«Мы простые люди, которые любят свою Родину»: супруги Иван и Анна Шеремета
Читайте также:
- В Волгодонск жители Красного Яра приехали на быках и грузовиках (11.05.2020 19:01)
- «Если гулять, то в Добровольском»: самой старой части Волгодонска исполняется 90 лет (13.04.2020 18:24)
- Старейшей школе Волгодонска исполняется 120 лет (28.06.2019 08:01)
Новыми героями рубрики «Лица города» стала известная всему городу супружеская пара Шеремет из Красного Яра.
В Красном Яру их знают все. Семейная чета Иван и Анна Шеремета стали настоящими знатоками переселенной со дна Цимлянского моря станицы, создали один из первых в городе фольклорных ансамблей «Красноярочка» и стали авторами истории станицы.
В 2019 году супруги Шеремета стали победителями Всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «Семья – хранитель традиций». В Красном Яру неугомонные пенсионеры на голом энтузиазме создали один из первых в городе краеведческий школьный музей.
Далеко не каждый населенный пункт в Ростовской области может похвастаться собственными историографами. Красному Яру в этом смысле повезло. Иван Иванович и Анна Васильевна несколько лет подряд записывали воспоминания красноярцев о предвоенной жизни в станице, о годах войны и последующем переселении. Эти записи оказались тем более ценными, что большинство респондентов уже ушли из жизни в силу возраста и болезней.
Многие горожане считают, что Иван и Анна Шеремета потомственные казаки. Но это не так. Супруги познакомились уже в Волгодонске и до переезда в наш город даже и не думали, что станут летописцами Красного Яра.
Иван Иванович, расскажите, откуда вы родом?
Родился и крестился я в 1941 году в селе Марьяновка Улановского района Винницкой области. Рос без отца, семья наша была самой простой, крестьянской. Отца в 1944 году убили, числился без вести пропавшим на войне. Мать наша с четырьмя детьми бедовала. А потом жизнь как-то наладилась и пошла своим чередом. В 1960 году меня призвали в армию. Служил в Германии в пехоте под Берлином в знаменитом местечке Олимпишесдорф три с половиной года. Это бывший городок для участников Олимпиады 1934 года в Берлине. После войны там разместили советский гарнизон. После службы попал в Казахстан. Из армии уволился уже офицером запаса. После армии закончил бухгалтерские курсы и попал в набор молодых специалистов в МВД. В родной деревне работы не было, а тут брат написал: «Приезжай, есть работа». Так жил несколько лет в Казахстане. Потом перебрался в Новочеркасск. А потом был набор милицейских кадров на работу в Волгодонск. Тут и семейные обстоятельства так сложились, поэтому на перевод в Волгодонск сразу согласился.
По приезду в Волгодонск как оказались в Красном Яру?
В Волгодонске меня сразу определили участковым в Красный Яр. Помню, как приехал в Волгодонск, пошел представляться в новому руководству. Тогда городской отдел милиции на улице Думенко находился. А там сразу и говорят: «Направим мы тебя туда, куда нога милиционера еще не ступала. Иди и посмотри в окно, где работать будешь». И подвели к окну, которое как раз на стороне Красного Яра было. Я в ответ: «Свою работу знаю и трудностей не боюсь. Поэтому направляйте!». Участковый отдел милиции в Красном Яру тогда находился рядом с правлением совхоза «Добровольский» в двухэтажном домике. Там же мне дали и жилую комнату.
Красный Яр был проблемным районом?
Да, Красный Яр считался очень беспокойным местом. Тогда на окраине были три спецкомендатуры. Жившие там расконвоированные заключенные работали на строительстве «Атоммаша». Все заключенные должны были соблюдать комендантский режим и после работы находиться в комендатуре. Но после 22 часов ночная жизнь только начиналась! Наступала темнота и заключенные отправлялись на поиски браги и другого самогона. Самогон варили тут же, в Красном Яру. Многие тогда на этом наживались. Я и начал охоту на таких самогонщиков вместе с народными дружинниками. Ночью ждал, когда залают собаки, значит кто-то идет по улице. Мы тогда быстро из опорного пункта выходили и задерживали любителя самогона. Бывал и обычный бытовой криминал, иногда чрезвычайно жуткий. Муж убил жену, отрубил ей голову и вместе с головой хотел уехать в Новочеркасск. Но не успел. Когда приехал на место преступления, понятые просто не могли смотреть на такое зверство. Но в конце концов порядок в Красном Яру удалось навести, потом даже звание «Лучший участковый Дона» присвоили.
