Волгодонск Суббота, 23 ноября

Город на 400 тысяч человек, перепись тунеядцев, автобусы для детсадовцев, дело селедки иваси: о чем писали газеты 43 года назад

Главным событием марта 1980 года стала официальная презентация Генерального плана развития Волгодонска.

4 марта 1980 года состоялась первая сессия Волгодонского городского Совета народных депутатов 17 созыва. На нем был представлен Генеральный план Волгодонска, разработанный институтом проектирования городов «Гипрогор». В нем определены основные направления территориального развития, планировки, застройки и благоустройства на 25-30 лет и на первую очередь до 1985 года. Численность населения была определена на первую очередь в 200 тысяч человек и к концу расчетного срока, то есть к 2010 году - 400 тысяч человек. В 1980 году в Волгодонске проживало 120 тысяч человек. Пик населения города пришелся на 1993 год — 183 тысячи человек. Фактически население города в конце 80-х годов временами превышало 200 тысяч человек.

Генеральным планом предусматривалось создание новых микрорайонов города в течение проектного срока на трех смежных площадках рядом с Цимлянским водохранилищем. Объем жилищного строительства на проектный срок был определен, исходя из обеспеченности общей жилой площадью в 18 квадратных метров на жителя, роста населения до 400 тысяч человек и составил 6,4 миллионов квадратных метров. На дома в 5 этажей отводилось 15-20% , в 9 этажей - 50-60%, 12 -16 этажей — 20-35%. Общая стоимость жилых домов на первую очередь оценивалась в 248,6 миллионов рублей, а объектов культурно бытового назначения — 171,6 миллионов рублей.

В непосредственной близости от домов, на расстоянии 300-500 метров, должны были размещаться: детские сады, общеобразовательные школы, раздаточные пункты молочных кухонь, основная сеть продовольственных магазинов, столовые, парикмахерские, аптеки, сберкассы и ряд друтих объектов. В пределах жилого района, на расстоянии от жилых домов 1200 - 1500 метров предусматривалось размещение клубов, кинотеатров, домов пионеров, библиотек, продовольственных, промтоварных магазинов, диетических столовых, кафе, ресторанов, спортзалов, ателье.

Впрочем разработчики генплана констатировали, что развитие города происходило неравномерно: промышленные объекты «Атоммаша» строились быстрее, чем жилье, а строительство жилья в свою очередь опережало возведение школ, детских садов и прочих социальных объектов. Проекты того же парка Молодежного, большой городской набережной были фактически «похоронены» в те годы. Констатировалось и низкое качество благоустройства. В новых микрорайонах не было обочин дорог, кюветов, ливневой канализации, мало зеленых насаждений. Это делало город во время дождей грязным и неуютным.

Проект значительно увеличивал территории зеленых насаждений и спортивных устройств (с 5,7 до 25,6%). В генеральном плане была запроектирована комплексная система озеленения и орошения зеленых насаждений.

В генплан были заложены и проекты по реконструкции транспортных магистралей, связывающих Волгодонск с другими городами. К числу основных мероприятий по реконструкции и строительству автомобильных дорог относили реконструкцию автодороги областного значения Ольгинская - Волгодонск по нормам первой технической категории, строительство дороги республиканского значения Волгодонск — Дубовское - Зимовники - Сальск - Краснодарский край и реконструкция дороги Цимлянск — Волгодонск по нормам первой технической категории. Примечательно, но проект реконструкции трассы Ростов — Волгодонск планировали завершить только в 2025 году уже в наши дни. В генплан был включен проект строительства нового пассажирского речного вокзала в новой части города.

Автобусы для детей и такси к самолету

В 1980 году новый город активно строился, но детских садов и школ не хватало. Многим юным волгодонцам приходилось каждый день ездить в старый город на учебу. Но как быть малышам из детских садов, ведь родители далеко не всегда могли привезти их от дома к саду.

Для решения этой проблемы в городе разработали программу «детских автобусов», пассажирами которых могли быть только школьники и детсадовцы. Всего было организовано два таких маршрута, охватывающих жилые массивы нового города и школы, детские сады в старой части Волгодонска.

Маршрут №1 проходил от парка «Дружбы» через Красный Яр по улице Степной до улицы 50 лет СССР, маршрут №2 проходил от окраины нового города на остановке рядом с домом №5 по улице Дружбы, далее по улице Морской до площади Ленина.

Много вопросов вызывало и сообщение Волгодонска с аэропортом в Цимлянске. От Волгодонска до аэропорта ходили три маршрутных такси, график движения которых был привязан к расписанию авиарейсов. Интервал движения маршрутных такси составлял 22 минуты. Кроме того, для тех, кто пользуется услугами «Аэрофлота» в городском таксопарке было зарезервировано три такси.

Сколько в Волгодонске тунеядцев?

Тунеядец — сейчас это слово можно можно услышать только в старых фильмах, или в качестве шутки. Но еще в 80-е годы не работать без уважительной на то причины было нельзя, ну или почти нельзя. Уголовный кодекс предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года в том случае, если человек вел антиобщественный образ жизни и упорно не желал работать. Заключение в колонии часто включало и принудительное лечение от алкоголизма.

В Волгодонске в 1979 году было выявлено 209 тунеядцев, к уголовной ответственности привлекли 15 человек. Чаще всего тунеядцы принудительно привлекались в общественно полезным работам на благо города. Один из тунеядцев полгода жил на пенсию своей бабушки, пожилая женщина была не в силах отказать в просьбах внука помочь ему материально.

Настоящие аферисты будут жить вечно

На пороге вашей квартиры появляется вежливый и неотразимый электрик/сантехник/оконный мастер или сотрудник газовой службы и настоятельно требует поменять счетчик или срочно заменить резиновую прокладку на окне. Знакомый способ обмана? С такими же жуликами сталкивались волгодонцы и 43 года назад.

12 февраля двое мужчин, выдавая себя за электромонтеров электросетей, зашли в дом пенсионерки Спиридоновой, сорвали пломбы на электросчетчике, сняли его корпус, затем установили на место и после этого потребовали 6 рублей за «замененные» детали. Спиридонова оплатила затребованную сумму. Выходя из квартиры, «электромонтеры» потребовали еще три рубля за «работу». Подобные случаи произошли с жильцами улиц Фрунзе, Кирова, Степной в старой части Волгодонска. Поймать жуликов по горячим следам тогда так и не удалось.

Силач покусился на селедку-иваси

Алкоголизм до добра не доводит, а часто делает человека посмешищем. Именно в такой ситуации оказался 27-летний Николай Лукашевич, который в поисках соленой закуски геройски утащил из магазина целую бочку с соленой селедкой. В тот злосчастный день парень проснулся после полуночной пьянки, но в доме из алкоголя для опохмеления оказался только «тройной одеколон». А вот закуски не было вовсе.

Парень вспомнил, что рядом находится продовольственный магазин № 5, но денег у него с собой не было. Молодой человек увидел бочку с селедкой иваси, и воспользовавшись отсутствием продавцов, утащил ее к себе домой. В розыски включился работник милиции, которому удалось напасть на след. На Лукашевича завели уголовное дело за кражу.

Константин Прибрежный

По материалам сайта архива газеты "Волгодонская правда" сайта "Волгодонск. Интернет-музей" в рамках проекта  «История города в цифровом формате» Юрия Зиненко.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: По страницам старых газет Волгодонск  
старые газеты1980 годВолгодонск
4
0
Народный репортер + Добавить свою новость