Волгодонск Пятница, 01 ноября
Общество, 28.10.2020 19:07

«Спортивное ориентирование - это шахматы на бегу»: тренер-педагог Евгения Петина

Новым героем рубрики «Лица города» стала известная в Волгодонске тренер по скалолазанию и спортивному ориентированию Евгения Петина.

Воспитанники системы внешкольного дополнительного образования в Волгодонске приносили известность нашему городу во многом благодаря молодым и талантливым педагогам, которые могут зажечь в ребенке интерес к выбранному виду спорта, искусства или иной деятельности. Одним из таких людей стала тренер-преподаватель по спортивному ориентированию, туризму и скалолазанию в Центре детско-юношеского туризма «Пилигрим» Евгения Петина.

35-летняя выпускница московского института физкультуры, уже сумевшая получить звание мастера спорта, обучает совсем маленьких волгодонцев скалолазанию и спортивному ориентированию. Первый из этих видов спорта уже вошел в число олимпийских дисциплин, а значит, в будущем Волгодонск могут прославить новые звездочки в этой молодой спортивной дисциплине.

Расскажите о своей семьей, кто ваши родители?

Родилась я в 1985 году в Волгодонске. В семье я единственный ребенок. Здесь же и школу окончила. Родители для меня - это выдающиеся люди. Моя мама Смола Людмила Александровна, папа - Смола Василий Владимирович. Мама - строитель, а папа - водитель. Родители родом из Крыма из Джанкойского района. Там же на малой родине и познакомились, а в Волгодонск решили ехать строить свое будущее вместе, когда узнали об «Атоммаше».

1.jpg

В какой школе учились, чем увлекались в детстве?

Училась в школе №10. Тогда она была простой общеобразовательной школой. До пятого класса занималась тем, что нравится. Перепробовала много всего. Кружки в основном были бесплатные, поэтому можно было испытать себя везде. Родители были не против такой активности вне школы. Ходила и на Станцию юных техников, и на танцы, и по другим кружкам. А в пятом классе к нам пришел тренер по физкультуре и сказал: «Ребята, мы с вами будем ходить в походы, ездить на соревнования, лазить по веревкам». И это был мой первый и единственный тренер Пеняев Сергей Александрович. После этого мне уже не захотелось ничем заниматься. Сергей Александрович настолько нас увлек туризмом, что другие хобби ушли на второй план. Сам он в туризм пришел из шоссейного велосипедного туризма. Пеняев на базе школы №10 создал тогда целую спортивную группу с туристическим уклоном. Нас было почти 2 класса, человек 40. После занятий мы собирались на Дзержинского. Там в обычной трехкомнатной квартире на первом этаже дома находился ВВК - Волгодонский внешкольный комплекс. Одну из этих комнат и отдали туристам. Через дорогу находился тренажерный зал «Факел». Вот в этих двух помещениях мы тогда и занимались. Потом договорились с директором родной школы и тренировки стали проводить в спортивном зале.

2.jpg

Чем там привлек туризм?

Наверное, возможностью быть ближе к природе и тем, что нашим тренерам удалось создать большой коллектив, который нас всех сплачивал. Мы занимались всем: участвовали в КВН, организовывали праздники, ходили на уроки ориентирования, бегали кроссом. С первых занятий мы стали очень много выезжать за пределы города в окрестности лагеря «Жемчужина Дона» в Волгодонске, ходили походами по Цимлянскому и Волгодонскому районам.

Как решили строить свою профориентацию?

Все очень просто получилось. В старших классах руководитель «Пилигрима» Валерий Борисович Платонов предложил поработать в детском приходящем лагере летом. Мы стали заниматься с младшими возрастами тем же туризмом и спортивным ориентированием. А в одиннадцатом классе вопрос с выбором профессии уже не возникал. Большая часть товарищей по секции отправилась в педагогические вузы. Я поступила в местный филиал Ростовского педагогического института в школе № 19/20, но на старших курсах перевелась в Москву в Российский государственный университет физической культуры спорта, туризма и фитнеса. В Москве я в 2011 году закончила магистратуру по специальности «Спортивно-оздоровительный туризм». А после вернулась в Волгодонск и устроилась в центр «Пилигрим» тренером-преподавателем, ведь мне нравилось заниматься с детьми и передавать им свой опыт. Да и родителей не хотела покидать.

3.jpg

Какие дисциплины сейчас преподаете? Трудно работать с детьми?

Преподаю спортивный туризм, скалолазание и ориентирование. Сейчас у меня три группы и все - малыши с шести лет. Еще во время учебы в РГПУ мы набирали детей, тренировались с ними, выезжали на соревнования. Дети, когда им нравятся занятия, просто заряжают своей энергией. Но они всегда столько требуют и задают так много вопросов, что приходится самой постоянно учиться.

Кто-то может сказать: «А что здесь вообще знать и уметь надо?». Вышел за город и пошел куда надо.

Спортивное ориентирование и скалолазание это не просто дисциплины, которые позволяют гулять по природе или залезть на холм. Уже давно существуют профильные соревнования, а скалолазание уже стало олимпийским видом спорта, спортивное же ориентирование представлено на Зимних Олимпийских играх как часть лыжного спорта. Само ориентирование - это уникальный вид спорта. Его можно сравнить с шахматами на бегу. С помощью компаса и карты, на которую нанесена контрольная дистанция, необходимо найти и пройти все контрольные пункты. Все время нужно думать, читать рельеф, смотреть перспективу. Спортивное ориентирование, скалолазание и туризм развивают в человеке коммуникабельность, настойчивость, сообразительность. Мы можем приспосабливаться ко всем изменениям вокруг и быть пластичными. Туризм - это выносливость, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность, ориентирование - это развитие пространственного мышления, скалолазание - хорошая физическая форма, гибкость, целеустремленность, умение подавлять в себе страх. Все три дисциплины вместе дают хороший результат. Можно приехать в незнакомый город и быстро сориентироваться в нем, знать как вести в себя в лесу или в поле. Туризм это такой большой вид спорта, что закончить играть в него невозможно.

Когда-нибудь терялись в лесу или в поле?

Было и такое. Во время учебы в университет наша группа отправилась на ночное ориентирование во время соревнований в лесах Калужской области. Мы вышли за пределы участка, ограниченного картой и заблудились. А навигаторами запрещено пользоваться по регламенту, путь можно искать только по карте и компасу. Моросил дождь, вокруг темнота. По условиям соревнований мы взяли с собой палатку, но забыли тент. Поэтому палатку пришлось устанавливать вверх дном во избежание просачивания воды внутрь.

4.jpg

Популярность этих видов спорта растет или падает?

Растет, особенно в больших городах, интерес к спортивному ориентированию и особенно к скалолазанию. В Санкт-Петербурге спортивное ориентирование даже в школьную программу добавили как урок физической культуры. Вместо обычной физкультуры дети выходят на школьный двор и там занимаются элементами ориентирования. Но в Волгодонске мы немного потеряли ориентирование. В городе есть хороший тренер по ориентированию Нурбулат Идельбаев. Он активно продвигает ориентирование в городе, сам рисует мелкомасштабные карты, например Цимлянского района, где проходят даже областные соревнования и соревнования российского уровня. Сейчас он как раз планирует создать в Волгодонске Федерацию ориентирования.

Что посоветует почитать или посмотреть первокласснику для закрепления интереса к этим видам спорта?

Самым маленьким хорошо пойдут книги про путешествия, пиратов, приключения. Все смотреть пиратские фильмы и читать пиратские истории, то там везде есть карты. Это, пожалуй, самый квестовый жанр художественного творчества для детей, где надо  клад зарыть, место замаскировать, нарисовать карту и через много лет найти с ее помощью сокровища. Так и спортивное ориентирование - это поиск тайного места на карте, которую еще необходимо научиться читать и понимать. Как в школе учат алфавит, так у нас на занятиях дети учатся языку топографической карты. Мы разбираем каждый топографический знак, где и почему на карте он находится. Потом выходим на природу и сопоставляем обстановку на карте и на местности.

5.jpg

У вас сейчас большая семья? Супруг поддерживает увлечения и такой активный образ жизни?

С будущим супругом я познакомилась во время одной из тренировок на скалодроме. Он работник атомной станции. Можно сказать, что нас связало общее увлечение. Хотя, стоит заметить, что мой муж никогда не увлекался ориентированием. Но я его познакомила с таким активным досугом, теперь это наше общее увлечение. У нас в семье пока двое детей. Платону 6 лет, а Арсению - 2 года. Дети всегда со мной рядом и уже знакомы с основами спортивного туризма. Бывают на тренировках, пока больше смотрят, но уже кое-что повторяют и умеют, особенно старший Платон. Пока были совсем маленькие, больше наблюдали, а как подросли, стали проявлять больше интереса. Мы увлекаемся многим, но больше всего активным отдыхом - это ориентирование, мультиспорт. Мультиспорт - это комплексные виды спорта в одной дисциплине. Это может быть сплав на байдарках, после пересаживаемся на велосипед, едем по карте, затем преодолеваем скальный подъем. Отдельно всей семьей регулярно, если позволяет время и погода, отправляемся в велопоходы. Весь отпуск проходит в таких активных поездках. Раньше любила читать книги на бумаге, сейчас всей семьей перешли на аудиокниги.

Анатолий Козин

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
  Тема: Лица города Волгодонска  
Лица городаВолгодонскспорт
4
0
Народный репортер + Добавить свою новость