Волгодонск Пятница, 29 марта
Общество, 29.02.2020 10:12

Как ряд нарушений привел к смерти 9-летней Марии Салостиной в бассейне Цимлянска

Условное наказание тренеру из Цимлянска не удовлетворило родителей погибшей школьницы.

Пятница. 14 февраля 2020 года. За окном пасмурно и много снега. Около 20 человек теснятся в маленьком зале суда, пустили не всех желающих, так как мест просто не хватает. Жители Цимлянска в этот день пришли в суд для того, чтобы услышать приговор по делу гибели маленькой Марии Салостиной.

Отец девятилетней Маши не многословен и со всей серьезностью в стороне ждет решения суда. Мама девочки со слезами на глазах принимает слова поддержки со стороны знакомых и людей, которые пришли поддержать ее в это непростое время.

«Всем встать. Суд идет»

Девятилетняя Маша утонула в бассейне во время занятий в Спортивной школе олимпийского резерва №29, где директором является Алексей Цветнов. Страшная трагедия произошла 19 июня 2018 года в городе Цимлянске на глазах у одноклассников и тренера Вячеслава Макарова.

Мария Салостина

Мария Салостина

В период летних каникул школьников, которые посещали приходящий лагерь, два раза в неделю водили в бассейн ФОКа города Цимлянска, где располагается школа плавания. Ученице 3 класса средней школы №3 Марии Салостиной очень нравились эти занятия, они вызывали у нее много положительных эмоций. Там детей учили плавать, нырять и просто уверенно чувствовать себя в воде.

Как и положено, перед тем, как допустить детей к занятиям по плаванию, все проходили медкомиссию, которая показала, что у Маши не было никаких противопоказаний. Ребенок абсолютно здоров.

Придя на очередное занятие 19 июня, дети как обычно зашли в раздевалку, где переоделись, приняли душ и отправились к бассейну, где их ждали тренеры. Школьников разбили на две группы, Мария попала в ту группу, где тренером является Вячеслав Макаров. Дети зашли в бассейн и приступили к разминке. Для безопасности школьников, они занимались на глубине 90 сантиметров на установленном понтоне. Стоит отметить, что понтон шириной умещался на одну дорожку, а в конце никак не огражден буйками, несмотря на правила безопасности. Из-за этого детям зрительно тяжело понять, где заканчивается понтон и начинается глубина.

В этот раз дети учились выполнять упражнение «Стрелочка». Делали они его по очереди. Казалось бы, обычный рабочий день, каких у тренера за плечами были тысячи.

Бассейн ФОК.jpg

И вот, наступила очередь маленькой Маши, которая подошла к бортику, встала спиной к тренеру, сложила ручки за головой, изобразив стрелочку, наклонилась вперед и начала плыть. Преодолев необходимую дистанцию до конца настила, девочка вынырнула и отправилась в строй. В это время тренер следил за другими ребятами, которые выполняют упражнение. И вдруг, девочка резко вертикально уходит под воду. Через несколько секунд частью тела она появляется на поверхности, пытается удержаться, но вновь тут же уходит под воду. Снова выныривает — пытается хватать воздух ртом. Но что-то будто бы вновь тянет ее на дно. Через секунду все повторяется вновь. Еще секунда — и вновь она появляется на поверхности, пытается удержаться на поверхности, но уходит под воду.

Мгновение и девочка больше не подает признаков жизни. Со слов свидетелей, она всплыла спиной вверх и не шевелилась. Только лишь в этот момент тренер замечает ребенка и не спеша, сложив руки за спиной, отправляется к ней. Как сообщает сам Вячеслав Макаров — он подумал, что Маша просто делает упражнение «звездочка», которое они учили на прошлых занятиях. Бросив в сторону девочки спасательный шест, и увидев, что она никак не реагирует, Вячеслав понял: произошло что-то страшное.

Бассейн ФОК.jpg

Четко назвать то время, которое ребенок пробыл под водой, невозможно, так как в суде рассматривалась только ускоренная видеозапись с камер наблюдения. При этом записи были предоставлены следствию только лишь спустя 2,5 месяца с начала расследования. Изначально видео было в режиме реального времени с указанием времени и даты. Однако уже в сентябре это видео было совершенно другим — времени и даты нет, запись ускоренная.

