Волгодонск Четверг, 25 апреля
Общество, 28.08.2019 18:03

«Эпидемия холеры в Одессе дала толчок к развитию яхтенного спорта в Волгодонске»: Петр Коханов

Известный тренер и фактический основатель яхтенного спорта в Волгодонске Петр Коханов стал гостем «Блокнота Волгодонска».

В 2019 году Петр Коханов объявил об уходе с поста тренера парусного отделения спортивной школы олимпийского резерва №29. С именем тренера связана целая эпоха в развитии спорта и подготовки спортивных кадров в Волгодонске.

В 70-е годы Петр Коханов стал у истоков создания одной из лучших в СССР школ под подготовке яхтсменов. Волгодонск долгие годы считался, а во многом и продолжает оставаться, центром яхтенного спорта. Воспитанниками Петра Коханова и его коллег стали именитые спортсмены Максим Таранов, Вадим Стаценко, Валерий Зацаринный, Олег Кривов, Антон Сергеев, Елена Бруцкая, Владислава Украрцева. Некоторые их них уже передают свой опыт новым поколениям юных спортсменов. В рубрике «Лица города» Петр Коханов рассказал о себе, своей работе и планах на будущее.

Расскажите о своей семье, откуда вы и ваши родители родом?

Мои родители встретились на фронте, на одном из военных аэродромов. Мама служила в войсках ПВО, а отец был матросом-пулеметчиком, так было записано в его солдатской книжке. До войны он работал шахтером в Кузбассе. После освобождения Донбасса отца отозвали из армии и направили на восстановления шахт. Так я и появился на свет в пригороде Донецка, Макеевке. Через несколько месяцев отец получил тяжелую травму на шахте в Краснодоне, после чего врачи рекомендовали вернуться на родину в Красноярск для излечения. В Красноярске и прошли мои детские годы и молодость.


1.JPG
Петр Коханов в большом эллинге яхт-клуба

Что послужило толчком к занятию яхтенным спортом, как вы пришли в профессию?

Отчасти случайно. Была одна девушка, которой я сильно симпатизировал. Вместе с ней записался в секцию спортивной гимнастики. Пошли первые успехи, через два года вошел в сборную Красноярского края. Но, однажды во время тренировки на кольцах лопнул канат и я упал на головой вниз на пол, получив травму позвоночника. Год я ходил в корсете. С гимнастикой пришлось распрощаться. Весной случайно зашел в морской клуб при местном ДОСААФе, да так там и остался. Там всей душой полюбил море. А после школы поступил в военно-командное училище. Увлечение яхтингом я не забросил и во время учебы. Курсантов регулярно вывозили в Одессу на практические занятия, в том числе и с парусами. Но стать офицером ВМФ не удалось. Во время хрущевских сокращений армии и флота училище превратили в водный техникум. Для получения диплома требовалось пять лет отработать в системе торгового флота. Чтобы «скостить» этот срок я отправился служить на флот во Владивосток. Основную часть службы провел в морской пехоте в отдельном артиллерийском дивизионе на механической тяге замкомандиром взвода. В то время морская пехота, впервые за долгое время , получила береты в качестве основного головного убора и отдельную форму. Помню, что в первое время комендантские патрули во Владивостоке просто терялись при виде нас в новом форме. Во время боев на китайско-советской границе получил тяжелое ранение ноги: едва не потерял стопу. Тогда нас экстренно перебросили к Амуру. Я в качестве дальномерщика принимал участие в подавлении китайских огневых позиций на острове Даманский. Произошел несчастный случай: часть ноги просто оторвало. Тогда была зима. Оторванную стопу бросили в лед и сутки возили по больницам в поисках врача, который мог бы пришить оторванную конечность. Все врачи предлагали ампутацию. Наконец, когда очередной врач стал осматривать ногу, я приподнял полу бушлата и показал пистолет, который так и не был сдан после ранения и прошептал что-то вроде: «Мне терять не чего, у убежать не успеешь. Сохраняй ногу!». Ступню все-таки пришили, а домой я вернулся на костылях. В военном билете тогда написали, что в период прохождения воинской службы была получена обычная бытовая травма.

2.JPG
Яхт-клуб - начало. Фотография сделана во время большого половодья на Дону. Тогда вода подступила к гребню плотины. На заднем фоне хорошо заметно головное сооружение Донского магистрального (оросительного) канала.