Как вы с супругой познакомились?
А с дорогой Анной Васильевной я познакомился, когда мы депутатстововали. В Красном Яру тогда был отдельный сельсовет, а где совет, там и депутаты. Избрали туда и меня. Как-то попал на посиделки к своей знакомой, туда же и Анна Васильевна пришла. А наша общая знакомая так говорит: «Вы люди хорошие. Почему бы вам не сойтись?”. Так и познакомились поближе, а потом и свадьбу сыграли. Своих детей нет. Воспитывали как родных сына и дочку Анны Васильевны - Игоря и Леночку. А теперь уже внуки и правнуки есть. Живем все вместе и дружно, как будто одна семья с самого начала.
Анна Шеремета в Волгодонск откуда приехала?
Анна Васильевна с Липецкой области, Воловского района, села Большовка. Всю жизнь работала в библиотеке. Ее опыт работы с каталогом и литературой здорово помог нам во время краеведческих изысканий. Супруга краеведением занималась еще с 60-х годов. В Волгодонск переехала в июне 1970 года. В Красном Яру директор школы помог устроиться воспитателем в интернат. Тогда в красноярской школе училось много детей из соседних хуторов: всю неделю жили в Красном Яру, на выходные возвращались домой. Детей в школе в несколько смен училось до 800 человек, из них 100 человек в интернате. А через два года директор красноярской школы, Дмитрий Дмитриенко, перевел Анну Васильевну на работу в школьную библиотеку.
Как у вышедшего на пенсию милиционера появилась идея создать казачий ансамбль?
В конце 80-х годов меня с почестями отправили на пенсию с 5 годами армейского стажа и 21 годом милицейского. Появилось много свободного времени и желание заняться общественной работой. Во время работы в сельсовете встал вопрос о культурных мероприятиях во время праздников. Тогда Красный Яр делился на 5 кварталов по пяти главным улицам. Я предложил председателям квартальных комитетов выставить по одному номеру на смотр художественной самодеятельности. Так по одной собрали певуний, которые помнили старые песни. Бабушки с удовольствием стали вспоминать и восстанавливать старые песни. Большинство текстов впервые переносили на бумагу по памяти. Была в ансамбле бабушка Пелагея Кузнецова. Она знала множество песен, еще и музей помогала создавать, наверное треть экспонатов через ее руки пришли. Через некоторое время сложился костяк будущего коллектива. Над названием долго не думали: раз из Красного Яра, то пусть будет «Красноярочка». В Красном Яру тогда регулярно проводили «Праздник улиц». Вот на таком концерте под открытым небом и выступила впервые «Красноярочка».
К написанию истории станицы как решили подступиться?
А из занятий фольклором и началось наше летописание станицы. Мне было интересно, какие люди живут в нашем краю. Такое увлечение сродни работе участковым: опрос, протокол, анализ, сопоставление фактов. Помогла и депутатская работа в сельсовете. Устраивали в станице сходы, проводили праздники, а наши старожилы делились воспоминаниями, как все было раньше. Потом уже шел к тем людям, которые были «знатными», то есть жили здесь и помнили историю и могли ее рассказать целенаправленно. Бывало по четыре, по пять часов такие разговоры карандашом записывал: как жили, как венчались, как свадьбы справляли. Многие ветераны раскрывались уже во время беседы. Пришли мы однажды к бабушке Дусе Кривцовой, так она поначалу все говорила: «Ничего не знаю, ничего не помню!», а как разговорились, так беседа пять часов продлилась.Так на основе каждой такой семейной истории ниточка за ниточкой распутывался клубок истории Красного Яра. Для меня все было интересно. Получается, что я и Анна Васильевна не местные, приехали сюда. Поэтому все, что люди рассказывали, было интересно. Например, жил в Красном Яру Герой Советского Союза Алексей Чубаров. В его честь переулок к станице назван. Награду он получил за форсирование Днестра. Умер он еще в 1964 году, после чего, память о нем почти стерлась. Через военкомат удалось добиться восстановления памятной таблички. «Историю Красного Яра» подготовили к 1999 году. Я занимался интервью, а Анна Васильевна расшифровывала и систематизировала полученные результаты. Для этого сделали опросник-анкету. Были там такие вопросы: о создании хутора, о жизни во время войны, о переезде из зоны затопления. При подготовке книги нам сильно помогла Галина Лободина. Все интервью записывались от руки на бумаге. Результатом работы стали рукописные опросные листы. В нашем архиве несколько таких папок, в печать, наверное, пошло не более 10% полученного материала. Часть полученного материала легла в основу двух книг. Одна из них посвящена истории красноярской школы, а другая так и называется «История станицы Красный Яр».
