В Волгодонск жители Красного Яра приехали на быках и грузовиках
Сельсовет и школа в Красном Яру. Фото из архива школы №12.
Читайте также:
- Старейшей школе Волгодонска исполняется 120 лет (28.06.2019 08:01)
- Бунт проституток, раздевание конвоиров и прочие нетипичные истории времен строительства Цимлянского гидроузла (25.03.2019 14:59)
- Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря (07.06.2015 19:00)
«Блокнот Волгодонска» в рамках подготовки к празднованию 70-летия города продолжает вспоминать страницы истории нашего города.
Массовое заселение территории будущего Волгодонска началось в 1949 году. Тогда в границах современного города был основан рабочий поселок Новосоленовский, а на берегу будущего Цимлянского водохранилища появились два населенных пункта – станицы Старосоленовская и Красноярская.
Последняя строилась рядом с хутором Добровольским, основанным еще в начале 30-х годов. Краевед Иван Шеремета записал подробности переселения Красного Яра. До 1949 года хутор Красный Яр находился в 18 километрах северо-восточнее от нынешнего местоположения, на берегу Дона.
Населению, попавшему под переселение станиц, предоставлялась определённая свобода при выборе места для заселения населенного пункта. Летом 1949 года представители красноярского сельсовета объездили округу в поисках нового места для размещения станицы. Красноярцы Иван Ипатов и Михаил Быстров побывали в хуторе Ясырев Романовского района. Но от переселения туда пришлось отказаться: хутор стоял далеко от Дона, что не понравилось красноярцам, а местные были совсем не рады переселенцам, ведь тогда значительно уменьшился бы размер земельного пая в местном колхозе.
План-схема переселенного Красного Яра в 1949 году. Источник - сайт sarkel.ru. На плане указано, что в 1952 году в Красном Яру сеяли хлопок.
В итоге было принято решение переселяться вглубь степи, но к своим «знакомым» хуторянам. В качестве такой точки первоначально рассматривался хутор Мокро-Соленый, основанный выходцами из Украины. Но он находился вне будущей береговой полосы водохранилища, поэтому было принято решение перенести станицу еще на несколько километров южнее, на склоны Сухо-Соленовской балки.
Красноярцы до последнего надеялись, что переселение будет отменено, поэтому переезжать пришлось уже осенью. Соседние хутора и станицы снялись с насиженных мест еще весной 1949 года. На сроки переезда сказался и график уборки зерновых культур. Иван Шеремета точно установил период переселения станицы, оно заняло ровно месяц с 20 августа по начала октября 1949 года. Из 223 семей на новое место жительства переехали 137 семей, а 71 семья сразу перебралась в районный центр - Романовскую, где красноярцы заселили целую улицу. Стоимость перевозки одного дома в разобранном виде составляла 700-800 рублей, из них только 200 рублей составлял компенсационный платеж от государства. Красноярец Николай Фетисов вспоминал, что часть грузовиков нанимали на стройке Цимлянской ГЭС.
- Переселение жителей проходило без посторонней помощи. Переселялись, кто как мог. В основном, перевозились на быках и машинах, которые выделял колхоз, или просто нанимались на перевозки, - рассказывал житель Красного Яра Андрей Кузнецов.
Наложение старых границ станицы в 1949 году на современный Красный Яр - хорошо видно, что за 70 лет площадь застройки станицы и бывшего хутора увеличилась почти в 2 раза.
Члены колхоза на новом месте получали по 20 соток земли, а служащие – по 15 соток, но в первые годы реальные земельные наделы оказывались больше. Переселенную станицу расчертили в виде классической прямоугольной планировки: в 1949 года Красный Яр начинался от переулка Серверного до современного переулка 8 марта. К станице примыкал бывший хутор Добровольский. На западе граница станицы проходила примерно в районе современной улицы Лучезарной.
Первым акт на переселение получил Иван Предков. Последним из Красного Яра на новое место в 1951 году было перенесено станичное кладбище и останки бойцов Красной Армии из братской могилы на территории станицы. Воинский мемориал был обустроен в центре Красного Яра, рядом с сельским советом. Он существует и по сию пору. А новое кладбище разместили в нескольких сотнях метров от жилой застройки, но уже к 70-м годам станица окружила некрополь.
Ознакомиться с книгой Ивана Шеремета и Галины Лободиной «История станицы Красный Яр» можно в Центральной библиотеке города.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск