Подрезанные крылья Волгодонска
Почти 15 лет Волгодонск живет без собственного аэропорта, а тема его восстановления упорно обходится молчанием со стороны Ростова. В развитие транспортной инфраструктуры области вкладываются десятки миллиардов рублей, но все выгоды от этого получает только ростовская агломерация. По некоторым данным, аэропорт Ростова сознательно не развивает аэропорт Волгодонска, перетягивая все пассажиропотоки области на себя.
Волгодонск – один из крупнейших городов области, который последовательно лишился прямого авиационного и железнодорожного сообщения, но все реализуемые в области программы развития транспорта упорно обходят решение транспортных проблем города стороной.
Находящийся в Цимлянске аэропорт «Волгодонск» не используется с 2002 года. Для собственника аэровокзального комплекса – аэропорта Ростова-на-Дону – волгодонской аэропорт оказался «чемоданом без ручки» – здание приходится содержать, отапливать, выполнять небольшой ремонт. Но понимания, что делать с таким дорогим объектом, у собственника и областного правительства нет . Взлетно-посадочная полоса, способная принимать среднемагистральные самолеты и в сооружение которой были вложены десятки миллионов советских рублей, в лучшем случае используется как трасса для автомобильных гонок. За 15 лет без работы здание аэровокзала ветшает, приходит в негодность и взлетно-посадочная полоса. Часть вокзального комплекса, а именно гостиницу, за последние годы растащили на кирпичи. Несколько раз аэропорту пытались найти сторонних инвесторов, но все переговоры закончились только ничего не обязывающими декларациями о намерениях.
История аэропорта как в калейдоскопе повторяет судьбу региональной авиации в России: появление в предвоенные годы, бурное развитие в послевоенные десятилетия и фактический развал в пореформенное время. С 1934 года, с перерывом на войну, в Цимлянске работала сначала посадочная посадка, а с 70-х годов и современный аэропорт с аэровокзалом. Трудно поверить, но раньше самолеты малой авиации совершали регулярные рейсы в Жуковскую, Дубовское, Ремонтное и Зимовники. Волгодонск напрямую был связан с Самарой, Уфой, Москвой, Сочи, Минеральными Водами, Симферополем, Харьковом, Киевом, Челябинском, Свердловском. Тогда воздушные ворота Волгодонска считались вторым по значимости и технической оснащенности аэропортом области.
Эта идиллия закончилась уже в начале 90-х годов. Сначала буквально за пару лет испарилась вся сеть внутриобластных авиационных перевозок, а затем началось поэтапное сокращение и дальних маршрутов. Тогдашние власти города Волгодонска попытались выправить ситуацию создав авиакомпанию, «Волгодонские авиалинии», состоящую из одного самолета, который время от времени несколько раз в неделю летал из Цимлянска в Москву и обратно. Сама авиакомпания часто балансировала на грани рентабельности, а аэропорт, остававшийся филиалом Ростовского аэропорта, был убыточным. В 2001 году у собственников аэропорта не нашлось денег на получение сертификата соответствия выполняемых работ, что и стало формальным поводом для закрытия аэропорта.
В 2009 году в областном правительстве вновь заговорили о необходимости развития сети местных аэропортов. Через несколько лет была принята и соответствующая «концепция развития малой авиации в Ростовской области». Но дальше громких обещаний и нескольких статей в региональных СМИ дело не сдвинулось. Решить по какой схеме и на чьи деньги будут возрождаться малая авиация областные чиновники так и не решили. А вскоре у Ростова появилась новая крайне дорога игрушка – строящийся международный аэропорт, который недавно был назван в честь атамана Платова. Следует помнить, что в первой половине 2000-х годов в России появилась программа субсидирования местных региональных авиационных перевозок. Основную часть средств получили авиакомпании Дальнего Востока, но часть денег досталась и перевозчикам, работающим между региональным аэропортами Поволжья. Ростовская область в эту программу фактически не попала — летать самолетам за исключением Ростова-на-Дону и Таганрога оказалось некуда.
В областном правительстве Волгодонск часто называют «столицей востока области», но жители и гости Волгодонска могут выбраться из города только на автобусах, а трасса от Волгодонска до Ростова в некоторых местах напоминает стиральную доску. Без отстаивания интересов города перед федеральным и областным центрами Волгодонск рискует навсегда остаться в транспортном тупике.
Новости на Блoкнoт-Волгодонск