С помощью спасательного шеста тренер начал подтягивать ребенка к себе, после чего достал ее из воды. Начинается паника: к Макарову подбегает другой тренер и помогает достать девочку из воды. Других детей выводят из бассейна и уводят в раздевалку только спустя некоторое время. Класс наблюдает за тем, как Машу пытаются привести в чувства, выводя из легких воду и делая искусственное дыхание. Вода из легких выходит вместе с рвотными массами.

Еще один занимательный факт. Медицинская сестра, которая в момент занятий должна находиться у ванны бассейна и наблюдать за детьми и их состоянием - отсутствует. В этот момент, по ее же словам, она была в раздевалке. Прямое нарушение инструкций - такого мнения придерживается семья Салостиных.  

Позже в здании появляется фельдшер скорой помощи. Позднее приехала еще одна бригада «скорой». Ребенку сделали непрямой массаж сердца, искусственное дыхание и внутривенное введение адреналина. Но в тот момент, когда ребенку вводили инъекции адреналина, маленькая Маша уже была мертва. После того, как фельдшер поняла, что ребенок не приходит в себя, у нее отсутствует пульс, дыхание и сердцебиение, зрачки расширенные и сухие, на свет не реагировали, кожные покровы были холодные - фельдшер констатировала смерть.

Как только тренер заметил ребенка в воде без движения и достал ее из воды, работники ФОКа связались с мамой Маши и сообщили ей, что ребенку стало плохо. В тот момент, когда Анжелика Салостина прибыла в ФОК ее дочка была уже мертва. Судмедэкспертиза показала, что смерть наступила от утопления.

«Я виновен, но частично»

16 мая 2018 года спортивная школа олимпийского резерва №29 заключила договор со спортивно-оздоровительным центром «Лидер» на оказание инструкторских услуг в плавательном бассейне. Тренеры должны были проводить занятия в рамках программы «Всеобуч по плаванию» в период с 1 июня по 25 июня 2018 года.

ФОК Цимлянск

К слову, инструктор и тренер, согласно правилам, — это два разных человека. Тренерский состав в лице трех человек на занятиях присутствовал, а вот инструктора, в тот день, как и впрочем, вероятнее всего, в предыдущие дни — не было. Тренеры заключили контракт на оказание тренерских услуг, они учили детей плавать. В то время, как инструктор должен следить за безопасностью на воде, пока тренер уделяет персональное внимание каждому ученику.

Одним из тренеров, который 19 июня 2018 года вел занятие в бассейне, был Вячеслав Макаров, 1956 года рождения, в чьей группе и занималась Мария Салостина. До обеда он работал с «Лидером», а с 14:00 до 19:00 он работал с тренировочными. В 2013 году у него был инфаркт, а в 2017 году -  шунтирование. При этом Вячеслав страдает ишемической болезнью сердца с сопутствующими заболеваниями. Эти факты имеются в уголовном деле. 

В тот день он помнит, что Маша выполняла упражнение хорошо. В какой-то момент он отвлекся на тех детей, которые были более слабыми и плавали хуже.

- Я заметил, что девочка плывет, она лежала посередине дорожки. Я подумал, поскольку до этого мы делали «звездочку», наверное рассматривает дно. Я смотрел-смотрел, а потом подумал, что надо обойти ее и вернуть. Постоял 6-7 секунд, пока думал, что делать, а потом решил, что девочку надо подвинуть к краю. Стал обходить, пока шел, мозги начали работать по-другому, и я стал ее быстрее вытаскивать, - рассказывал в показаниях Вячеслав Макаров. - Во-первых, я замешкался и не понял, а потом уже понял, что что-то серьезное. Потому что шел к ней, смотрел на нее, а она ни разу голову не подняла.

В судебном заседании Вячеслав Макаров вину в совершении инкриминируемого ему деяния признал частично, но не сразу. Он неоднократно повторял, что не считает себя виновным, так как в произошедшей ситуации действовал четко по инструкции и сделал все возможное и правильно.

- Я понимаю, что в основном тренер главное лицо в бассейне и он должен нести ответственность за всех детей и все, что происходит. Я считаю, что это был несчастный случай. Ребенок потерял сознание и ушел под воду, не объяснив, не сказав ничего, не показав, что ему плохо, такого не было за весь 20-летний стаж.

