Как донской казак бил расистов, дружил с Авраамом Линкольном, спасал негров и стал генералом в США

Читайте также:
- «Всадник без головы» или оптический обман: волгодонцев напугал «обезглавленный» казак на шлюзах (18.11.2024 16:03)
- «Семикаракорск - это Иерусалим, а казаки произошли от евреев»: историк-любитель Александр Гордеев (28.05.2019 11:22)
- Волгодонец в составе казаков Всевеликого войска Донского оправился в Японию (06.11.2018 12:31)
Как донской казак бил расистов и спасал негров в Америке.
В 1822 году родился Турчанинов Иван Васильевич. В некоторых изданиях пишут, что он из станицы Константиновской. На момент рождения нашего героя такая станица не существовала, а была станица Бабская, к которой в 1839 году присоединили станицу Ведерниковскую, и новое поселение назвали станицей Константиновской. Можно сказать, что Турчанинов родом из мест, где сейчас расположен Константиновский район. Иногда встречается упоминание, что он родом из Новочеркасска. Одним словом – с Дона, наш земляк.
Биография Турчанинова в кратком изложении выглядит так: немного поэт, полковник Русской Императорской армии, поклонник диссидента тех времен Герцена Александра Ивановича; сбежал за кордон по идеологическим соображениям (или предал Родину, под каким углом смотреть), стал национальным героем и бригадным генералом армии США.
Иван Турчанинов любил донской край, и любому супостату мог надавать тумаков без зазрения совести. А писателям, которые ляпали не в дугу и не в тую, отвечал письменно и рифмованно.
В 1847 году в Новочеркасске побывал в то время известный, ныне мало кому интересный, поэт Кукольник Нестор Васильевич. И выдал не всеми оцененный экспромт «Здорово, старый Дон, здорово Дон унылый!». Провокационное получилось стихотворение.
Как у младенца, спит твоя простая совесть,
Бредешь ты нищенски и про себя ворчишь
Геройских дел и бед страдальческую повесть,
Я вслушался в нее, запечатлел душой,
Ношу ее в себе и донесу потомкам…
Всплесни же, старый Дон, веселою волной,
Благословенье дай казачества обломкам.
Ведь ты пред смертию – твой час последний бьет!
Под орифламмою священных преимуществ
В грудь благородную граф Киселев воткнет
Меч государственных имуществ.
Кукольник Н.И.
Иван Турчанинов на экспромт Кукольника сочинил стихотворение, где указал приезжему поэту его место.
Меня уродовать уж много приезжали;
Я всяким рад гостям, - что хочешь, то и ешь;
Но только дел моих священные скрижали
Двулезвенным ножом бесчувственно не режь.
За свободомыслие и несдержанность новоиспеченный поэт угодил под жандармский надзор. Его стихотворение переписывали и распространяли. За ним установили слежку. В 1856 году в докладной записке говорилось, что полковник Турчанинов придерживается опасных антигосударственных идей – он выступает за полную самостоятельность донских казаков.
Турчанинов успешно шел по карьерной лестнице и тайно переписывался с Герценом, что с каждым годом в его голове зарождалась мысль, что в России с крепостными что-то не так: или хребты слабы у крестьян, либо друга Герцена не читали. В какой час по полудню – неизвестно, но Турчанинов решил, что валить надо в демократические США, где его однозначно ждут.
Герцен А.И.
Надзор и опасение за свою свободу подтолкнули донского казака покинуть Родину. Он не сразу приехал на континент свободных граждан и хромых негров. В 1856 г. с женой добрался до Германии, затем во Францию, потом в Англию, и только в сентябре 1859 г. прибыл в Америку.
Здесь он стал известен как Джон Бэйзил Турчин!
Он так растрогался прекрасными нравами и обычаями американцев, что в очередном письме Герцену ругал и в тоже время благодарил Америку за то, что она помогла ему убить в нем барина, и ему никакой труд не страшен.
Когда столкнулись северяне и южане, с криками «За дебош и Царя!» Турчанинов влился в кампанию и принялся усмирять южан-расистов. Командовал 19-м Иллинойским Добровольческим полком. Рубил отменно, никто не жаловался, кроме южан, негры пели спиричуэлс, индейцы мирно мерли в резервации.
О Турчинове писали газеты. Слава о «бешенном казаке» как его прозвали в армии, шла впереди него. Турчанинов не забывал казачьи обычаи: «ходить за зипунами» и «с Дону выдачи нет». Кстати исторический факт: с Дону не один негр не был выдан южанам.
Но на зипунах-то наш Турчанинов и подорвался. За грабежи был обвинен в преступлении против свободы и частной собственности американских хороших людей. Турчанинов предстал перед судом. Приговором суда его признали виновным и уволили из армии.
Жители Города Чикаго встречали Турчанинова героем. Не успел ещё снять офицерский мундир, Турчанинова произвели в чин бригадного генерала Американской армии, а приговор суда отменили. Реабилитировал его сам президент Авраам Линкольн.
Авраам Линкольн
Турчанинов вернулся в армию. Под его командованием, северяне одержали много славных побед, а газеты писали о нем как о бесстрашном казаке.
1864-й стал последним годом в военной карьере Турчанинова – его настиг сердечный приступ. Он вышел в отставку.
За время участия в боях, в армии северян про Турчанинова ходила песенка «Турчин забрал твоего мула». Написана на мотив другой песенки «Вот твой мул» (1862). После разграбления Алабамы появилась пародийная песенка. В ней рассказывается, как в военный лагерь пришел плантатор, искал своих негров-рабов и мулла. Над плантатором смеялись солдаты.
Go back, go back, go back, old scamp,
And don't be made a fool;
Your niggers they are all in camp,
And Turchin's got your mule.
Что в вольном переводе:
Возвращайся, старый негодяй.
Дураком себя не выставляй.
Твои негры в лагере у нас,
Мула твоего Турчин забрал.
Турчанинов в отставке не терял время зря. Работал журналистом в чикагской газете. Написал историю гражданской войны в трех томах. Работал инженером на железной дороге. Любил жену.
Старость свою встретил с женой, в тихом местечке, в штате Иллинойс. Не в самом здравом уме и умер в 1901 году.
Серафима Зайцева
Новости на Блoкнoт-Волгодонск