Взятки, пьянство и угоны: Волгодонск 80-х годов глазами начальника ГАИ Александра Романова

Читайте также:
- Волгодонский «Гром» прогремел на чемпионате Ростова по муайтай, сорвав щедрый урожай наград (сегодня, 12:40)
- Чтобы вода не «цвела»: в водоем-охладитель Ростовской АЭС запустили новую партию хлореллы (сегодня, 11:20)
- Юрий Слюсарь поблагодарил волгодонцев за теплую встречу и заявил о новом этапе взаимоотношений между городом и регионом (05.09.2025 18:00)
Александр Иванович Романов, родившийся 1 января 1952 года, не просто свидетель, но и активный участник истории Волгодонска.
Его биография – это зеркало эпохи, отражающее стремительный рост города, и, к сожалению, трагические события на дорогах. Ведь Александр Романов смотрел на Волгодонск глазами начальника ГАИ и ему есть, с чем сравнить нынешнее положение на дорогах.
Детство и автомобильная юность
Отец Александра, Иван Федорович Романов, прошел Великую Отечественную войну, сражаясь с японцами. До 1950 года он служил на Курильских островах. После возвращения встретил свою будущую жену. После рождения сына семья переехала из Нового Буяна в Ставрополь, где Александр и пошел в школу. Окончил он ее уже во время, когда город был переименован в Тольятти. В 1969 году он поступил в Тольяттинский политехнический институт, выбрав автомобилестроительный факультет, ведь в это время во всю кипела стройка «АвтоВАЗа».
В 1974 году, получив диплом, Александр был направлен на Волжский автомобильный завод. Два года работы мастером цеха сборки кузовов на главном конвейере, а затем секретарем комсомольской организации, стали для него отличной школой.
Волгодонск: любовь, переезд и партийная работа
В 1973 году Александр женился на Светлане, девушке из Волгодонска. Поездки в Волгодонск стали регулярными. Бывший инспектор отметил, что с каждым его приездом город становился все больше и краше. Ему нравился этот город.
В сентябре 1976 года семья Романовых окончательно переехала в Волгодонск. Александру Ивановичу посоветовали устроиться в «Союз Энергожилстрой» - организацию, занимавшуюся строительством панельных домов и объектов соцкультбыта. Как автомобилист, он пошел в управление механизацией и стал мастером по ремонту автомобилей.
Проработав в своей сфере достаточно долго на разных должностях, Александр Иванович получил неожиданное предложение – перейти на работу в городской комитет партии, заниматься организационно-партийной работой. В его обязанности входили подбор кадров, организация собраний и контроль за вносами.
Вскоре Александр Романов стал инструктором, курируя Трест-Волгодонск сельстрой, все строительные организации, а также правоохранительные органы: суд, прокуратуру, УВД, УВД на транспорте и КГБ. Этим он занимался с марта 1981 года.
Неожиданная должность в ГАИ
Через два года начальник ГАИ был снят с должности из-за высокого уровня ДТП, превышавшего областные показатели. Александр Иванович, с его автомобильным образованием и опытом работы, оказался самым подходящим кандидатом на эту должность. Как рассказывает Александр Романов, в то время ГАИ была в сомнительном состоянии. Настолько, что из местных сотрудников некого было ставить на должность начальника ГАИ. При этом, в институте Романов учился на военной кафедре и ему было присвоено звание лейтенанта. Затем военкомат, без ведома Александра Ивановича, присвоил ему звание старшего лейтенанта. И уже в ГАИ он пришел при звании капитана.
Дороги Волгодонска в то время оставляли желать лучшего. Зимой, после пяти часов вечера, некоторые участки города погружались в темноту из-за недостатка освещения. Тротуары были не везде, пешеходы вынуждены были идти по обочине, рискуя стать жертвой пьяного водителя.
Программа по восстановлению порядка
В отделе ГАИ, который он возглавил, было всего три автомобиля «Жигули» и два мотоцикла. Несмотря на это, Александр Иванович взялся за дело с энтузиазмом.
При нем в городе начали проводиться ежемесячные «дни безопасности дорожного движения». Их организовывали в ДК «Юность», куда приглашали водителей, совершивших незначительные нарушения за неделю. Каждое воскресенье им показывали фильмы о безопасности.
