Волгодонск Понедельник, 18 августа
Краеведческий музей, сегодня, 14:00

С «Золотой звездой» и виноградом: шлюз №14 в Волгодонске мог иметь совсем другой облик

Шлюзы №№ 14 и 15 давно стали одним из символов Волгодонска. Без арки шлюза №14 и конных статуй казаков на шлюзе №15 представить наш город уже невозможно.

Но в первоначальном варианте проекта шлюзы могли выглядеть иначе. В фондах музея Московского архитектурного института сохранился рисунок архитектурного проект арки шлюза №14. Автором рисунка выступил молодой архитектор (окончил Московский архитектурный институт перед Великой Отечественной войной) А. Подолинский.

В 1949 году он был включен со состав группы архитектором и инженеров, осуществляющих разработку проекта ансамбля гидротехнических сооружений сооружений Волго-Донского судоходного пути (включая и разработку проекта Цимлянского гидроузла) и рабочих поселков при нем. При этом в составе основного коллектива автором шлюзов и здания Цимлянского ГЭС он не значился. Известно, что Подолинский был в числе авторов проекта величественного здания Управления канала в Сталинграде рядом со шлюзом №1. Принял участие молодой архитектор и в конкурсе на разработку общей концепции архитектурного облика шлюзов канала. В числе прочих эскизных работ сохранился и рисунок арки шлюза №14.


А.Н. Подолинский и Е.А. Першанин (?) на Волго-Донском канале, предположительно шлюз №1. Фотография из фондов Музея МАРХИ.

Как известно на Волго-Донском водном пути три арочных шлюза. На 13 шлюзов канала и 2 шлюза Цимлянского гидроузла приходится три арки на шлюзах №1, 13 и нашем шлюзе №14. Понять замысел создателей канала, разметивших арки в этих точках легко. Арки появились в трех ключевых точках Волго-Дона - в начале канала со стороны Волги (шлюз №1), в месте впадения канала в Цимлянское водохранилище (шлюз №13) и на выходе из водохранилища канала в сторону Дона (шлюз №14).

Шлюзы в Волгодонске имеют аналогичную конструкцию шлюзам на Волго-Донском судоходном канале, но с важным отличием. Шлюз №14 «запирает» собой Цимлянское водохранилище, а значит его безопасность имеет первостепенное значение. Именно для этого под аркой шлюза был спрятан аварийный затвор. Он представляет собой сдвоенный клепанный лист из толстой и прочной стали. В нерабочем положении затвор находится в подвешенном состоянии выше надводного судоходного габарита, как будто повторяя функцию воротной решетки в замке средневековья. Но если замковая решетка защищает крепость от врагов, то затвор должен выдержать огромный напор воды в том случае, если верхние ворота шлюза будут повреждены судном, или произойдет чрезвычайная ситуация иного рода. У затвора есть и более банальная мирная функция. Во время проведения ремонтных работ на шлюзе, после завершения сезона навигации, затвор можно опустить и не бояться прорыва воды, пока рабочие спокойно меняют или ремонтируют конструкции ворот шлюза.



Шлюз №14. Верхняя голова. Общий вид. 1952 год. Фотография из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Решение использовать арку/триумфальные ворота в качестве входа в Цимлянское водохранилище таким образом было одним из технических требований к участникам конкурса. Но Подолинский предложил иное решение облика арки. Ее основаниями выступали две башни, которые на уровне предпоследнего этажа соединялась глухим и плотно украшенным антаблементом. Арочный свод в три уровня должен был быть украшен медальонами на растительную тему, символизирующими плодородие Донского края, напитанного живительными водами Дона. Чаще всего среди изображений на медальонах встречалась кисть винограда. Победа в Великой Отечественной войне отмечалась большим медальоном с изображением медали «Золотая звезда» - отличия лиц, удостоенных высшей степени отличия СССР — звания «Героя Советского Союза». Над сводом арки планировалось установить и металлическое навершия.



Перспектива средней головы шлюза. Рисунок из Музея МАРХИ.

В музее МАРХИ сохранился еще один рисунок из архива Подолинского, подписанный как «Перспектива средней головы шлюза. Вариант. Волго-Донский водный путь». На нем изображен памятник солдату или моряку на высоком постаменте перед железнодорожным мостом, за которым на заднем плане виднеется арочная конструкция шлюза. На рисунке карандашом есть приписка «Сталинград», но точное место локализации шлюза не указано. Хотя, по косвенным признаку — близости линии железной дороги в шлюзу, проект мог относиться к архитектуре шлюза №14 в Волгодонске.

Также примечателен тот факт, в таком варианте постройки шлюза предусматривались третьи ворота в шлюзе, делящие шлюзовую камеру пополам. Их можно было использовать при пропуске судов малого размера или при проведении ремонтных работ на шлюзе. Обращает на себя внимание и другая деталь — железная дорога должна была проходить не рядом со шлюзом, а над ним. Но в итоговом проекте строительства Волго-Донского водного пути такой варианте совмещения шлюзов и железнодорожным мостов реализован не был. Мост в проекте планировался к строительству без стальной фермы - в реальности все мосты на судоходном пути, в том числе автомобильный и железнодорожный в Волгодонске, сооружалась со стальными фермами.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: О тебе, любимый Волгодонск  
Волгодонскшлюз №14Волго-Дон
3
0