По возвращению домой снова занялись любимым делом?

В Красноярске вернулся к яхтингу. Еще во Владивостоке после выписки из госпиталя зашел в местный яхт-клуб и попросил покататься на воде. Откатался так, что сразу сорвали с экипажем приз на местных соревнованиях. Поэтому по возвращению домой не колебался, чем заниматься дальше. В Красноярске сразу влился в подготовку к первой Спартакиаде СССР по яхтенному спорту. Первую команду на ходу готовил из членов краевой сборной по легкой атлетике и стрелков-лыжников. Но, ребята оказалась толковыми и наша команда заняла четвертое место. После этого успеха добился возвращения в детский спорт и с тех пор занимаюсь любимым делом.

А как вы попали в Волгодонск?

В Одессе проходили соревнования по яхтингу по линии добровольного спортивного общества «Водник». Организатором выступало Министерство морского и речного флота. На соревнования отправилась наша команда из Красноярска. Авиаперелет проходил с посадками промежуточных аэропортах. В Челябинске к нам подошел человек и сообщил: «Команда Красноярска с руководителем Коханов выходите». Оказалось, что Одесса полностью закрыта на карантин из-за эпидемии холеры. Сообщение города с внешним миром было прекращено, а всех пассажиров самолетов, автобусов и поездов разворачивали назад. В справочном бюро сообщили, что нам выделили места на красноярский самолет, летящий в Ростов. Из аэропорта Ростова мы выехали в Волгодонск.

3.JPG
Виталий Гришин (на фотографии слева) проводит экскурсию по яхт-клубу для делегации офицеров и матросов Тихоокеанского флота.

Почему для соревнований был выбран именно Волгодонск? В чем были преимущества нашего города?

Соревнования в Волгодонске прошли на отлично. Яхтенной базы тогда не было, но встретили нас прекрасно. В шутку говорили, что в Волгодонске мы вместо воды пили цимлянское вино. Акватория Цимлянского водохранилища идеально подходила для яхтенных гонок. Здесь есть большая вода, разные глубины, постоянные разнонаправленные ветра. Водохранилище рано освобождалось от льда. Были и другие преимущества: в Волгодонске не действовал режим пограничной зоны, который в обаятельном порядке применялся в приморских городах, не было жесткого контроля со стороны милиции на воде, что было свойственно для крупных приморских портовых городов. В Волгодонске было где размещать и кормить участников соревнований, а руководители города пообещали всемерно развивать базу яхтенного спорта. В конце соревнований на тренерском совете по парусному было решено остановить выбор на Волгодонске. Было принято решение в следующем году провести в Волгодонске сразу два соревнования — первенство СССР по линиям спортивного комитета и профсоюзов. На прощальном банкете в Волгодонске председатель горисполкома Виталий Гришин предложил перебраться на Дон и заняться развитием парусного спорта в Волгодонске. «Про тебя сказали, что ты молодой и вернулся с армии. Перебирайся к нам»: предложил тогда Гришин.


4.JPG
Строительство яхт-клуба и спортивной школы. В нем принимали участие и юные яхтсмены. 

Как было принято решение окончательно перебраться на Дон?

Первое время покидать родной город не хотелось. Но уже в Красноярске оказалось, что обещанная квартира досталась другому тренеру, а в Волгодонске сразу пообещали обеспечить жильем. Поэтому я, подумав, дал согласие и отправился на юг. Через неделю я уже был в Москве. Там в комитете выделили грузовички «Колхида», груженный новыми лодками для Волгодонска и Таганрога. На этих машинах с водителем мы и отправились, не сильно спеша, в Ростовскую область. В Волгодонск приехал уже штатным работником яхт-клуба.

К 70-м годам яхтенный спорт в Волгодонске уже имел традиции?

