Не мужское это дело: почему педагогика теряет мужчин - и как это исправить

Читайте также:
- Заботливые мамочки и слабеющие ученики: почему работа учителем потеряла престиж и как педагоги прививают интерес к своему предмету (03.10.2025 19:00)
- Килограмм соли, Кола и много еды: в Волгодонске семейная пара Магомеда и Миланы попалась на краже из гипермаркета (03.10.2025 15:00)
- Когда запустят «Метеор» на подводных крыльях между Ростовом и Романовской (03.10.2025 14:15)
Так сложилось, что у школы России сегодня – женское лицо. В образовательных учреждениях – гендерное неравенство. Слово «учитель» прочно ассоциируется с женским родом. Герои материала «Блокнот Волгодонск», приуроченного к Дню учителя, не могут похвастаться большим педагогическим стажем, но даже без опыта, они – на вес золота.
Управление беспилотниками, разборка автомата и оказание сердечно-легочной реанимации – чему учит молодое поколение учитель ОБЗР средней школы №5 Волгодонска Антон Кондрусев
Антон Викторович принадлежит к современному поколению учителей. С айфоном и смарт-часами 31-летний педагог-мужчина для нынешней школы – явление нечастое. И очень востребованное. Образовательные учреждения сегодня нуждаются в тех, кто умеет собирать и разбирать автомат, настраивать боевую гранату и управлять беспилотником.
- У нас есть условия, чтобы заниматься программированием БПЛА. Школьникам это очень интересно. Отбоя в желающих нет. На улице мы сейчас не можем запускать дроны, делаем это в стенах школы. Вот даже начали уже с учениками сами собирать свой первый квадрокоптер, - говорит наставник.
Антон Кондрусев - преподаватель-организатор ОБЗР в школе №5
В гимназии Антон Викторович преподает Основы безопасности и защиты Родины в средних и старших классах. Плюс руководит школьным технопарком «Кванториум». Площадка, оснащенная технологическим оборудованием, вызывает у молодежи большой интерес, говорит преподаватель.
- У нас есть возможность в школе заниматься Роботехникой, ЗD-моделированием. Дети с интересом идут на внеурочные занятия. Парням интересно поговорить о каких-то технических моментах, должны быть педагоги-мужчины в школах, должны, - рассуждает учитель.
Школьники с 8-го класса под руководством Антона Викторовича изучают оказание сердечно-легочной реанимации не в теории, а на манекене Гоше отрабатывают первую помощь. А разбирать и собирать оружие тренируются на настоящем автомате.
- Ориентируемся на военный норматив – 16 секунд, хотя школьникам допускается и 19. У нас есть ребята, кто разбирает и собирает автомат и за 13 секунд, - подтверждает Кондрусев.
Идем по коридору с молодым педагогом – сразу видно, школьники его знают. Протягивают руку. Что-то спрашивают. Чувствуется уважение к мужскому началу.
- Мне нравится моя работа. С этого сентября я теперь не один такой, - улыбается педагог. Нас теперь двое.
До нынешнего учебного года в женском коллективе Антон Викторович вообще был семь лет один. Не секрет, что сегодня учителей в школах – дефицит, а мужчин так вообще по пальцам пересчитать можно, не скрывает преподаватель Кондрусев. И называет одну из причин, почему мужчины не спешат быть «архитекторами человеческих душ».
- Наверняка, многих пугает начальная заработная плата. Боятся, что на жизнь не хватит. Я когда начинал, у меня была очень маленькая зарплата, со временем увеличилась, на все нужно время. Наверное, судьба такая у меня – быть педагогом. Я - из династии учителей. Моя мама и бабушка – педагоги. Я пришел работать в школу еще студентом. После получения диплома устроился в пятую гимназию окончательно, - говорит преподаватель.
Сам Антон Викторович окончил школу в 2011. За это время, говорит педагог, произошел скачок от меловой доски до интерактивных комплексов и электронных дневников. Но у технического прогресса есть и обратная сторона: современные школьники – по самые уши в телефонах.
- Стараемся с этим бороться. Да, пользоваться мобильником на уроке закон запрещает. Но есть перемена. Чувство, что дети уходят от реалий в другую реальность – не хотят лишний раз что-то прочитать, повторить. Это минус, - считает учитель.
Нормы ГТО, престиж профессии и умение плотничать – о педагогике рассуждает учитель физкультуры Николай Виниченко
Николай Игоревич – молодой 24-летний педагог. Физкультуру в школе мужчина преподает с сентября этого года.
- Мне нравится работать с детьми. Я сам спортсмен, 18 лет занимаюсь тхеквондо. У меня отец - тренер боевого искусства, помогаю ему с детьми. Сейчас заканчиваю очное обучение высшего образования педагогического, я нашел свое призвание. Намерен и дальше работать в школе.
Николай Виниченко - учитель физкультуры в школе №5
Педагог Виниченко – тот счастливый случай, когда в профессии все устраивает. Не смотря на то, что в женском коллективе школы - мужчина больше, чем учитель, говорит Николай Игоревич.
- Многие преподаватели просят именно мужской помощи, что-то подкрутить, подделать, починить. Так что учитель-мужчина – это и плотник, и строитель, - делится педагог Виниченко.
Глядя на улыбчивое лицо молодого преподавателя физкультуры, на вопрос, почему, такие как он, не спешат пополнять ряды учителей, Николай Игоревич говорит, что дело не только в зарплате - престижа профессии не хватает. При всей патриотической направленности в стране, сегодня мало кто готов взять на себя ответственность – быть учителем в школе. Мужчины, как правило, выбирают другие профессии, вот и получается, что в основном воспитанием будущих мужчин дома и в школе заняты женщины, - рассуждает молодой преподаватель.
- Сейчас молодым педагогам есть денежная поддержка. Если стаж менее трех лет – доплачивают 10 тысяч рублей. Так что по зарплате я не жалуюсь, все устраивает. На покушать, одежду и коммунальные услуги мне хватает и на жизнь остается, - говорит Николай Игоревич.
Правда, на вопрос, есть ли у молодого педагога своя семья – говорит, что еще нет, но это - в ближайших планах.
Интересно послушать, что думает молодой преподаватель об отношении к учителям «тогда» и «сегодня». Николай Игоревич сам окончил школу в 2017 году и в дне сегодняшнем он, что называется, по другую сторону педагогических баррикад.
- В наше время было более уважительное отношение к учителям, что ли. Мы как-то побаивались, что могут и поругать, и плохую оценку поставить. Взять старшеклассников, они не переживают, что пришли на физкультуру без формы и им поставили плохую оценку. У многих к этому – равнодушное отношение. Стараюсь это изменить. В начале года были такие, кто пытался допустить какое-то панибратство, тем более, я не намного старше, но субординация восстановлена, - подытожил разговор Николай Виниченко.
Екатерина Львова
Новости на Блoкнoт-Волгодонск