Волгодонск Четверг, 25 апреля
Культура, 10.12.2017 14:34

Два Ленина на месте «Магнита» у ДК Курчатова и другие истории о Волгодонске можно узнать из новой книги

В Волгодонске прошла презентация книги воспоминаний строителей и жителей города «Так создавался новый Волгодонск».

9 декабря в малом зале ДК имени Курчатова собрались десятки строителей «Атоммаша» и Нового города. Поводом для столь представительного собрания стал выход в свет первой за последние  годы книги, посвященной  истории и жизни Волгодонска в это время

Автором идеи издания, составителем и редактором книги стал Алексей Паршин, в 70 и 80-е годы работавший секретарём парткома «Жилстроя» и «Гражданстроя», строительных организаций, построивших в степи Новый город. Уроженец станицы Цимлянской, Алексей Паршин после учебы в Новочеркасском строительном техникуме и Пензенском политехническом институте, работал в Новосибирске, а в 1976 году вернулся в родные края на стройку «Атоммаша».

На презентацию книги пришли люди, собственно и построившие новый город и «Атоммаш». Некоторые из них уже не проживают в Волгодонске, но поддерживают связи с городом своей молодости. Среди них – депутат Законодательного собрания Ростовской области Юрий Потогин, председатель Общественной палаты Волгодонска   Виктор Стадников, бывший главный архитектор Волгодонска Анатолий Жмакин, многолетний руководитель культуры города Людмила Мурашова, залуженный бригадир Людмила Рудь и многие другие.

3.JPG

Заместитель главы администрации Волгодонска Светлана Цыба на сцене ДК вручила Алексею Паршину благодарственное письмо  от главы администрации города Виктора Мельникова.

Соавторами книги выступили почти 40 человек – нынешних и бывших волгодонцев, принимающих участие в строительстве и развитии города в 70-80-е годы. Тогда  за 5-6 лет рядом с Волгодонском вырос Новый город, а население Волгодонска увеличилось с 30 до 150 тысяч человек. За несколько лет сонный и небольшой городок, не дотягивавший по размерам даже до Сальска, превратился в одну из крупнейших в СССР строек, ставшей известной на всю страну.

2.JPG

Строительство «Атоммаша» широко освещалось в прессе тех лет, регулярно выходили книги и документальные фильмы, посвященные «Атоммашу» и Волгодонску. Но после 1991 года выпуск книг об истории Волгодонска, за редким исключением, быстро сошел на нет. Поэтому появление «Так создавался новый Волгодонск» стало большим событием в культурной жизни города.

 - Замысел книги воспоминаний возник более двух лет назад, - рассказывает Алексей Паршин, - Первый делом начал обзванивать своих знакомых. Некоторые соглашались дать развернутое интервью, кто-то отказывался. В общем на сбор материалов ушло почти два отпуска и более двух лет,  - продолжил он.

Во введении к книге Алексей Паршин подчеркивает важнейшую роль в выборе Волгодонска, как места строительства «Атоммаша» первого секретаря горкома КПСС в 1964-1971 годах Бориса Головца. Именно он, используя связи в облисполкоме и министерстве финансов СССР, сумел привлечь внимание к Волгодонску со стороны правительства СССР.

«Так создавался Волгодонск» построен по тематическому признаку. Все статьи в книге сгруппированы по отраслевым темам «Строительство», «Здравоохранение», «Образование и наука», «Культура», «Физкультура и спорт», «Отдел внутренних дел», отражающим тот или иной аспект жизни города. Некоторые темы пришлось писать только по воспоминаниям.

001.jpg

002.jpg

Председатель совета ветеранов Волгодонска Владимир Мельников, много лет проработавший в органах внутренних дел, признался, что готового материала для статьи не было, его пришлось собирать по крупицам, расспрашивая бывших и действующих правоохранителей.

Книга вышла в ростовском издательстве «Альтаир». Тираж «Так создавался новый Волгодонск» составил 400 экземпляров. Часть тиража книги будет передана в городские библиотеки. В продажу книга, по словам Алексея Паршина, поступать пока не будет. Приобрести книгу можно у ее авторов, проживающих в Волгодонске.

В 2018 году исполняется 40 лет вводу в строй первой очереди «Атоммаша». Собравшиеся строители города и завода предложили присутствующим в зале чиновникам администрации Волгодонска отметить эту памятную дату (она приходится на декабрь следующего года) на уровне общегородского праздника, а в течение 2018 года провести памятные мероприятия, посвященные этому важнейшему событию в городской истории.

Отрывки из книги

Анатолий Жмакин

Ленин из цеха химзавода  на месте гипермаркета «Магнит»

Вспоминаю еще одну работу, которая выполнялась в рамках Концепции  монументально-художественного оформления города. Это был проект установки памятника В.И. Ленину на площади перед строящимся в то время зданием общественный организаций (пр. Курчатова, 18, ныне в нем размещается гипермаркет «Магнит»). Автором выступил ведущий архитектор АМ-1 (АМ – архитектурная мастерская – «Блокнот») института «Гипрогор» (Москва) Олег Акимович Логинов.

А вот скульптуру Ленина (автор – знаменитый скульптор Г.В. Нерода) во весь рост, с выброшенной правой рукой вперед, решили использовать ту, что долгие годы хранилась в одном из цехов химзавода. Замысел архитектора Логинова подвергся серьезной критике на заседании Градостроительного совета города. Олег вносил изменения, но работа не шла. Да и спешить было некуда. Строительство здания, в котором предполагалось разместить горком КПСС, горисполком, горком комсомола на время затормозилось, а ставить памятник Ленину на стройплощадке было нецелесообразно.