Из-за того, что эти показы проходили по воскресеньям, Александр Иванович рассказывает, что мужчины приходили в дом культуры с женами. Он отметил, что мужей жены тоже дополнительно воспитывали. Так совместными усилиями им удалось снизить нарушения в Волгодонске почти вдвое.
БИЧ этого города - пьяницы
Самой острой проблемой за рулем было пьянство. Как рассказывает Романов, пьяные водители – это БИЧ Волгодонска в 80-е годы. Память Александра Ивановича хранит жуткий случай.
Безответственного пьяного водителя, катающегося на машине за собственной женой, задержали недалеко от отделения милиции. Его машину изъяли, а нарушителя отправили домой и сказали ему вернуться, когда тот протрезвеет. На следующий день мужчина вернулся и забрал автомобиль.
Вернув машину, он со всей семьей поехал к брату, где влил в себя новую порцию алкоголя. Возвращаясь обратно, он устроил аварию на путепроводе, врезавшись в ехавший на встречу автобус. Не справившись с управлением, Жигули въехала в рядом стоявший отбойник. Так, застряв в тисках между автобусом и отбойником, погиб сам водитель, женщина и их годовалый ребенок.
После этого рассказа Александр Иванович поделился легкой статистикой и сравнил нынешнее и старое положение на дорогах. Он отметил, что сейчас ДТП происходят чаще, но тяжесть их последствий не так высока, как раньше. По его словам, раньше в Волгодонске в год от ДТП гибло 23-25 человек и около 200 получали ранения. Самыми аварийными местами были Путепровод (особенно зимой) и улица Морская.
Утопшие в кипятке жертвы безрассудного шофера
Самая страшная трагедия на дорогах в Волгодонске, по памяти Александра Романова, случилась 6 декабря 1984 года.
Водитель трактора вез бур. На возвышении он случайно задел трубу с кипятком, из-за чего пошла струя и поднялся пар. Ехавший водитель автобуса ему на встречу внезапно остановился. Вместо того, чтобы проехать сквозь облако пара, почему-то водитель свернул под струю кипятка. Напор в 9 атмосфер и кипяток полились на головы 48 пассажиров. Прямо под водой автобус заглох.
Запаниковав, водитель тут же выбежал из автобуса, оставив пассажиров страдать в агонии под струящимся напором воды. Взаперти погибло 15 человек. Водителя автобуса посадили на 10 лет, а с водителя трактора взыскали ущерб в размере 600 рублей – его четырехмесячной зарплаты. Александру Ивановичу, как новому начальнику ГАИ, тогда объявили выговор за данное происшествие.
В то время молодые мотогонщики были еще опаснее
Александр Иванович рассказывает, что, как и в наше время, в те годы в Волгодонске процветали угоны мотоциклов. Чтобы угнать мотоцикл, в Волгодонск приезжали люди из Дубовского и Зимовниковского районов. В основном угонами занималась молодежь.
Некоторые особо смекалистые люди специально оформляли страховку на мотоцикл и бросали его где попало. Естественно, мотоцикл угоняли, и если милиция его не находила, то владельцу выплачивали страховку.
Для того, чтобы пресечь угонщиков, ГАИ ночами проводила рейды. В итоге на то время раскрываемость угонов составляла 60-70%.
Взятки и чужой патруль в Волгодонске
Александр Иванович также рассказал о постах ГАИ, в частности о посте ГЭК перед мостом через судоходный канал. Он принадлежал Донскому дивизиону. По словам бывшего капитана милиции, сотрудники этого поста были чересчур придирчивы, пытались выявить любое мелкое нарушение и даже навязать его самостоятельно. При этом, они не брезговали взятками и зачастую брали не деньгами.
Александр Романов предположил, что взятки могли брать и инспекторы из Волгодонска, однако сам лично никогда такого в городе не замечал. При этом, в первые годы его службы, образовались специальные отделы по борьбе с коррупцией.
Больше 5 лет на должности начальника ГАИ
С 1983 по конец 1988 года Александр Иванович Романов проработал в ГАИ. В 45 лет, в звании капитана милиции, он вышел на пенсию. Его служба пришлась на непростое время, полное трагедий и вызовов. Но он делал все, что мог, чтобы обезопасить дороги Волгодонска и сохранить жизни людей. Его воспоминания – это ценный взгляд на историю города и работу милиции в эпоху перемен.
Константин Прибрежный