Волгодонск Среда, 26 июня
Общество, 27.05.2024 19:04

Отучившись на строителя, уехал в Питер и стал писателем в жанре городское фэнтези: история экс-волгодонца Никиты Нефедова

Волгодонск взрастил талант писателя, Санкт-Петербург его развил: как уроженец Ростовской области Никита Нефедов искал себя и нашел в жанре городское фэнтези.

Героем рубрики «Мы из Волгодонска» стал 26-летний писатель, книжный блогер и IT-специалист Никита Нефедов. Детство он провел в станице Красноярской Цимлянского района, после осваивал в Волгодонске в техникуме ВИТИ НИЯУ МИФИ специальность строителя зданий и сооружений.

С 2019 года Никита Нефедов живет в Санкт-Петербурге, работает в IT-сфере и пишет литературные произведения преимущественно в жанре городское фэнтези, в основе которого лежит городская мифология. В целом же, автору удалось опубликовать в различных форматах около 15 своих произведений, одним из наиболее успешных стал сборник «Дикие истории из Петербурга». «‌Когда-то Петербург призвал меня, чтобы я услышал истории, которые должны быть рассказаны», – указал Никита в аннотации к сборнику.

О том, что подвигло молодого студента-строителя начать писать и переехать из Волгодонска в Санкт-Петербург, в каких еще творческих направлениях он реализуется, что думает о литературном потенциале Волгодонска и в целом о городе, а также о многом другом Никита Нефедов рассказал «Блокноту» в интервью.

Где вы родились? Как оказались в Волгодонске?

Я родился в 1997 году в станице Красноярской Цимлянского района, там же учился в школе, которую окончил в 2013 году. После девятого класса я поступил в техникум ВИТИ НИЯУ МИФИ, но продолжал жить в Красноярской – каждый день ездил на учебу в Волгодонск. Техникум я окончил в 2017 году, а в Волгодонске жил в 2019 году, когда работал в ДК имени Курчатова.


Расскажите о своем детстве. Каким ребенком вы были, чем увлекались?

Какое-то время посещал станичную школу искусств, занимался рисованием. Помню, что слепил из скульптурного пластилина крокодила и медведя. Медведь получился лучше. Но рисование быстро бросил, потому что оно пересекалось с плаванием – тренировался в Цимлянском СДЮСШОР. В итоге остались только школа и плавание.


Насколько помню, я был тихим и спокойным. Ребенок-домосед. Школа и плавание были каждый день и друг за другом с разницей в час или два, а в конце дня нужно было делать домашку, поэтому мало и редко гулял. Больше нравилось дома быть – смотреть мультики, читать комиксы и конструировать что-нибудь из LEGO.

На кого вы учились в МИФИ? Служили ли вы армии?

В МИФИ осваивал специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Мне в школе нравились русский, литература, но в педколледж не хотелось, а журфака или чего-то подобного тогда не было. Переезд в другой город не рассматривал.


Выбирал вместе с родителями местные техникумы. МИФИ показался самым интересным. К тому же, там и папа учился, когда тот еще не был филиалом именно МИФИ. Кроме русского и литературы, нравились еще черчение и математика, поэтому рассматривал технические специальности. Почему-то хотелось быть архитектором, поэтому выбрал строительство, а дополнительно подавал документы на атомщика и автомеханика. Проходил я, кажется, на все три направления по баллам, но выбрал в итоге строительство. А в армии я не служил, списали по здоровью.

Работали ли вы по специальности? В каких еще сферах деятельности себя пробовали?

По специальности не работал. Нам дали очень хорошее представление о том, как выглядит работа, из чего она состоит, и я понял, что не мое, мне просто не интересен сам по себе процесс работы, хотя учиться было интересно. Косвенно, кстати, моя нынешняя работа связана со строительством – я работаю в IT-компании, которая разрабатывает программное обеспечение для автоматизации компании-застройщика.