Кстати, на первом этаже здания общественных организаций предусматривалась установка бюста Ленину. Авторскую работу по созданию бюста вождю выполнял известный московский скульптор народный художник СССР П.И. Бондаренко, автором-архитектором был я. Я встречался со скульптором в его рабочем кабинете, когда он был ректором Московского государственного художественного училища им. В.И. Сурикова. Павел Иванович показывал фотографии готовой работы, выполненной из белого кристаллического мрамора, а на прощание передал мне несколько фотографий бюста Ленина

Иван Муругов

Первый дом на 50 лет СССР

31 октября 1971 года строители-первопроходцы приступили к строительству первого жилого дома на еще не существующей улице имени 50-лет СССР. Я помню огромное волнение машиниста экскаватора, который не мог высыпать в кузов автомобиля первый ковш грунта котлована жилого дома. Я спросил не пьян ли он, а он ответил:

 - Я так волнуюсь, что руки дрожат.

Успокоившись, он стал спокойно загружать автосамосвалы.

Инна Ревенко

Ядовитый формальдегид в школе №24

В работе СЭС встречались и большие огрехи. Так уже в период эксплуатации в школе №24 вдруг в несколько раз повысилось содержание формальдегида в воздухе помещений. Занятия были приостановлены, и начались поиски причины. Поднимали проект. Досконально исследовали сертификаты на строительные материалы. Причина крылась в смоле, которую использовали перед покрытием паркета. Эта марка была запрещена для внутренней отделки помещений. В результате нашего заключения среди учебного года в школе было полностью заменено паркетное покрытие.

Николай Курченко

Как устанавливали памятник «Корчагинский поход продолжается» у кинотеатра «Комсомолец»

До открытия кинотеатра оставалось два дня. С утра на площадку пошел большой бетон. Надо было завершить бетонные работы на бассейне под фонтан. Постамент под скульптуру был уже выполнен.

Бригада «Спецстроя» с первого дня работы у кинотеатра перешла на двенадцатичасовой рабочий день: шесть – в первую смену, шесть  - во вторую. Это было очень нелегко, учитывая высокий темп работы. Несколько раз, когда нужно было срочно уложить арматуру или выставить опалубку, первая смена задерживалась еще на несколько часов работы и уходила только после полуночи.

К концу первой смены в ближайшие к крану точки бутон уже был уложен. Дальше, при всем желании, бадьей было уже не дотянуться – это грозило опрокидыванием крана. Ребята выгружали бетон и лопатами носили его на дальние точки фундамента.

Восемь часов вечера. Пересменка. На свои 12 часов вышло звено Юрия Кима. Ребятам предстояло уложить вручную еще десятки кубометров бетона. Было видно, что бригадир не собирается уходить домой. Он остался на ночь с бригадой. К нему подошел член отряда имени 18 съезда ВЛКСМ звеньевой Владимир Пронин: «Пересмены не будет. Все мое звено останется на вторую смену. Вы без нас не справитесь. А бетон надо уложить сегодня. И пораньше. Он должен затвердеть – завтра вечером будет подвезена скульптура, и ее к утру надо установить».

И вот скульптура «Корчагинский поход продолжается» была погружена на трейлер. Во второй половине дня в сопровождении ГАИ она двинулась в путь. Когда прибыли к месту установки памятника, то оказалось, что длины стрелы крана не хватает для установки такого высокого монумента. При установке на постамент первая попытка была неудачной. И только со второго раза скульптура встала на место. Было два часа ночи 29 октября 1981 года, кондуктор был разрезан и убран. Утром скульптура во всей красе предстала перед зрителями – жителями города, удивленными тем, что она выросла тут за одну ночь.

январец.jpg

Приключения бульдозера по дороге на строительство ТЭЦ-2

Генподрядчиком на строительстве ТЭЦ являлось вновь созданное УС «Промстрой» (УС – управление строительства  - «Блокнот»). То ли из-за каких-то организационных трудностей «Промстроя», то ли по другим причинам, но начало строительства станции  было поручено УС «Жилстрой», его СМУ-2. Тематическое задание СМУ не менялось, но трест пообещал оказать помощь. Предполагалось подвести к площадке ТЭЦ временный силовой кабель, проложить временные дороги и отрыть котлован под первый объект станции – 185-метровую дымовую трубу (сейчас это малая резервная дымовая труба ТЭЦ  - «Блокнот»).

С трудом разыскав свои же деревянные колышки в степи, заросшей уже выгоревшей на солнце полынью и кустиками дикой овсяницы, главный геодезист треста ВДЭС Ю. Жуков, как полагается, по акту передал мне разбивку главных осей фундамента трубы.

Дав задание плотникам на устройство закрепляющей геодезической оси обноски, я с заявкой на механизмы и автотранспорт отправился за обещанной помощью в диспетчерскую треста, где и дождался главного диспетчера треста А. Михайлова. На время, которое ушло на оборудование нашего маленького «плацдарма» в донской степи, Анатолий Васильевич взял над нами шефство. Несмотря на занятость, он ежедневно находил время, чтобы заглянуть к нам «на ТЭЦ», расспросить о делах и чем-то помочь. Мобильных телефонов тогда не было и в помине, связь же по армейским станциям была крайне неустойчивой.

А первый рейс бульдозера Т-130 с прицепленным к нему прорабским вагончиком Михайлов проконтролировал сам. Не рискнув воспользоваться единственным деревянным мостом через залив  в Красном Яру, он сопроводил бульдозер к обнаруженному за хутором проезду под полотном железной дороги на Зимовники.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Алексей ПаршинДК имени Курчатовакнигаистория Волгодонска
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость