От сталинского ампира до брежневского брутализма и церковного модернизма: какие шедевры архитектуры можно увидеть в Волгодонске
Читайте также:
- «Если по-русски - это полный…»: волгодонцы о первом дне транспортной реформы (01.10.2021 13:40)
- Ракетодром, ледяные горки и парк донской природы: что волгодонцы хотят видеть на новой набережной (04.10.2021 12:40)
- «Какая вонь!»: министр ЖКХ Солоницын предложил Волгодонску способ избавления от канализационных запахов (01.10.2021 17:51)
4 октября отмечается Всемирный день архитектуры. Есть ли в Волгодонске здания и сооружения, достойные считаться памятниками или даже шедеврами архитектуры?
Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Нашему городу всего 72 года а значит дореволюционного исторического центра, как, например, в таких городах как Таганрог и Новочеркасск, в Волгодонске нет. Город был основан только в 1950 году, а значит отсутствуют в Волгодонске и предвоенные памятники конструктивизма, эпохи в развитии нашей архитектуры, наиболее ценимой за рубежом.
Поэтому Волгодонск успел застать «два с половиной периода» советской градостроительной истории, после чего на место государственного строительного сектора пришел частник.
Памятник «Мирный Атом»
Волгодонск возник как город типового жилищного строительства, что практически полностью отменило роль творческого подхода к проектированию домов и зданий. Как огромными кубиками на детской площадке Волгодонск застраивался жилыми домами, проекты которых можно найти в десятках других городов. С высоты птичьего полета такие кварталы новостроек могли выглядеть эффектно, но оказавшись на земле Волгодонск легко было спутать с любым другим городом массового жилищного строительства в Советском Союзе.
Тем не менее, интересные памятники архитектуры в Волгодонске есть. Самыми плодотворными в истории города пять первых лет после его основания. Именно в 1950-1955 годах были построены Цимлянская ГЭС и ансамбль площади улицы Ленина. Сейчас здание ГЭС, шлюзы №14 и №15 считаются, пожалуй, лучшими с точки зрения восприятия человеческого глаза зданиями и сооружениями города. И ГЭС, и шлюзы, и центр старого города выдержаны в стиле «сталинского ампира», подразумевающего использование пропорций и декоративных элементов (портики, колонны, облицовка камнем) русского классического стиля архитектуры 19 столетия, который в свою очередь опирался на переработанное наследие Древнего Рима и Греции.
Шлюз №14 Волго-Донского судоходного канала
Весь комплекс сооружений Цимлянского гидроузла и двух поселков при нем (будущих городов Цимлянск и Волгодонск) строился под руководством большой группы архитекторов из Москвы и Ленинграда и главного архитектора Министерства энергетики и электростанций Леонида Полякова. Именно они создали единый архитектурный стиль всех сооружений Волго-Дона. «Жемчужиной» работы Полякова стала Цимлянская ГЭС. Облицованное светлым камнем здание гидроэлектростанции украшает высокая башня, которая как бы разделяет огромную плотину на 2 части и фиксирует положение ГЭС со стороны моря.
В Волгодонске творения Полякова и его команды получились скромнее. Площадь Ленина образовали три здания, из которых «уникальным» с некоторым допущением можно назвать только корпус Управления гидросооружениями, ныне администрацию города. Напротив него стоит «Здание со шпилем», вполне заурядная гостиница в проекте, своеобразие который придала как раз декоративная башенка.
«Здание со шпилем»
Следующие 20 лет оказались в Волгодонске самыми бедными с точки зрения создания архитектурных шедевров и были направлены на просто симпатичные здания. 60-70-е годы оказались для города периодом голого функционализма. В Волгодонске тогда строились исключительно непритязательные дома в 4-5 этажей из обычного дешевого кирпича. Сказывалась и относительная скудность бюджета на социальное развитие химзавода, который из крупных общественных сооружений смог осилить только типовой проект дворца культуры «Химиков» (ныне ДК «Октябрь»).
Стройка «Атоммаша» взбодрила город. Волгодонск из пятиэтажного быстро стал девятиэтажным с прицелом на дальнейший рост средней этажности домов. Но действительно интересных зданий в городе было немного. Иностранным делегациям показывали в первую очередь сам «Атоммаш». Корпуса завода-гиганта, облицованные бирюзовыми панелями, сами по себе стали шедеврами промышленной архитектуры.
Атоммаш
В самом городе архитекторы придумывали все новые и новые планы, большинство из которых остались только на бумаге. Один из них предусматривал строительство гостиницы-небоскреба в виде веретена на берегу Цимлянского водохранилища. Но настоящим памятником эпохи стал Дворец культуры имени Курчатова. Здание ДК, увенчанное огромным козырьком, буквально довлеет над обширной площадью перед ним. Козырек был украшен эффектными барельефами, выполненными из кованных медных листов.
ДК имени Курчатова
Заложенный буквально накануне Чернобыльской катастрофы, дворец был достроен за несколько месяцев до распада Советского Союза. Дворец проектировался и строился в традиции «брежневского брутализма, но с важным отличием. ДК имени Курчатова был облицован плиткой, тогда как традиция брутализма требует оставлять стены свободными от всякого рода штукатурки.
ДК имени Курчатова
Наискосок от ДК имени Курчатова расположился информационный центр Ростовской АЭС или просто офис атомной станции в центре города. Вполне типичное для крупного города офисное «здание-стекляшка» для небогатого на эффектные новостройки Волгодонска стало необычным завершением проспекта Строителей.
Информационный центр РоАЭС
Волгодонск строился как город атеистов. Ни один из генпланов города до 1991 года не подразумевал наличие даже самой маленькой церкви. Но именно новые церкви стали визитной карточкой города после 1991 года. Самыми известными в городе стали Храм Рождества Христова в парке Молодежном и Свято-Троицкая церковь на заливе. У этих столь мало похожих друг на друга объектов один автор — Анатолий Андреев. Он смог решить трудную задачу: как вписать церковь в структуру советского города.
Храм Рождества Христова
Совсем иным вышла Свято-Троицкая церковь на заливе. Здесь Анатолий Андреев отдал дань памяти строителям начала 20 века. Построенный в неовизантийском стиле на высоком берегу залива Свято-Троицкий храм одновременно и отмечает начало нового города, и находится вне его границ. Церковь со стройной колокольней удивительно соразмерно и гармонично вписалась в городскую среду. У нее есть и прямой предшественник. Это небольшой сельский храм в хуторе Чекалин Морозовского района. Свято-Троицкая церковь в целом повторяет пропорции этого храма, но Анатолий Андреев пошел дальше и сделал колокольню на один ярус выше, что придало композиции храма полную законченность.
Свято-Троицкая церковь на заливе
Проект же храма Рождества Христова, вскоре после завершения строительства, ставший кафедральным собором Волгодонском и Сальской епархии, имеет тонкую отсылку к зодчеству домонгольской Руси, но одновременно широко использует позднейшие традиции модернизма: светлые оштукатуренные стены без украшений, которые сменяются чередующимися высокими и узкими световыми проемами. Высота храма превышает 50 метров, что позволяет его главному куполу «плыть» над морем из крыш девятиэтажных домов.
Текст: Константин Прибрежный
Фото: Ирина Леонтьева
Новости на Блoкнoт-Волгодонск