В основном мне интересно все, что так или иначе связано с текстом. То есть, мне очень интересно изучать процесс создания комикса, например, который включает не только текст. Очень хочу однажды попасть в киноиндустрию, в идеале как сценарист и режиссер. Мне кажется, очень интересно создавать кино. А если из более приземленного, то сейчас это IT-отрасль и немного маркетинг.

В Волгодонске я занимался культурно-массовыми мероприятиями, когда работал в ДК Курчатова, например. Либо помогал за кулисами, либо участвовал на сцене как аниматор или актер. У нас была классная студия, ею руководил Александр Новиков, мы пару раз снимали небольшие спектакли для конкурсов. Помню, что летом 2019 года мы делали интерактивный квест для детей, проводили его в Соленовском ДК для приходящих лагерей.

В 2016 году я примерял на себя роль журналиста. «Блокнот Волгодонск» открывал стажировку, журналистка и PR-менеджер из Москвы собрала маленькую группу, рассказывала о работе и давала нам задания от редакции. Помню, как резал видеорепортаж про топ пляжей в Волгодонске перед открытием купального сезона и как писал текст. Несколько статей было и поездка за репортажем в хутор Заветный. Классный и интересный опыт, первый заработанный текстами гонорар, очень воодушевляющие слова от нашего куратора. Насколько помню, я стажировался все лето или почти все, а к началу учебного года понял, что и физически не смогу везде успевать, и что роль журналиста мне не совсем подходит. После этого еще пробовал устроиться на местную радиостанцию копирайтером, но тестовое задание не удалось, и как-то все заглохло.


В Петербурге пробовал себя копирайтером, в свободное время работал в независимом книжном издательстве «Чтиво», отвечал за связь с блогерами для рецензий, иногда писал посты и аннотации. Какое-то время побыл одним из ведущих проекта «Радио Овердрайв», мы вели эфиры в текстовом формате и прикладывали любимую музыку. Писал на заказ один из аудиогидов для московского застройщика как фрилансер студии «Аудиогиды.ру». В какой-то момент из копирайтера я вдруг стал арт-директором андеграундного бара «Парабеллум» - организовывал мероприятия, помогал в соцсетях. Очень нравилось устраивать кинопоказы, моя маленькая гордость – полный бар на показе «Майора Грома», где приглашенным гостем была блогер Вика Кисимяка. Классный вечер получился.


Хозяйка бара еще и лесной фестиваль ежегодный организовывала, поэтому летом я еще побывал членом команды. Был кем-то вроде ассистента главного организатора – мы с еще одной девочкой носились по полигону и выполняли маленькие и важные поручения. И для этого же фестиваля я писал интерактивный текстовый квест, который мы предлагали фанатам фестиваля как мини-игру. С меня были текст и структура, организатор фестиваля предоставила материалы и некоторые идеи, и еще одна девочка собирала весь текст в бота, которым можно пользоваться. В квест до сих пор можно поиграть, про него не забыли. Так что в список интересов можно еще включить игры.

Когда вы уехали из Волгодонска? Почему выбрали Санкт-Петербург?

Уехал осенью 2019 года. Какой-то веской причины не было. В 2018 году я ездил поступать в Литературный институт в Москве, две недели пожил в столице. Баллов не хватило, не поступил. Но в каком-то смысле даже рад этому, наверное. Вернулся домой и до зимы проработал в магазине обоев кладовщиком.


Еще до Москвы я ездил на форум «Таврида» и фестиваль «Русские рифмы», где познакомился с музыкантами, поэтами, писателями. Они очень много говорили про Петербург. А Катя Яшникова (наверняка слышали ее песни) как-то сказала, что мне очень нужно, если не пожить в Питере, то хотя бы его увидеть. И вот в конце 2018 года перед новогодними каникулами получилось съездить, благодаря родственникам моей одногруппницы – она, кстати, тоже сейчас в Петербурге живет, но в отличие от меня, работает по специальности.


Кажется, я провел в Питере дней 10, очень понравился город. Под конец каникул даже мысль была – просто остаться, не возвращаться, но вернулся. Воодушевленный устроился во Дворец культуры и до осени 2019 года копил деньги на переезд и первое время. Такой, очень осознанный путь получился как будто.

Мне просто понравился город, и стало интересно, как я в нем обживусь,и что со мной будет. В этом плане очень помогло, что родители не пугали и не отговаривали. А когда переехал, все само собой закрутилось, что чужим я себя не чувствовал. Здесь интересно жить.

Когда вы увлеклись писательством? Что вас на это подвигло?

Если именно написание, то началось это в 2013 году, летом между выпускным в школе и зачислением в техникум. В девятом классе нужно было выбирать, куда будем поступать, кем хотим быть. Я тогда плотно сидел на книгах серии «Вселенная метро 2033», покупал каждую, как только она появлялась в магазинчике у «Универмага» в Цимлянске, а потом уже ходил за ними в «Читай-город» в Волгодонске.

В них разные авторы писали интересные истории о том, как люди выживают в разных городах после катастрофы. Почему-то меня это очень захватывало. Когда вышла книга про Ростов-на-Дону, я стал воображать, а как бы в этих условиях выживали в Цимлянске и Волгодонске и фоном придумывал разные детали. Пробовал писать несколько рассказов, которые потом читали одногруппники и хвалили. А мне еще и сам процесс написания понравился, так что я довольно быстро сел писать роман, чтобы его отправить в издательство и увидеть в серии.


Но получилась в итоге небольшая повесть «Придонье». Я ее закончил в феврале 2014 года и отправил нескольким авторам, которые уже публиковались в серии - Денису Шаболову и Анне Калинкиной. Они сдержанно похвалили, отметили потенциал, но объяснили, что мне еще много работы предстоит. Посоветовали тренироваться, писать небольшие рассказы. И вот это одобрение, наверное, меня окончательно убедило, что я могу стать хорошим писателем. Так все и завертелось.

Но сочинял я и до этого, едва ли не все детство. Я очень любил конструкторы LEGO, часами что-то из них строил. Мне покупали набор, я собирал все по инструкции, играл немного, а потом разбирал, чтобы собрать что-то другое. За несколько лет у меня накопился целый мешок деталей, так что было, где развернуться. А играл я, как правило, под кино по телевизору. Вижу какой-нибудь фильм – «Назад в будущее» или «Маску Зорро», и строю из конструктора декорации для персонажей и играю ими в какие-то уже свои новые истории. Мне нравится думать, что мое писательство именно так зарождалось.


Мне кажется, что как на автора, на меня больше влияло кино, чем книги. До девятого класса я довольно мало читал. Нравились былины про богатырей, рассказы про Холмса, серия «Мефодий Буслаев» и «Капитанская дочка». Потом увлекся «Вселенной метро», а когда интерес к ней поутих, уже начал читать гораздо больше и разнообразнее.

Мне кажется, на меня очень повлиял Нил Гейман с его мрачными сказками и «Вечера на хуторе» Гоголя, сформировали интерес к мистике и магии, а Конан Дойль, Эдгар Берроуз и Роберт Говард влюбили в беллетристику. А если говорить о стиле и работе с текстом, то почему-то в голову приходит, что большее влияние здесь было со стороны жанрового кино, комиксов и манги, чем книг.

Вы пишете в прозе? О чем пишете сейчас? Что вас вдохновляет на написание произведений? Кто чаще всего главный герой ваших произведений?

Я пишу только прозу. Со стихами у меня никогда не ладилось, я просто не умею с ними работать, хотя иногда очень хочется, пробую. С прозой легче, для меня в ней простора больше. В основном я пишу городское фэнтези про нечисть и злых людей. Но иногда пишу реалистичные рассказы и очерки. На одном жанре или направлении я не концентрируюсь, потому что в одном и том же быстро становится скучно. Например, сейчас я работаю над романом в рассказах про охотников на монстров, а прошлой осенью писал синопсис криминальной комедии про киллера, который сбежал из тюрьмы за день до освобождения.


Вдохновляет все что угодно, на самом деле. Просмотренный фильм, воспоминание из детства, красивая фотография, заброшенный дом, подслушанный разговор – сложно обобщить, тут с каждой идеей нужно отдельно разбираться. В этом плане хорошо Стивен Кинг сказал: «Мы [писатели] не спрашиваем друг у друга, откуда берем идеи. Мы знаем, что не знаем». Один раз я вообще придумал рассказ из древнего мема.

Я бы сказал, что обобщенно мои главные герои – лишние люди. Те, у кого что-то не получается, кто не может обрести покой, гармонию, свое место. Мне почему-то так кажется. В каждом герое каждого рассказа есть что-то от меня, но это не целиком я. Персонажей я скорее конструирую. Когда понимаю, что он должен сделать в сюжете, нахожу внятное объяснение, почему именно он и именно это, а дальше уже рассказываю самому себе, какой путь этот персонаж прошел, чтобы обрести нужный мотив. В нем могут быть мои ценности, мои мысли и даже мои слова, но в то же время в нем будет многое, чего нет во мне, но есть в ком-то другом.

Сколько произведений вы написали? Какими особенно гордитесь?

Написанных – целиком несколько десятков, наверное. Опубликованных из них, наверное, около 15. Не очень много, если вдуматься. А вот тех, что существуют только как идея или заметка – около 500 было, когда в последний раз проверял. В одних написано пара абзацев, в других пара страниц, в-третьих пара глав. Очень много переключаюсь между разными идеями, в этом мой самый большой минус как писателя. Но сейчас потихоньку исправляюсь, более дисциплинировано к этому подхожу.

Очень горжусь сборником «Дикие истории из Петербурга», например. Это очень маленькая книжечка, в ней восемь коротких историй в жанре магического реализма. Горжусь, потому что это очень искренний текст и эксперимент, который получился. Если коротко, то в этой книге лирический герой поехал на зов Петербурга, чтобы услышать истории, которые не были рассказаны. И каждая из восьми историй посвящена какой-то петербургской детали, которая обыграна исходя из магического мышления, а не научного. Читателям, если верить их словам, очень нравится, поэтому летом буду работать над расширенной версией – там будет гораздо больше историй, и они будут ровнее по стилю.


Второе, чем горжусь, - очерком «Пролог, или двое суток в плацкарте». Я его написал, когда ехал на поезде из Екатеринбурга после фестиваля «Русские рифмы». За три дня со мной случилась очень кинематографичная, как мне кажется, история, и я подумал, что из нее можно было бы сделать интересную повесть. Но пока дальше пролога дело не двинулось, по разным причинам.

Еще, пожалуй, «Федор против нечисти» отмечу. В нем хорошо получилось создать эффект, похожий на комиксовость и кинематографичность. Остальное, чем хочу гордиться, еще либо не написано, либо не опубликовано – ждет своего часа.

Сотрудничаете ли вы с каким-либо издательством? Насколько на сегодняшний день сложно выпустить в тираж книгу?

Нет, с издательствами я пока не работаю, потому что для издательств нужные крупные формы (романы), а у меня в основном либо сборники, либо рассказы. Плюс я к себе очень требовательный, поэтому пока ничего издательствам не отправляю. Отправляю в литературные журналы и альманахи, а для издательств готовлю что-то побольше, посерьезнее и поинтереснее.

Насколько на сегодняшний день сложно выпустить в тираж книгу?

На самом деле не так уж сложно. Как минимум, потому, что это можно сделать за свой счет в таких оффлайн-издательствах, как ростовские «Нюанс» или «Альтаир», или в онлайн-издательствах типа Ridero. За счет издательства чуть сложнее, конечно, но не настолько, чтобы семь потов сошло. Главное – уметь писать, писать хорошие истории и иметь терпение.


Используете ли вы интернет-площадки для размещения своих произведений?

Да, я в основном на интернет-площадках и публикуюсь, сервисов много. Но сейчас я больше сосредоточен на нашем с другом проекте «Нарративная Бригада», где мы публикуем страшные истории в тексте, аудио и видеоформатах во «ВКонтакте», на «Ютубе» и прочих площадках. Скорее всего, там же выйдут и новые «Дикие истории» и еще несколько произведений.

Над какими еще проектами вы работаете и с кем?

Больше всего внимания я сейчас уделяю «Нарративной Бригаде»: пишу посты, пишу сценарии в том числе для подкастов, сочиняю концепции, рубрики, форматы – на этом фокус. Команда у нас из двух человек. Я в ней отвечаю больше за креатив, тексты и редактуру, а мой соавтор Виктор Шумков за счет своего богатого опыта озвучивает истории, создает дизайн и визуал, монтирует ролики. Я потихоньку выхожу из зоны комфорта, пробую тоже озвучивать, привыкаю к голосу, так что возможно, уже совсем скоро один из наших подкастов зазвучит и моим голосом.

Пока мы планируем набрать достаточно рассказов, чтобы сделать первый печатный сборник, а в дальнейшем, конечно, смотрим в сторону аудиосериалов и видеоформата. Вполне возможно, что попробуем снять короткометражный фильм или веб-сериал.


Кроме «Нарративной Бригады», уже упоминал, работаю над расширением «Диких историй». Кроме, собственно, новых историй для книги, я планирую еще несколько дополнений. Например, сейчас активно изучаю конструкторы карт, чтобы после прочтения книги читатель мог побывать в Питере в тех же местах, в которых был герой рассказов.

Параллельно не очень активно веду книжный блог на платформе «Дзен», там публикую обзоры на прочитанные книги. Что-то вроде читательского дневника с 600 подписчиков.

Какие у вас планы на ближайшее и не только будущее?

Из ближайшего – развивать «Нарративную Бригаду» и привести в порядок все, что было написано в стол, чтобы опубликовать. В следующем году запланировал посещение нескольких гик-фестивалей вроде Старкона, чтобы показать людям наш проект, и что мы делаем.


А если не про «Бригаду», то продолжать писать рассказы, продолжать писать крупную форму, чтобы было с чем идти в издательства. И продолжать учиться писать сценарии для кино.

Часто ли бываете в Волгодонске? Как думаете, смогли бы вы реализоваться в своей сфере деятельности, останьтесь вы в Волгодонске?

Не очень часто, к сожалению, тяжеловато добираться, но, когда возможность появляется, стараюсь приезжать. В прошлый раз был в начале апреля.

Если речь о работе в IT, то думаю, что вряд ли бы реализовался. По крайней мере, я не слышал, чтобы в Волгодонске были IT-компании. А на удаленку, как оказалось, в IT не очень охотно людей берут. Слишком много трудностей с обеспечением доступов. Думаю, что останься я в Волгодонске, у меня была бы какая-то другая работа, возможно, в совсем другой сфере.

Если речь про литературу, то скорее смог бы, чем нет. Писательство – это работа интроверта. Сидишь дома один в тишине и пишешь. Это можно делать, откуда угодно. Если есть интернет, можно публиковаться на любой доступной площадке и общаться с любым издателем. Так что, в литературном плане мало бы что изменилось.


С другой стороны, без Петербурга у меня бы не было такого широкого и разнообразного опыта в текстах. Сейчас, кроме художки, я умею писать посты, кейсы, статьи, пользовательские инструкции, сценарии обучающих роликов для онлайн-школ, аудиогиды и музейные экскурсии, интерактивные текстовые квесты. Все это со мной случалось в Питере, поэтому думаю, что навыков у меня было бы гораздо меньше, оставайся я в Волгодонске. Ну и «Нарративная Бригада» бы не появилась без Петербурга, само собой.

Есть ли в Волгодонске достойные писатели?

Да, конечно, писатели есть. В Волгодонске как минимум два литературных объединения: «Лира» и Российский союз профессиональных литераторов. Я состою в последнем. Они ежемесячно проводят собрания, читают свои тексты, обсуждают, выпускают альманахи, выступают на городских мероприятиях, проводят выездные мероприятия, участвуют в конкурсах. Литературный процесс в Волгодонске есть, пусть и не такой масштабный, как в той же Москве.

По большей части это люди старшего поколения, которые сформировали комфортную для творчества среду, с удовольствием принимают новых авторов, особенно стараются привлекать молодежь. Надеюсь, когда-нибудь у них получится стать чем-то большим и масштабным.

Еще знаю, что в Волгодонске живет писатель Виктор Лебедев – он написал несколько книг для «Вселенной метро 2033», в одной из них описал Волгодонск, кстати. В этом году у него вышел роман «Обратная сторона серебряной монеты», с метро не связанный.

Какие плюсы и минусы вы видите в Волгодонске?

Не сказал бы, что это именно плюсы и минусы. Волгодонск – молодой и маленький город. Ему 74 года, а тому же Петербургу, который еще и столицей побывал, 321 год. Понятное дело, что Волгодонск будет уступать во многом. Но это не такой уж плохой город. В нем хорошо, тихо, спокойно. В нем приятно отдыхать после суеты большого города.

Если смотреть обособленно, то мне, например, после Питера не хватает какой-то культурной прослойки активной. Площадок, где будут выступать музыканты и поэты, например. У нас из таких только ДК и библиотеки, а в большом городе это и клубы, и бары, и молодежные пространства, и антикафе. В Волгодонске такого пока нет. Не потому, что город плохой, а потому что пока еще не время.


Все это начнет развиваться, когда в городе сначала будут хотеть оставаться, жить и работать, а затем – начнут еще и активно приезжать, чтобы поселиться. Такие люди будут привозить с собой из других городов классные идеи и пробовать их реализовать. Но для этого в Волгодонске как минимум должно быть достаточно работы. Наверное, это я бы назвал большим минусом. Вернись я сейчас в Волгодонск, я бы не нашел себе работу по душе, скорее всего, и работал бы удаленно на компанию из другого города. По-другому я себе это пока не представляю.

Наверняка, наше интервью будут читать начинающие писатели. Что бы вы им посоветовали, чтобы реализоваться в данной сфере? Какими качествами для этого нужно обладать, а от каких, наоборот, стоит отказаться? 

Наверное, в первую очередь, посоветовал бы не бояться и не стесняться быть искренним в своих произведениях. Не бояться осуждения и не думать о том, что кто-то в твоем тексте узнает самого себя и обидится. Самоцензура до добра не доводит.


Еще рекомендовал бы обязательно дописывать любой свой текст, доводить начатое до конца. А дописанное затем публиковать на всех доступных площадках. Это поможет выбрать наиболее удобную площадку и вовлеченную аудиторию.

И советую не возвращаться к старым текстам, чтобы их переписать. Это слишком затягивает и заставляет топтаться на одном месте вместо того, чтобы двигаться дальше и становиться лучше. В остальном – слушайте себя, а не кого-то, идите своим путем, а не навязанным, не завидуйте чужому результату, достигайте собственных.

Вряд ли в писательстве есть универсальные качества. Истории авторов слишком друг на друга не похожи, в том числе из-за очень разных качеств и недостатков. Главное – любить то, что делаешь, остальное приложится.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Мы из Волгодонска  
ВолгодонскСанкт-ПетербургновостиписательфэнтезистроительITсборникиздательстволитература
2
1
Народный репортер + Добавить свою новость