Зачем знать местную историю?
Есть такое банальное, но верное по сути выражение: «Тот, кто не знает историю, не может стать настоящим гражданином». Я сам любил историю, а у Анны Васильевны в семье все любили копаться в старине.
Какое самое интересное открытие сделали во время таких интервью?
Еще когда при школе начали в 1986 году создавать музейный уголок, люди стали приносить нам старые вещи. В 1990 году музей открыли. Набралось в итоге около тысячи экспонатов. Самое главное — мы восстановили историю красноярской школы с 1896 года. С раскопок кургана на месте «Атоммаша» принесли нам как-то древний глиняный горшок. На работу для раскопок тогда брали учеников старших классов красноярской школы. Много передали мебели начала 20 века. Так в музей попали казачья горка, кресло. На горке, которая принадлежала семье Артемовых, сохранились следы пуль. Во время бомбежки горку вытащили на улицу, боялись, что в хате она упадет и придавит кого-нибудь. С такими предметами часто связаны большие семейные истории. Один красноярец, Василий Артемов, как раз из этой семьи, не попал на фронт по болезни. Пришли немцы и приказали выбрать старосту. Люди выбрали нашего героя за хороший характер. Потом он ушел с немцами на запад. Его брат в это время воевал. Когда вернулся он с фронта, узнал, что родной брат служил немцам.
Расскажите о музее при школе.
Кабинет участкового и сельский совет как раз располагался в старом казачьем курене. После того, как сельсовет перевели в Мокро-Соленый, курень остался бесхозным. Тогда на заседании совета ветеранов я и Анна Васильевна поставили вопрос: «Как использовать здание сельсовета?”. Анна Васильевна в то время возглавляла комиссию по физкультуре и спорту сельсовета. Она и предложила превратить курень в музей казачьего быта. Из куреня вывезли целый тракторный прицеп с мусором. А в подвале обнаружили старую школьную парту, которая и стала одним из экспонатов музея. В 90-е годы на курень предъявили права раскулаченные казаки. Однажды выступаем в краеведческом музее с «Красноярочкой», а нам звонит учитель труда из школы и говорит: «Приехали казаки и забрали музей». Еще когда только музей собирались делать, привезли казаки из Романовской старую бабушку, которая и опознала по ставням, что это ее бывший дом. Хотя, сам курень был собран как конструктор из разных частей при перевозке из зоны затопления. У казаков дома были пластинчатые. Поэтому при переезде дом разбирали на отдельные широкие пластинки, на новом месте собирали его уже с использованием деталей от других домов. Целиком дом перевозили крайне редко. В тот день казаки приехали и спилили замок. Прошли через 8 судов, пока курению окончательно не придали статус музея. Оказалось, что у казаков не было никаких подтверждающих права собственности бумаг. А пока суды шли, в дом заселили беженцев из Чечни: молодая учительница и ее родители. Жилья тогда в городе не было, поэтому беженцам, если сильно везло, давали комнаты в таких вот домах. В отделе культуры так и заявили: «У вас деньги есть? Если есть, так и делайте сами музей».Долго добивались от города, чтобы учительнице дали нормальное жилье. В конце концов, курень забрали в собственность государства и сделали в нем филиал эколого-исторического музея. Но для наших экспонатов места в новом музее не нашлось. Наш музей при школе был посвящен истории станицы Красный Яр, но при очередном переезде его фактически закрыли из-за нехватки места. Большую часть экспонатов в итоге передали в центр «Пилигрим».
Чем еще увлекаетесь?
Легче вспомнить, чем не занимался. Я уже много лет вышиваю гладью. Отдыхали как-то на Черном море, так домой для художественного творчества привезли половину мешка ракушек. Уже дома несколько картин для души из ракушек выложил. А так, живем тихой жизнью, семья, внуки, огород. Мы простые люди, которые любят свою малую Родину. Просто хочется, чтобы наша история не затерялась.
Анатолий Козин