Почти 57 лет назад в небе над Цимлянским водохранилищем столкнулись военные самолеты
Ту-16. В хвосте самолета можно увидеть турель с пушками.
Читайте также:
- Как пьяные директора из Волгодонска «угнали» самолет и заживо сгорели в авиакатастрофе под Цимлянском (07.05.2021 17:01)
- Почему улицу Прибрежную в Волгодонске до сих пор называют Малой Морской (09.04.2021 17:00)
- «Первоапрельская шутка на миллиарды»: как должен был выглядеть самый загадочный завод-гигант в Волгодонске (01.04.2021 19:54)
В мае 2021 года исполняется 57 лет со дня авиакатастрофы над Цимлянским водохранилищем.
Тогда недалеко от старого Цимлянска столкнулись и упали в воду два реактивных самолета ВМФ СССР. Некоторое время спустя обломки самолетов несколько месяцев пролежали на берегу Сухо-Соленовского залива в Волгодонске.
В глубине городского кладбища Цимлянска есть небольшая скромная могила. Она отличается от всех захоронений по соседству. Еще несколько лет назад на надгробии можно было рассмотреть фотографии двух молодых парней в военной форме, разделенные изображением якоря и самолета. Здесь нашли последнее пристанище 27-летний гвардии старший лейтенант штурман Росляков и 34-летний гвардии сержант радист Михеев. Надпись на могильной плите гласила: «13 мая 1964 года при исполнении служебных обязанностей погибли наши боевые друзья. Ваша преданная служба родине будет вечно для нас примером».
Могила на кладбище Цимлянска осталась последним материальным свидетельством катастрофы в небе над Цимлянским водохранилищем. Тогда в среду 13 мая 1964 года в нескольких километрах от станицы Хорошевской столкнулись два реактивных самолета Ту-16: ракетоносец и топливозаправщик. Около 10 часов утра небо над водохранилищем озарила яркая вспышка. Ее видели как из Волгодонска, так и, особенно хорошо, с северного высокого берега водохранилища.
Участниками авиакатастрофы стали два реактивных самолета Ту-16 из состава авиации Балтийского флота, базировавшиеся на авиабазе Быхов в Белоруссии. Один из них был топливозаправщиком, второй - ракетоносцем. Ту-16 нес на борту недавно принятую на вооружение первую в своем роде крылатую противокорабельную ракету К-10С. Последним управлял сам командир 170-го морского авиационного ракетоносного полка ВВС Балтийского флота подполковник Буренков. Ракетоносец должен был принять участие в учениях на Каспийском море. На весь маршрут полета топлива не хватало, поэтому в программу учений была включена и дозаправка самолета в воздухе. Местом встречи ракетоносца и топливозаправщика было назначено небо над приметным с воздуха Цимлянским водохранилищем.
Операция дозаправки в воздухе считалась среди пилотов крайне опасной и требовала филигранной работы со стороны летчиков, до 1964 год уже было несколько опасных авиационных инцидентов, связанных в передачей топлива в воздухе. 13 мая же Ту-16 вначале штатно принял топливный шланг от своего собрата и почти закончил перекачку топлива, как вдруг самолеты попали в облачный фронт и зону турбулентности. Именно в условиях ограниченной видимости командир ракетоносца принял решение о досрочном прекращении подачи топлива, после чего совершил роковой маневр. Бомбардировщик не смог удержать курс и врезался в шедший параллельным курсом топливозаправщик. После столкновения загорелся авиационный керосин. Горящая смесь вылилась и разлилась по воде, продолжая гореть, не затухая еще некоторое время.
В полукилометре от места столкновения самолетов находился небольшой катер «Отважный» организации «Цимлянскрыбвод» под управлением Алексея Губеева. Именно он и спас оставшихся в живых летчиков, в шоковом состоянии оказавшихся в воде в нескольких километрах от берега среди горящих пятен авиационного керосина.
- Мы вышли в море наловить мезидов для одного ленинградского НИИ. Наш рулевой Коля Кулагин стоял за штурвалом, я присел почитать. Вдруг – взрыв! Причем он был настолько сильный, что катер аж подбросило. Сразу же мысль в голове: война началась! Потом поднимаю голову – с неба огонь, летят обломки самолетов, и вместе с железками падают люди. Картина была жуткая. Не знаю почему, но на летчиках даже не было парашютов, поэтому они так и летели вниз – камнем. Живыми мы достали только пятерых человек. Одного, к сожалению, не успели – пока занимались другими, он захлебнулся. Все были в шоке, постоянно твердили: «Твою мать, твою мать, что ж он натворил?!» - рассказывал уже в 2000-е годы Алексей Губеев.
Всего погибшими были признаны семь человек из экипажей двух самолетов. Позднее стали известны и обстоятельства трагедии.
- Потом мне военные, которые за пилотами приехали, объяснили, о чем они вели речь. Вроде бы, когда самолеты зашли в облака, командир бомбардировщика занервничал и принял решение аварийно отцепить топливный шланг. Но самолет повело в сторону и он врезался в заправщик, - рассказывал позднее Губеев.
Спасенных летчиков Губеев доставил к причалу рыболовецкого колхоза «15 лет Октября» в хуторе Крутой под Цимлянском. Примерно через час после авиакатастрофы берег водохранилища был оцеплен военными, к месту трагедии для проведения поисково-спасательных работ перебросили вертолеты, для поисков были мобилизованы рыболовецкие суда, суда технического флота речного порта Волгодонска и Цимлянской лесоперевалочной базы. Буквально на следующий день приступили и к операции по обнаружению и поднятию на поверхность обломков самолетов. Для этих целей был выделен плавкран. В Цимлянск прибыла и бригада водолазов ВМФ. Обломки самолетов поднимали из воды, грузили на баржу и доставляли на берег.
Могилы летчиков на кладбище Цимлянска. Фотография из фондов Цимлянского районного краеведческого музея.
Обстоятельства трагедии сразу засекретили. Спустя некоторое время Алексею Губееву и его напарнику Николаю Кулагину за спасение летчиков вручили часы, но посоветовали не распространяться о произошедшем. Но вспышку в небе над водохранилищем видели десятки людей, поэтому новость о двойной авиакатастрофе сразу облетела Цимлянск и Волгодонск. К операции по подъему самолетов были мобилизованы и силы речного порта Волгодонска.
Как минимум, некоторую часть обломков самолетов привезли в Волгодонск. С баржи плавкрана их выгрузили на территории лесоперевалочного комбината, примерно в том месте, где сейчас строится мост через Сухо-Соленовский залив. Ценное оборудование самолетов было вывезено сразу, но и спустя несколько месяцев на берегу залива остались брошенными десятки больших и малых частей самолета. В противоположность первых дней после авиакатастрофы, остатки самолетов на берегу залива не охранялись. Новость о таком складе на лесобирже быстро стала известна волгодонцам. Особенно большой интерес к обломкам крушения самолетов проявили дети. Так как в небе над водохранилищем столкнулись два однотипных самолета, точно определить, детали от какой воздушной машины попали на берег водохранилища спустя годы нельзя.
- Обломки самолета разместили на берегу залива. Тогда территория лесобазы не была ограждена, больших заборов не было. Я тогда учился в 6 или 7 классе. Пацанами ходили на залив ловить рыбу. В воде было много топляка, среди которого и пряталась рыба. Там на берегу и были свалены обломки. Их набралось бы на средний грузовик. На территории они пролежали несколько месяцев. Охраны никакой не было. Как-то появился какой-то дед и попытался нас прогнать в сторону, но мы от него легко ускользнули. Что запомнилось? На берегу лежала кабина заднего обзора с колпаком для бортового стрелка с пулеметной или пушечной турелью, части обшивки самолета и нечто, похожее на диски для колес. Мы эту турель крутили в разные стороны. Кто-то нас надоумил, что диски сделаны из магния. Мы металлическими деталями крошили эти диски и не отходя от обломков тут же разжигали костер и бросали в него кусочки магния. Магниевый сплав быстро накалялся и с резким хлопком вспыхивал и горел ярко-красным пламенем. Ближе к осени и эти обломки увезли, - рассказал волгодонец Анатолий Чалых.
По словам Чалых, один из спасенных летчиков после выписки из госпиталя и демобилизации остался жить в Волгодонске, поселившись в Старо-Соленом и устроившись работать по гражданской специальности в Восточные электросети. Сейчас этого человека уже нет в живых. Несколько лет назад в Цимлянске ушел из жизни и капитан Алексей Губеев, который и спас летчиков.
Катастрофа в небе над Цимлянским водохранилищем породила и одну их первых «городских легенд» Волгодонска. Она утверждает, что воды искусственно моря могут скрывать в нем ни много ни мало - целую ядерную бомбу. Некоторые слабые основания для этого были. Очевидцы столкновения самолетов, в том числе и Алексей Губеев, утверждали, что Ту-16 нес крылатую противокорабельную ракету КС-1, которую и планировали использовать во время учений в акватории Каспийского моря. Ракета ушла под воду, но что с ней стало дальше - неизвестно. По одной версии ее могли поднять, по другой - она осталась лежать на дне. КС-1 могли оснащаться как ядерным боезарядом, так и почти 600 килограммами взрывчатки в боевой части. На авиабазе в Быхове, откуда и поднялся в роковой полет Ту-16, в 60-е годы была создан пункт хранения ядерных зарядов. Но следует учитывать, что во время учений часто использовались ракеты с инертным материалом вместо взрывчатых веществ, а ядерные боеприпасы такого типа испытывались считанное количество раз и строго на ограниченном количестве полигонов, к которым Каспийское море не относилось. Но, так или иначе, спустя 57 лет после авиакатастрофы не было представлено официального заключения о ходе спасательных работ. Была поднята ракета, или она осталась лежать на дней водохранилища, официально неизвестно до сих пор.
Анатолий Чалых, сам в прошлом моряк, указывает, что в лоции Цимлянского водохранилища не указывается о вероятной опасности для судов из-за нахождения на дне взрывоопасного предмета. Глубина водохранилища на месте падения самолета колеблется от 5 до 19 метров в районе русла Дона, поэтому формально поиск ракеты при наличии технических средств не представлял проблемы.
Анатолий Козин
Новости на Блoкнoт-Волгодонск