Основателем парусного спорта в Волгодонске стал руководитель отдела физкультуры Евгений Алексеевич Сагин. Городу просто повезло иметь такого человека в списке своих граждан. Это был единственный руководитель, который лично участвовал в любом спортивном мероприятии и подавал всем пример. Первые соревнования по яхтингу в Волгодонске состоялись в день открытия Волго-Донского канала 27 июля 1952 года. Тогда на барже, отправившейся из Ростова-на-Дону в порт доставили шесть лодок. Это был подарок комсомольцев Москвы и Таллина (по три лодки). Каждая лодка вмещала по 2-3 человека. Яхты сопровождали караван судов, которые следовали из водохранилища в Дон. Евгений Алексеевич участвовал в этом деле. Но в первый день открытия движения на Цимлянском водохранилище разыгрался страшный шторм, что вода переплескивала через гребень плотины. Тогда половина яхт разбилась. А три оставшиеся лодки составили составили ядро первой лодочной станции города. Она открылась в системе ДОСААФ. ДОСААФу принадлежал старый колесный пароход «Сигнал», превращенный в плавучую базу. Позднее в Волгодонске появился и детский морской клуб. Тогда на месте яхт-клуба находился первый городской пляж. Там находился прозванный за свою форму павильон «шайба», где продавали пиво, лимонад и закуски. Когда началось строительство большого яхт-клуба, пляж, при участии того же Евгения Сагина, перенесли на оросительный канал, на проточную воду.

5-6.jpg
Яхт-клуб в 70-е годы. Вид со стороны плотины.

Как в городе строился яхт-клуб?

Первые восемь лет яхт-клуб находился в ведении Волго-Донского пароходства. Это приводило к тому, что снабжение клуба оставляло желать лучшего. Потом яхт-клуб перешел «под крыло» профсоюза «Атоммаша». При яхт-клубе была создана и спортивная школа. Вначале она работала как филиал ДЮСШОР из Таганрога, а позднее получила самостоятельность. Переход к «Атоммашу» сразу положительно сказался на нас. В Волгодонске яхт-клубу активно помогали Виталий Гришин и Михаил Хромых, ставшие инициаторами создания хорошей спортивной базы. Есть такая пословица: «В темной воде хорошо рыба ловится». Яхт-клуб в Волгодонске строился из сторонних фондов под кураторством заместителя директора по капитальному строительства «Атоммаша» Воеводина. Именно он подписывал акты о строительстве современного нам яхт-клуба. Сама стройка началась в 1976 году. Тогда ряд таких объектов в Волгодонске, которые строились неформальным методом носили номера. Например, «Каргальские дачи» на Дону, где принимали важных гостей, носили номер 23. Яхт-клуб шел под номеров 25. Примечательно, что стоимость дороги до Каргальских дач оказалась дороже строительства самого яхт-клуба. Строительные материалы и рабочая сила на такие объекты выделялись по отдельному распоряжению руководства строительства «Атоммаша». К нам присылали и контингент из «химиков» - строителей-заключенных. В первый раз проверял работу таких строителей и обнаружил отвратительное качество сварки на колоннах. Тогда я взял кувалду и посбивал все накладки, которые должны были держать колонны. На утро приезжает бригада, я ей в ответ: «Если это называется работа, то идите работайте на свой календарный срок». Пришлось все переделывать.



7.JPG
Групповое шлюзование яхт под управлением воспитанников спортивной школы в шлюзе №14.

Кто стали вашими коллегами пол работе?

Многие тренеры пришли в яхтинг из других видов спорта. К примеру, Михаил Хромых ранее был отличным автогонщиком, а Виктор Куприянов занимался многоборьем. Потом подросла и молодая смена из наших воспитанников. Правда, штатного расписания на всех не хватало. В 80-е годы в клубе занималось почти 300 человек, поэтому многие тренеры официально были устроены на «Атоммаше» или в ДОСААФе. Я сам успел «поработать» на «Атоммаше» термистом, рабочим японского пресса и на корпусном производстве, пока не появилось официальное штатное место. От «Атоммаша» нам перепадали поистине царские подарки. Однажды были выделены деньги на приобретение полутора десятков крейсерских яхт. Именно закупки в 80-е годы заложили материальную базу, которой мы пользуемся и сейчас. Тогда за яхт-клубом числилось 154 лодки, сейчас значительно меньше.


8а.JPG
Набережная яхт-клуба, наши дни. В советское время прогулочные и учебные яхты швартовались к многочисленным плавучим причалам - понтонам.

Спортсмены из Волгодонска совершали плавания за рубеж?