«Приговор — виновен»

Допрос всех свидетелей. Долгие разбирательства. Судебно-медицинская экспертиза. И вот, наконец-то суд готов вынести приговор. В связи с ишемической болезнью сердца Вячеслава Макарова и частичным признанием своей вины, суд признает это смягчающими обстоятельствами.

Почти три часа стойко выстояли присутствующие в зале суда, пока судья Михаил Карапуз зачитывал приговор. Вячеслав Макаров все время смотрел в пол. Анжелика Салостина судорожно смотрела по сторонам.

«Признать Вячеслава Макарова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 109, ч. 2 УК РФ и назначить ему наказание в виде двух лет ограничения свободы, с лишением в порядке ч. 3 ст. 47 УК РФ права заниматься деятельностью, связанной с обеспечением контроля за безопасностью жизни и здоровья детей, занимающихся в плавательных бассейнах и на открытой воде на срок один год, с установлением на основании ч. 1 ст. 53 УК РФ следующих ограничений: не изменять место жительства или пребывания, а также не выезжать за пределы территории муниципального образования города Волгодонска, без согласия спецоргана».

Со спортивно-оздоровительного центра «Лидер» в пользу семьи Салостиных будет взыскано в возмещение материального ущерба, а также возмещение компенсации морального вреда. С Вячеслава Макарова в пользу семьи Салостиных взыскать процессуальные издержки.

Суд. Цимлянск. 14 февраля

«Рыба гниет с головы»

Когда Анжелике Салостиной позвонили и сообщили, что ее дочери стало плохо, но ничего страшного не произошло, она сразу же связалась с мужем и попросила его срочно приехать в бассейн. Сама Анжелика в этот момент находилась на работе, поэтому первым в ФОК прибыл ее муж.

Когда Анжелика приехала в бассейн, на втором этаже их дочь лежала уже мертвая. Там был тренер и сотрудники полиции, которые допрашивали свидетелей. Была небольшая суматоха. Она обнимала безжизненное тело своей дочери и не могла поверить в утрату. В этот же день следователь вызвал их на допрос, за ними был тренер Макаров, который ждал своей очереди. Он извинялся и просил прощения у семьи Салостиных.

Прошло время, но боль в сердце семьи Салостиных не утихла. Мама маленькой Маши считает, что в смерти ее ребенка виноват не только Вячеслав Макаров и поэтому не только он должен нести наказание.

- Приговор за жизнь ребенка очень и очень смягчающий. Два года условно за смерть ребенка - это ничтожно мало. Осталось много вопросов без ответов. Я с уверенностью могу заявить, что буду дальше бороться, чтобы все виновные в смерти моей дочери были наказаны. Я хочу добиться справедливости. Ведь не один же тренер во всем этом участвовал. Как говорят: «Рыба гниет с головы». Вот мы и будем искать эту голову. Также у меня просьба к нашим гражданам. Пожалуйста, не надо делать свои выводы по поводу состояния здоровья моего ребенка и ставить свои диагнозы. Все было доказано судмедэкспертизой. Не вынуждайте меня подавать в суд на клевету. На момент занятий в бассейне моя дочь была полностью здорова, а причиной смерти стало именно утопление.

Анжелика Салостина

Анжелика Салостина, мама погибшей девочки

На этом борьба семьи Салостиных не закончилась, им предстоит найти ответы на множество вопросов: как занятия могли начаться при неполном тренерском составе (без инструкторов), почему ребенка, достав из воды, сразу не отвезли в реанимацию, а так долго ждали приезд «скорой», куда делось первоначальное видео и почему суд принял во внимание видео в ускоренном режиме, и почему оно вообще было передано следствию спустя 2,5 месяца?

- Всех людей со статусом родители хочу предупредить, обращайте внимание на все тонкости и нюансы, когда вы отдаете детей на занятия в какие-то дополнительные образовательные учреждения, как там все устроено и соответствует ли это все должностным инструкциям, нормативно-правовым актам - дабы избежать таких тяжелых последствий. 

Виктория Исаева

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
Волгодонскновостьсуд
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость