого механизма. Старые настенные и напольные часы сделаны из благородных материалов, дерева, металла, стекла. Часто приходилось самостоятельно делать выходившие из строя старые детали, искать заготовку из подходящего сплава, самостоятельно ее вытачивать и обрабатывать. Старые часы - это летопись истории в металле. Часовые мастера оставляют после себя автографы, как художники на картинах. Настоящий часовой мастер гравирует свой личный знак и дату ремонта на часовой пружине. Это признак мастерства, ведь при неполном ремонте пружину предпочитают не трогать, оставляя автографы на барабане или колесах. Когда разбираешь старые часы, находишь такие послания из прошлого. Встречались автографы и 1860, 1848 годов и более ранних лет. Часто таким способом можно опередить точную дату изготовления часов.

DSC_0990.JPG

Как удалось заняться починкой часов во дворцах Крыма?

В Крым постоянно ездил каждое лето, полуостров вдоль и поперек обошел. В 1996 году попал в Воронцовский дворец. Записался на экскурсию. Во время обхода дворца по профессиональной привычке заметил, что ни одни из старых каминных часов не работают. Пришел в дирекцию дворца, представился и предложил свои услуги. А директором Воронцовского дворца тогда работал Константин Касперович, умнейший человек, с архитектурным образованием. А он и говорит: «Мне нужно до 20 октября сделать башенные часы, провести профилактику и восстановить колокольный бой». Оказалось, что к этой дате в Крым намечался визит потомка графов Воронцовых и принца Уэльского. В Крым принц приехал, но дворец так и не посетил. А часы к уставленному сроку сделать удалось, 9 октября часы запустили.

Много пришлось сделать?

Оказалось, что за часами следил бывший пожарный. Механизм в лучшем случае только смазывали. Помимо боя из строя вышел и второй циферблат. Часы последние лет 70 до этого фактически отработали поврежденном состоянии. В Крым часы попали из Лондона. Сделала их в 1839 году известная часовая фирма «Джон Мур и сыновья». Механизм по качеству и тщательности работы потрясающий. Например, за 160 лет непрерывной работы, бронзовые подпятники вообще не несли на себе следов износа. Такие часы могут работать столетиями. В 1927 году во время известного крымского землетрясения часы немного наклонило, механизм боя пошел вразнос. Оказалось, что балки, на которых крепился колокол, во время землетрясения повело в сторону и, молоток лег на колокол. Некоторых деталей просто не хватало. Разбитые части часов кто-то аккуратно сложил в кучку в той же часовой комнате. Много времени пришлось потратить на исследование механизма. Потом вручную рисовал эскизы поврежденных деталей. Вернулся в Волгодонск и изготовил недостающие детали из бронзы и нержавеющей стали.

DSC_0988.JPG

После 1996 года продолжали работать в Крыму?

После этого несколько лет подряд летом приезжал в Крым и занимался обслуживанием и ремонтом дворцовых часов. Помимо Воронцовского дворца, занимался и часам в известном Массадровском дворце, который ранее принадлежал императору Александру Третьему. Там восстанавливал ход на часах из мрамора в комнате императрицы. Для этого пришлось выточить новое колесо сложной формы. Случались и настоящие казусы. Например, в одних роскошно оформленных каминных часах в кабинете императора обнаружилась пропажа всего механизма. На часах остались только передняя плата и циферблат. Куда пропал механизм, в музее так и не смогли выяснить.

Спасибо за интервью.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
часыКрымдворец
7
1
Народный репортер + Добавить свою новость