Получил известность вояж наших взрослых яхтсменов из Волгодонска в США. Работники «Атоммаша» на яхте «Тихий Дон» пересекли Атлантику и Средиземноморье и вышли к полуострову Флорида в районе мыса Канаверал, как раз к моменту запуска космической ракеты со спутником. У одного из матросов в этот день открылась язва. На скорой помощи его увезли в больницу. После операции через несколько дней его отправили в Россию, а через год стали приходить счета за медуслуги на кругленькую сумму в долларах. В противном случае на наших яхтсменов обещали подать в суд. Такой суммы в валюте у наших не было. Тогда участники экспедиции написали письмо в США в стиле послания турецкому султану: «Господа американцы! Мы ждем не дождемся, когда вы заберете нас за не оплату лечения. Мы знаем ваши тюрьмы, приезжайте за нами». Больше писем из США не приходило.


9.JPG
Комплекс зданий яхт-клуба строился из расчета проведения крупных всесоюзных соревнований по яхтингу. Ряд дверей в одноэтажном здании скрывают входы в баталерки - помещения, в которых команды хранили оснастку яхт и готовились к соревнованиям.

Несколько лет назад яхтенный спорт в Волгодонске оказался под угрозой уничтожения из-за конфликта с новыми собственниками яхт-клуба. Как складывается ситуация в настоящее время?

Самой большой ошибкой стала передача имущества яхт-клуба яхтенной верфи «Адмирал Ушаков». Я тогда сам подписал соглашение о передаче пустующих площадей под производство, о чем позднее сильно пожалел. Предприниматели из Москвы запустили в серию производство крейсерских яхт, но из-за высокой цены спрос на них оказался небольшим. Построили не более двух десятков лодок, после чего дело прогорело. Так весь яхт-клуб оказался в залоге у «БИН-Банка», а яхтенная школа оказалась арендатором. Тогда у нас осталось только маленькое помещение рядом с производством лодок, а дети стали мешать работе. Когда верфь закрылась окончательно, всю территорию порезали на несколько кусков. Теперь у яхт-клуба несколько хозяев, включая и банк «Возрождение», а мы являемся арендаторами. При этом прибрежная зона также принадлежит частному лицу и сдана в аренду на 49 лет. В свое время собирал депутатский корпус и руководителей города, включая Батлукова (нынешний заместитель председателя городской Думы) и Криводуда. Тогда БИН-Банк был готов уступить земельный участок. Но время было упущено, денег никто не выделил и земля разошлась по разным собственникам. Теперь бюджет арендует базу для школы, которая была построена за государственные деньги. За эту же арендную плату можно было обновить материальную часть или вообще построить новый яхтенный центр. Ведь еще 2-3 года и носовую часть ученых яхт придется списывать по возрасту.


10.JPG
Главный эллинг - хранилище учебных яхт спортивной школы. Большие раздвижные ворота позволяют оснащать яхту всем необходимым к отплытию внутри помещения в любую погоду. В эллинге производится и текущий ремонт яхт и снастей.\

В этом году в Волгодонске прошел 30 мемориал «Воина-афганца Николая Никифорова». Как появилась идея проведения этого мемориала?

Николай Никоворов был одним из лучших воспитанников нашей яхтенной школы. Его семья приехала в Волгодонск из Краснодарского края. Он погиб 23 июля 1985 во время нападения на колонну советских войск в Панджшерском ущелье отряда басмачей. В Волгодонске знали и ценили Николая, поэтому сразу после его гибели появилась идея создать мемориал его памяти. Но разрешение было получено только через три года — в 1988 году. До этого о потерях предпочитали не распространяться.  


8.JPG
Последняя прижизненная фотография Николая Никифорова (на фото  - в центре), сделанная за несколько минут до начала перестрелки с боевиками. Панджшерское ущелье, Афганистан, 1985 год.

Чем планируете заниматься после ухода из спортивной школы?

Я ушел из большого спорта, но в школе осталась достойная смена. Это например Владислава Украинцева, Елена Бруцкая. Заложенные традиции яхтенного спорта будут сохранены, если руководство сохранится в руках влюбленного в дело человека. Пока же в планах продолжать заниматься с детьми, учить их основам яхтенного дела, принимать участие в программах военно-патриотического воспитания. Все-таки работа в спортивной школе нацелена, в первую очередь, на результат. Тренер вынужден уделять внимание главным образом самым перспективным яхтсменам, тянуть их к победе изо всех сил. Времени на простой поход на яхтах в море просто не остается. Хочется заполнить этот пробел. Есть и другая мечта - подготовить книгу о развитии яхтенного спорта в Волгодонске.


Андрей Горбунов

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  О тебе, любимый Волгодонск  
яхтингПетр Кохановспорт
6
1
Народный репортер + Добавить свою новость